Школа № 7 г. Новогрудка ориентирована на развитие многофункционального образовательного пространства, которое можно разделить на содержательные модули:
- военно-патриотический (кадетское движение, ориентированное не только на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, но и на знакомство с военным делом, ориентацией на поступление на военные специальности — первый выпуск кадет 2018 г. — 78 % поступления в учреждения высшего образования военного профиля);
- спортивный (подготовка спортивного резерва с последующей передачей в специализированные учебно-спортивные учреждения);
- этнографический (популяризация белорусского языка и культуры через функционирование белорусскоязычных классов, возрождение аутентичных традиций Новогрудчины).
Сегодня в учреждении работают над модулем допрофессионального и профессионального образования.
Чем раньше учащийся поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в образовательной деятельности.
Для того чтобы помочь учащимся определиться с будущей профессией, предприняты следующие шаги:
- расширен спектр образовательных услуг через систему факультативных занятий профессиональной направленности;
- изучены профессиональные потребности учащихся;
- осуществляется производственный туризм на предприятия и организации, в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования.
Директору на заметку
Проанализировав рынок труда, сделан вывод, что в Новогрудском районе востребован ряд рабочих специальностей, подготовка которых на базе средних специальных и профессионально-технических учебных заведений района не осуществляется. Речь идет о профессиях швеи, специалиста в сфере гостиничного бизнеса, аниматора, фотодизайнера.
Оценив возможности, кадровый потенциал учреждения, можно говорить о перспективе подготовки специалистов такого профиля на базе школы через функционирование системы производственных студий.
Производственные студии: откуда пришли идеи
Производственные студии — это приспособленные помещения с соответствующей материально-технической базой для организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся.
Опыт организации вторичной занятости учащихся на системной основе через тесное взаимодействие с центром занятости в рамках работы производственных бригад (в среднем производственные бригады организовывались один раз в полугодие и в летний период (примеч. авт.)) указал на востребованность изготовления швейных изделий и создания швейных студий. Их необходимо будет в дальнейшем презентовать — в этом случае помогут навыки фотодизайна, — для чего понадобится фотостудия (обработка фотографий, создание календарей, фотомонтаж, умение создавать портфолио, умение презентовать готовую продукцию).
Новогрудчина — туристическая Мекка с постоянно развивающимся рынком туристических услуг, поэтому было принято решение также и о создании студии гостиничного бизнеса.
В быстрорастущем микрорайоне, в котором расположена школа и проживает более 400 многодетных семей (1/2 от всего количества), востребована услуга аниматора, главная задача которого — развлекать и веселить публику, владеть искусством твистинга, аквагрима, устраивать шоу мыльных пузырей и много другое. Так родилась идея о студии аниматоров.
Создание этих студий решает ряд задач:
- организация качественной занятости учащихся во внеурочное время;
- тесное сотрудничество с родительской общественностью через проведение совместных мероприятий (профессиональные мастер-классы, обучающие занятия, реализация творческих инициатив);
- приобретение практико-ориентированных навыков, возможность почувствовать себя успешным.
Создание и дальнейшее функционирование производственных студий возможно при условии вложения дополнительных средств из внебюджетного фонда учреждения, что подтолкнуло к разработке бизнес-плана.
Ниже приведем значимые выдержки из бизнес-плана учреждения.
Бизнес-план по развитию внебюджетной деятельности государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г. Новогрудка»
<…>
Резюме
<…>
Стремление занять ведущие позиции на рынке услуг, создать условия для вариативного образования учащихся и жителей микрорайона для разных возрастных групп с учетом их индивидуальных потребностей за счет разнообразия предлагаемых услуг, повышение эффективности и качества услуг определило выбор стратегии развития государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» как многофункционального образовательного комплекса, способного получать и увеличивать доходы от внебюджетной деятельности.
Основной источник дохода — оплата населением предоставляемых дополнительных услуг.
Достижение данной цели может быть осуществлено при условии наиболее эффективного использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов.
Данный бизнес-план определяет экономическую целесообразность мероприятий внебюджетной деятельности, рассчитывает ожидаемые финансовые результаты.
Основные направления внебюджетной деятельности учреждения — оказание широкого спектра платных услуг населению микрорайона.
Деятельность основывается на договорной основе и по запросам физических и юридических лиц. Учреждение самостоятельно организует оказание платных услуг и распоряжается прибылью после уплаты всех платежей, предусмотренных действующим законодательством.
<…>
По итогам реализации бизнес-плана планируется увеличение прибыли учреждения на 19,9 % по сравнению с минувшим учебным годом.
Характеристика учреждения образования
Для успешной стратегии развития и повышения конкурентоспособности учреждения необходимо, прежде всего, провести анализ конкурентоспособности школы.
<…>
Кроме того, учреждение оказывает ряд дополнительных платных услуг учащимся и населению микрорайона:
– занятия на платной основе по учебным предметам;
– школа ВундерKinderov;
– школа Дошколят;
– школа Робототехники;
– ксерокопирование и печать;
– прокат коньков и т. д.
Доход от внебюджетной деятельности в 2017/ 2018 учебном году составил 14,9 тыс. рублей.
Проанализировав потенциальные возможности учреждения, можно утверждать, что существуют кадровые и технические ресурсы для расширения спектра внебюджетной деятельности с целью развития школы как многофункционального образовательного комплекса.
Анализ рынка сбыта. Стратегия маркетинга
Наиболее актуальным направлением в ходе реализации стратегии конкурентоспособного учреждения образования является ориентация на потребителя.
Основываясь на законах экономического маркетинга, школа должна производить то, что пользуется спросом, т. е. выполнять социальный и экономический заказ общества. В аналитической и планируемой деятельности школы не может не быть изучения внешней среды, потребности в образовательных услугах, планирования и стимулирования спроса на образовательные услуги и его удовлетворения.
Прежде чем предлагать целый спектр образовательных услуг, был тщательно проанализирован микрорайон учреждения, так называемый рынок сбыта.
Микрорайон СШ № 7 г. Новогрудка многочисленный (1/3 населения города — около 10000), густонаселенный, молодой и постоянно обновляющийся. В районе три торговых центра, сеть магазинов шаговой доступности, три аптеки, градообразующее предприятие ОАО «Новогрудский завод газовой аппаратуры», частное белорусско-израильское предприятие «Леорпластик», строительно-монтажное управление, сеть автосервисов, кафе, городская зона отдыха на территории Молодежного озера. Здесь ведется строительство нового жилья, в т. ч. социального, активно развивается инфраструктура (строятся торговый и медицинский центры, детский сад № 12).
Большая часть населения — трудоспособные граждане в возрасте от 30 до 45 лет. В среднестатистической семье — два ребенка. В связи со строительством социального жилья увеличилось количество многодетных семей (примерно 300). Население пожилого возраста составляет около 1000 человек.
Такая целевая аудитория микрорайона характеризуется активной жизненной позицией, желанием получать качественное образование и отдых, реализовывать стремление к здоровому образу жизни, развиваться в новых видах деятельности. Жители готовы делать вложения в будущее своих детей и свое развитие.
Серьезный анализ проведенных социологических опросов, исследований и анкетирования, целенаправленная работа с учащимися и с родительской общественностью дает основания утверждать, что предлагаемый в бизнес-плане перечень дополнительных платных услуг будет востребован жителями микрорайона и учащимися учреждения.
Вместе с тем у СШ № 7 г. Новогрудка существуют конкуренты в сфере оказания образовательных услуг. Это государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Новогрудка», государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Новогрудка», государственное учреждение образования «Ясли-сад № 8 г. Новогрудка», недавно открывшееся государственное учреждение образования «Ясли-сад № 12 г. Новогрудка».
Все учреждения подчиняются управлению образования Новогрудского райисполкома. Поэтому услуги, оказываемые учреждениями, будут повторяться.
Для нас важно стать лучшими в честной конкурентной борьбе. В этой связи первостепенно качество оказываемых услуг, постоянная обратная связь с получателями образовательных услуг, мобильность и целенаправленная работа по информированию населения о видах услуг и ценах на них.
Для этого необходимо использовать возможности сайта учреждения, информационные стенды, доски объявлений в подъездах жилых домов, периодическую трансляцию передового опыта работы учреждения и рекламные объявления в республиканских и региональных СМИ.
Необходимо комплексно использовать инструменты продвижения образовательных услуг, тогда будет максимально быстрый и эффективный результат. Однако следует понимать, что для школы, как и для любой сферы услуг, самым эффективным способом рекламы является «сарафанное радио». Поэтому лучшая реклама для нашего учреждения — квалифицированные сотрудники и комфортная атмосфера.
<…>
Описание видов услуг
Высокая квалификация педагогов и стабильные результаты учащихся по итогам аттестации, работоспособность коллектива и мобильность в решении поставленных задач, открытость инновациям, позитивный опыт работы учителей, созданная в учреждении комфортная образовательная среда создают учреждению имидж многофункционального образовательного комплекса, обеспечивающего качественное гармоничное образование жителей микрорайона, через предоставление широкого спектра востребованных образовательных услуг:
1. Для развития у ребенка с раннего детства необходимых личностных качеств, навыков, талантов, которые в будущем сделают его успешным взрослым, продолжит работу школа раннего развития «Школа ВундерKinderov», в которой организованы занятия 6 объединений по интересам в группах по 10–12 человек для детей 4–6 лет.
2. С целью сохранения преемственности, создания благоприятных условий для перехода детей к первой ступени общего среднего образования организована работа Школы развития будущего первоклассника для детей 5–6 лет в группах по 10–12 человек.
3. <…> Работа Школы робототехники остается по-прежнему актуальной.
4. Организация дополнительных платных образовательных услуг в школе нужна для того, чтобы каждый учащийся имел возможность получить интересующие его знания и навыки в своей школе независимо от того, наберется группа из 5 учащихся или только из нескольких человек.
5. Значение вторсырья сегодня переоценить сложно. Сейчас оно используется для производства самых различных товаров. И при рациональном подходе может сослужить хорошую службу самым различным отраслям промышленности, тем более что для учреждения это доходы от сдачи макулатуры, металлолома, пластика.
6. Каждый из нас стремится к безупречному состоянию здоровья и достижению совершенства в своем внешнем виде. Проводить время с пользой и максимально весело помогает применение разнообразного спортинвентаря. Поэтому сдача в прокат спортивного инвентаря — хороший вариант для дополнительного заработка. <…>
7. Предоставление услуг по распечатке и ксерокопированию, прежде всего, экономит время и деньги работников школы и учащихся и, не требуя больших затрат, приносит быструю прибыль, которая также используется для очередной заправки картриджей.
С целью увеличения доходов от внебюджетной деятельности, а также определения услуг, требующих разработки, работниками учреждения были проведены соцопросы, анализ конъюнктуры рынка. На основании результатов проведенной работы разработан ряд новых платных образовательных услуг для населения:
1. Сегодня актуальной задачей остается поступление в вузы. Часто учащиеся и их родители прибегают к помощи репетиторов или различных курсов. Такую услугу можно получить в школе в репетиторской студии по подготовке к ЦТ. Занятия можно организовать в группах либо индивидуально. Тем более что опыт такой работы у многих наших педагогов имеется.
2. <…> Актуально открытие на базе школы компьютерного клуба для обучения компьютерной грамотности взрослого населения микрорайона. Предполагаются занятия в небольших группах либо индивидуальные занятия.
3. <…> Актуальным для жителей молодого микрорайона является и открытие языковой школы для реализации спектра доступных услуг в области изучения иностранных языков (английский, немецкий, испанский) для разных возрастных групп и перевода.
4. Большинство из нас думает, что скандинавская ходьба для пенсионеров. Но во многих странах ею занимается значительный процент населения, в т. ч. молодежь. Тем более что такой вид ходьбы имеет не только спортивную, но и оздоровительную ценность. Имея в учреждении профессионала в этом виде спорта, учителя физической культуры и здоровья, нельзя не использовать возможность открытия Школы скандинавской ходьбы для разных возрастных групп населения.
5. Для проведения корпоративного турнира, товарищеского футбольного матча или соревнований группы команд необходимо позаботиться о наличии свободного спортивного помещения. Если такого помещения нет в собственности, его можно арендовать. А площадь спортзала школы позволяет проводить соревнования любого уровня.
6. Часто именно в школьных музеях можно наткнуться на редкие необычные экспонаты, узнать частные малоизвестные факты, сделать новые открытия. Взрослое население микрорайона и города в целом имеют представление о том, что можно увидеть в наших государственных музеях. А вот школьные музеи, где экспонаты собраны самими учащимися и их родителями, хранят много необычного. Экспозиции, представленные в школьных музеях «История. События. Люди», «Назад в СССР», экскурсии, проведенные самими учащимися, по вкусу многим нашим гостям. Так почему бы не пригласить к нам в музеи всех желающих?
7. Неизменной популярностью у детей и взрослых пользуются представления кукольного театра. <…>
8. Увидев наши новогодние утренники, родители стали приглашать педагогов на предприятия для проведения праздников для детей. Эта идея оказалась удачной. Понравилось и нам, и работникам предприятий и организаций, и их детям. Последовали предложения о дальнейшем сотрудничестве. Решено расширить спектр услуг и предложить не только проводить новогодние утренники, но и организовывать дни рождения, праздники 8 Марта и 23 Февраля для детей.
Производственный план
Для целенаправленной работы по внебюджетной деятельности был проанализирован опыт работы учреждения за последние несколько лет и получен следующий результат:
1) в 2016/2017 учебном году предоставлялись следующие виды дополнительных платных услуг:
– прокат коньков в зимнее время года;
– Школа будущего первоклассника;
– платные образовательные занятия для учащихся школы;
– школа раннего развития «Школа ВундерKinderov».
По итогам года получено 11,8 тысяч рублей чистой прибыли;
2) в 2017/2018 учебном году к уже апробированным видам услуг добавились:
– Школа робототехники;
– услуга по организации праздников для детей.
Прибыль от внебюджетной деятельности увеличилась до 14,9 тыс. рублей.
Поэтому, проанализировав возможности учреждения и рынок сбыта (микрорайон), мы пришли к выводу, что увеличить доход от внебюджетной деятельности можно, только расширив спектр дополнительных образовательных услуг и усовершенствовав их качество. Причем полученную прибыль уже необходимо концентрировать не на ремонтных работах в учреждении, а на создании и развитии классов-студий для допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся.
В связи с этим был детально распланирован новый спектр дополнительных платных образовательных услуг на 2018/2019 учебный год:
<…>
Полная версия бизнес-плана, содержащая финансовый план (анализ дополнительных услуг по видам на месяц и на год; прогноз внебюджетных поступлений от дополнительных образовательных услуг на 2018/2019 учебный год; анализ экономических показателей внебюджетной деятельности; расчет стоимости дополнительных платных образовательных услуг)
Мнение эксперта к статье читайте здесь.