Новая редакция закона о госзакупках: что меняется, на что обратить внимание
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Новая редакция закона о госзакупках: что меняется, на что обратить внимание

С 1 июля 2019 г. вступит в силу новая редакция Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — действующий Закон, обновленный Закон).
Закон обновился благодаря принятию Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г., который и изложил действующий документ в новой редакции. Его принятие решает различные вопросы, в числе которых совершенствование правоприменительной практики посредством включения в нормы правил, упрощающих в отдельных случаях процесс осуществления государственных закупок (далее — госзакупки); изложение отдельных норм с учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе и Протокола о порядке регулирования закупок (приложение 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе), практики применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Указ № 590).
В ближайших номерах мы рассмотрим правила, которые подверглись изменению, а также отметим те, которые останутся прежними и после вступления в силу обновленного Закона.

Одинец Александр

Юрист

1713 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Годовое планирование закупок

Обязанность заказчиков формировать годовой план госзакупок (далее — годовой план), предусмотренная п. 2 ст. 18 действующего Закона, сохранена. Данной обязанности будет посвящена ст. 19 обновленного Закона.

Вместе с тем правовое регулирование данной обязанности претерпело определенные изменения.

Так, требование к содержанию годового плана закреплено непосредственно в ч. 2 п. 1 ст. 19 обновленного Закона (в действующем законодательстве аналогичная норма содержится в приложении к Положению о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте*).

* Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 778).

Одновременно установлены особенности отражения в годовом плане заказчиками сведений о закупках. Например, если срок осуществления закупки превышает срок, на который размещается годовой план, в годовой план в этом случае включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость. Если же речь идет о товарах (работах, услугах), необходимых для строительства объектов, в годовой план в этом случае такие товары (работы, услуги) включаются отдельно по каждому объекту строительства.

Изменяется место размещения годового плана заказчиком: с 1 июля 2019 г. это электронная торговая площадка (далее — ЭТП). Срок размещения годового плана и изменений в него устанавливается в период не более 5 рабочих дней со дня его утверждения. При этом операторы ЭТП и государственной информационно-аналитической системы (ГИАС) будут обязаны взаимодействовать и размещать годовой план заказчика в ГИАС.

Обратите внимание
Только размещенный в ГИАС годовой план будет являться основанием для проведения процедуры госзакупки, за исключением случая закупки из одного источника на основании п. 5 приложения к обновленному Закону*.

* Речь идет о возникновении потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие появления обстоятельств непреодолимой силы, в т.ч. чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно (примеч. авт.).

Виды процедур госзакупок

Как и в действующем Законе, обновленный Закон предусматривает виды применяемых процедур госзакупок. С 1 июля 2019 г. это ст. 18 обновленного Закона.

Сам перечень видов процедур закупок существенных изменений в обновленном Законе не содержит и по-прежнему предусматривает проведение процедуры закупки из одного источника; процедуры запроса ценовых предложений; электронного аукциона; биржевых торгов; открытого и закрытого конкурсов.

В то же время в качестве разновидностей открытого конкурса законодатель предусмотрел двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием.

Что касается оснований выбора одной из названных процедур, то здесь следует отметить следующее.

Процедура закупки из одного источника согласно п. 2 ст. 49 обновленного Закона проводится в случаях, предусмотренных в приложении к обновленному Закону. Обратим внимание, что приложение к обновленному Закону содержит 61 позицию, в то время как приложение к действующему Закону — 48.

Проведение запроса ценовых предложений согласно ч. 1 п. 1 ст. 45 обновленного Закона предусматривается при приобретении товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, в т. ч. по перечню товаров (работ, услуг), установленному для проведения электронных аукционов. Данное основание применения рассматриваемого вида процедуры схоже с действующим, предусмотренным ч. 2 п. 2 ст. 49 действующего Закона. В то же время нет оговорки о возможности применения запроса ценовых предложений для товаров, включенных в перечень для применения биржевых торгов.

Справочно: предусмотрено право проведения закрытой процедуры запроса ценовых предложений. Однако ее проведение необходимо будет согласовывать с уполномоченным государственным органом по госзакупкам. Полагаем, данная процедура будет актуальна при закупке, сведения о предмете которой составляют государственные секреты.

Как и в действующем Законе, обновленный Закон не содержит норм о проведении запроса ценовых предложений для госзакупки работ, услуг по созданию объектов авторского права и смежных прав, организации и проведению культурных мероприятий, иных работ, услуг в сфере культуры, а также дополнительно — в сфере науки.

Электронный аукцион согласно п. 2 ст. 38 обновленного Закона применяется в случаях приобретения товаров (работ, услуг) по перечню, устанавливаемому Советом Министров Республики Беларусь. В целом данная норма повторяет п. 2 ст. 41 действующего Закона. В то же время упомянутая норма обновленного Закона предусматривает право заказчика применять электронный аукцион и в иных случаях, определяемых им самостоятельно, за исключением закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечень для применения биржевых торгов (п. 1 ст. 50 обновленного Закона).

Перечень товаров (работ, услуг), госзакупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, установлен в настоящее время постановлением № 778 в корреспонденции с соответствующим перечнем, содержащимся в Протоколе о порядке регулирования закупок*. В связи с этим полагаем, что особых изменений данного перечня к 1 июля 2019 г. не ожидается.

* приложение 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Законом Республики Беларусь от 9 октября 2014 г. «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе»; вступил в силу с 1 января 2015 г.) (далее — Договор о ЕЭС).

Биржевые торги в соответствии с п. 1 ст. 50 обновленного Закона предусмотрены к проведению при закупке товаров (работ, услуг) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. Данная норма в основном дублирует п. 1 ст. 51 действующего Закона.

Напомним, действующий перечень товаров, госзакупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», так же как и в отношении электронных аукционов, установлен постановлением № 778.

Основание для проведения конкурсов (открытого и закрытого) в обновленном Законе содержится в ч. 2 п. 1 ст. 31 и предусматривает необходимость проведения данной процедуры в случаях, для которых обновленным Законом не предусмотрены к применению другие виды процедур.

Эта норма в целом соответствует норме п. 2 ст. 32 действующего Закона.

Проведение же таких разновидностей открытого конкурса, как двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, в силу п. 4 ст. 31 обновленного Закона будет осуществляться в порядке и случаях, которые будут предусмотрены Советом Министров Республики Беларусь.

Участники процедур государственных закупок

Как и в действующем Законе, в обновленном Законе вопросам участников посвящена отдельная ст. 16. При этом законодатель сохранил основной подход к определению участника процедуры закупки. Им признается лицо:

1) представившее предложение — в случаях, когда речь идет о конкурсах, электронном аукционе, запросе ценовых предложений;

2) получившее от заказчика предложение о заключении договора — в случае, когда идет речь о проведении процедуры закупки из одного источника.

При этом определение участника также дополнено указанием на лиц, принимающих участие в биржевых торгах.

Что касается ограничений участия в процедурах госзакупок, то нормы обновленного Закона (п. 2 ст. 16) имеют определенные отличия от норм п. 2 и п. 3 ст. 14 действующего Закона, а также включают в себя требования к участникам в части квалификационных данных (ст. 15 Закона). Изменен как способ изложения нормы (к участникам предъявляется определенный набор требований; указано, какие признаки у них должны отсутствовать, в отличие от норм ст. 14 действующего Закона, где отмечено, наличие каких признаков влечет невозможность участия), так и круг лиц, которых к участию допустить нельзя.

Таким образом, с 1 июля 2019 г. участники (юридические лица, физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели) должны отвечать следующим требованиям:

а) установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в т. ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки;

б) дополнительным, установленным Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с абз. 7 ст. 9 обновленного Закона в целях повышения эффективности госзакупок;

в) на предмет отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (за исключением находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);

г) не должны быть включены в:

– список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок;

– реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (в действующем законодательстве о госзакупках аналогичная норма предусмотрена подп. 1.18 п. 1 Указа № 590);

д) участники либо их работники не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в т. ч. консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

е) не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры госзакупки (т. е. не могут участвовать в проводимой ими же процедуре госзакупки);

ж) физические лица не должны являться работниками заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

з) не должны находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо) (применительно к участникам — юридическим лицам), не должны находиться в стадии прекращения деятельности (применительно к участникам — индивидуальным предпринимателям);

и) в отношении них не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (за исключением участников, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);

к) должны обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;

л) должны обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.

Пунктом 3 ст. 16 обновленного Закона установлены специальные правила проверки соответствия участников требованию на предмет отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (приведенная выше позиция «в»). Соответствие же остальным перечисленным выше требованиям подтверждается заявлением участников (т. е. заказчик (организатор) не вправе требовать от участника подтверждения определенных данных справками, большинство данных может быть проверено комиссией заказчика (организатора) на соответствующих информационных ресурсах). При этом в случае выявления комиссией заказчика (организатора) несоответствия участников вышеуказанным требованиям их предложение подлежит отклонению (п. 4 ст. 35п. 4 ст. 44п. 4 ст. 48 обновленного Закона).

Помимо вышерассмотренных общих правил участия в процедурах госзакупок, отмечаем сохранение в ст. 29 обновленного Закона специфики закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 31 действующего Закона).

В этой части сохраняется гарантия таким субъектам по возможности участия в процедурах по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров Республики Беларусь (напомним, что действующий перечень также утвержден постановлением № 778).

Сохранен механизм такой гарантии: при приобретении товаров (работ, услуг) из вышеназванного перечня подлежит выделению лот в количестве не более 10 % от потребности в товарах (работах, услугах). Участниками по такому лоту могут быть только субъекты, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства.

С целью исключения неясностей в применении механизма гарантированного участия субъектов малого и среднего предпринимательства уточнено, что они участвуют в процедурах госзакупок на общих основаниях в случаях закупок товаров (работ, услуг) из числа не входящих в вышеупомянутый перечень либо в случае невозможности формирования части (лота) для них.

Национальный режим

Как и действующий Закон, обновленный Закон сохранил требования в части применения национального режима к товарам (работам, услугам) иностранного происхождения и поставщикам (подрядчикам, исполнителям), предлагающим такие товары (работы, услуги). Необходимость предоставления национального режима в госзакупках, в частности, прямо предусмотрена абз. 4 п. 1 ст. 88 Договора о ЕЭС.

Напомним, что в соответствии с вышеуказанной нормой национальный режим применяется к товарам (работам, услугам) происхождения стран Евразийского экономического союза и поставщикам (подрядчикам, исполнителям), предлагающим эти товары (работы, услуги).

Как и в действующем законодательстве, согласно ст. 5 обновленного Закона инструменты обеспечения национального режима могут вводиться Советом Министров Республики Беларусь, который вправе устанавливать:

  • особые условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), их предлагающих, к участию в процедурах госзакупок;
  • преференциальную поправку, ее размер, товары (работы, услуги), участников и условия для ее применения.

Размещение информации

Гласность и прозрачность при осуществлении госзакупок закреплена в качестве принципа в нормах как действующего Закона, так и обновленного Закона.

Как в нормах действующего Закона, посвященных размещению информации (ст. 18, иные статьи, посвященные правовому регулированию проведения тех или иных процедур государственных закупок), ст. 6 обновленного Закона собрала в себе требования к размещению информации о государственных закупках. При этом вводимое новшество — создание ГИАС. С целью обеспечения формирования, обработки, анализа, контроля, хранения и предоставления соответствующей информации ГИАС будет взаимодействовать с иными государственными информационными системами, государственными информационными ресурсами, ЭТП и торговыми системами товарных бирж.

Круг информации, размещаемой в ГИАС, в целом включает тот же круг информации, который обусловлен требованиями действующих актов законодательства о госзакупках (действующего Закона, постановления № 778): годовые планы, приглашения, документация, представляемая участникам, протоколы, акты законодательства и др. В то же время дополнительно будут подлежать размещению:

  • решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры госзакупки;
  • протоколы оператора ЭТП о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися;
  • реестр договоров;
  • справки о проведении процедуры закупки из одного источника;
  • информация об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги) к участию в процедурах госзакупок;
  • перечень иностