Госзакупки, аренда, регистрация заявлений и другое: отвечаем на вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Госзакупки, аренда, регистрация заявлений и другое: отвечаем на вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1487 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Может ли учреждение приобрести товары импортного производства, соответствующие требованиям белорусских стандартов, ссылаясь на разрешение попечительского совета?


Нет, не может.

Поскольку государственные закупки товаров осуществляются с учетом требований Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (с последующими изменениями и дополнениями) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (с последующими изменениями и дополнениями), принятие данного решения попечительским советом не соответствует нормам действующего законодательства.

Кроме того, п. 7 Положения о попечительском совете учреждения образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146 с последующими изменениями и дополнениями) определено, что его решения носят консультативный и рекомендательный характер.


Разрешено ли учреждениям образования получать внебюджетные доходы от сдачи в аренду спортивного зала (бассейна, танцевального зала), проведения спортивных, хореографических, вокальных занятий, дней рождений и детских праздников в выходные дни?


В соответствии с подп. 2.1, 2.3 п. 2 ст. 20 Кодекса об образовании учреждение образования самостоятельно в осуществлении образовательной и приносящей доходы дея­тельности в пределах, установленных законодательством, и согласно п. 1 ст. 138 Кодекса об образовании может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.

На сайте Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (http://gki.gov.by) приведено разъяснение, из которого следует, что учреждение образования может заключать договоры аренды (имущественного найма) и оказывать услуги (организовывать мероприятия на площадях учреждения).

При этом директора должны обратить внимание на следующие два момента:

  • основной функцией учреждения образования является осуществление образовательной деятельности, и оно не может оказывать платные услуги в сфере образования взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также ухудшать качество такой деятельности;
  • при организации занятий в рамках платных услуг в сфере образования и услуг, сопутствующих получению образования, необходимо соблюдать требования Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 с последующими изменениями и дополнениями) и специфических санитарно-­эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525).

Могут ли дети находиться на территории школы в летнее время на детской и спортивной площадке?


Согласно подп. 4.5–4.6 п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании учреждение образования обязано обеспечивать создание безопасных условий при организации образовательного процесса, разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.

Непосредственное руководство учреждением образования осуществляет его руководитель (п. 2 ст. 25 Кодекса об образовании).

Таким образом, в каждом конкретном случае вопрос посещения территории учреждения образования посторонними лицами решается по согласованию с руководителем учреждения образования, а также регулируется правилами внутреннего распорядка.


В X классы с изучением отдельных предметов на повышенном уровне зачисляются учащиеся, у которых в свидетельстве отметка по этим учебным предметам не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства не ниже 6 баллов. Действует ли это правило для поступления в X класс гимназии, если ребенок окончил 9 классов средней школы?


Частью 2 п. 4 ст. 159 Кодекса об образовании установлено, что лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях.

При наличии свободных мест гимназия может осуществлять прием в X класс.

В соответствии с п. 126 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение) лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе на свободные места в X класс гимназии, сдают два вступительных испытания из числа учебных предметов, установленных планом учреждения общего среднего образования для изучения на повышенном уровне, которые указанные лица желают изучать на повышенном уровне.

Таким образом, при условии поступления учащегося в X класс гимназии зачисление его в класс с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне осуществляется по конкурсу, на основании вступительных испытаний без учета требований п. 43-1 Положения.


Нужно ли регистрировать заявления от законных представителей обучающихся? Если да, то какие именно, и есть ли примерная форма регистрации?


Нужно.

Общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами определены в Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция).

В соответствии с подп. 139.2 п. 139 Инструкции регистрации подлежат входящие, исходящие и внутренние документы, требующие учета и исполнения. Документы регистрируются независимо от способа их создания, передачи или доставки.

Регистрация входящих и исходящих документов, передаваемых по каналам электросвязи (факсимильная связь, электронная почта и др.), производится в том же порядке, что и документов, передаваемых по почте или курьерской связью (подп. 139.6 п. 139 Инструкции).

При этом есть и нерегистрируемые документы. Согласно подп. 139.3 п. 139 Инструкции нерегистрируемые документы включаются в перечень документов, не подлежащих регистрации. Данный перечень утверждает руководитель организации.

В данный перечень включены следующие документы:

  • документы оперативно-­информационного характера (письма, сводки и др.), присланные для сведения;
  • заявки, наряды, разнарядки;
  • поздравительные письма и телеграммы;
  • программы, планы, повестки заседаний, совещаний, конференций, иных коллегиальных мероприятий;
  • пригласительные билеты;
  • печатные издания (книги, журналы, газеты);
  • рекламные материалы (листовки, программы, проспекты, извещения);
  • письма организаций и индивидуальных предпринимателей с предложениями о сотрудничестве или оказании услуг;
  • информационные и справочные материалы (бюллетени, брошюры, информационные листки, проспекты изданий, авторефераты и др.);
  • формы статистической отчетности и сопроводительная документация к ним.

Решение о выборе формы регистрации документов в организации (карточной или журнальной) закрепляется в локальном правовом акте (подп. 139.10 п. 139 Инструкции).

Согласно подп. 139.9 п. 139 Инструкции журнальная форма регистрации документов допускается в организациях с незначительным объемом документооборота (до 600 документов в год). Журналы регистрации документов ведутся по формам согласно приложениям 8 и 9 Инструкции. При необходимости журналы могут быть дополнены иными графами («Расписка в получении», «Вид документа» и др.).

С другими особенностями ведения документации можно ознакомиться в этой же Инструкции.

Формы перечисленных журналов приводились в "Органайзере директора на август 2020 года"


Учитывая специфику некоторых сфер деятельности, работники в течение рабочего времени перемещаются в пределах места работы для осуществления своих трудовых функций. Какое место будет являться рабочим местом для учителя в школе?


Рабочим местом учителя является учреждение образования, в котором он работает.

Частью 2 ст. 31 ТК определено, что рабочим местом является место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 110 ТК рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка выполняет свои трудовые обязанности.

При этом рабочее время, как правило, не разделяется на выполнение ­каких-либо отдельных трудовых обязанностей.

Рабочее время педагогических работников, в первую очередь учителей, разделено на ведение уроков (педагогическая нагрузка) и выполнение иных обязанностей, предусмотренных соответствующей должностной инструкцией, разработанной на основании выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Выпуск 28 ЕКСД).

Несмотря на то, что в течение рабочего времени работник обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности, учителя при выполнении должностных обязанностей не всегда должны находиться в учреждении образования. Часть рабочего времени (ненормируемую) могут проводить дома или в ином месте и выполнять следующую работу: подготовку к урокам, разработку заданий, организацию воспитательной работы, а также участвовать в методических мероприятиях и др.


Является ли диплом о среднем специальном образовании необходимым до­кументом для преподавания английского языка в базовой школе в Республике Беларусь или учитель может быть принят на работу и без него?


Наличие диплома необходимо.

Квалификационные характеристики должностей специалистов определены Выпуском 28 ЕКСД.

В соответствии с Выпуском 28 ЕКСД к должности «Учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

В гимназии, гимназии-­интернате, гимназии — ­колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности и преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующая преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, для обучения учащихся в учреждении общего среднего образования, за исключением гимназий, диплом о среднем специальном образовании является необходимым и достаточным.


Может ли преподаватель высшей категории, работающий в колледже, при переходе на работу в школу сразу работать учителем высшей категории?


Такой специалист может претендовать на присвоение высшей категории при выполнении определенных условий.

Квалификационные характеристики должностей специалистов определены в Выпуске 28 ЕКСД.

Согласно Выпуску 28 ЕКСД должности «Учитель» и «Преподаватель» являются самостоятельными должностями.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам определены Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по аттестации).

Согласно ч. 2 п. 6 Инструкции по аттестации квалификационная категория присваивается педагогическому работнику по каждой занимаемой должности, для которой присвоение квалификационных категорий предусмотрено соответствующей квалификационной характеристикой.

В соответствии с п. 20 Инструкции по аттестации учитель может претендовать на присвоение квалификационной категории (без учета стажа работы в должности), присвоенной ему ранее по должности преподавателя. При этом лица, претендующие на высшую квалификационную категорию, квалификационный экзамен не сдают.

Вместе с тем должны соблюдаться иные условия допуска к аттестации, установленные п. 18 Инструкции по аттестации:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
1487 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 196

Вас снимают: обработка персональных данных при видеонаблюдении

Использование систем видеонаблюдения неразрывно связано с обработкой персональных данных лиц, попадающих в поле зрения объективов видеокамер. Статья поможет: • разрабо...
№ 7 (151) 2024 Городецкая Марина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 875
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок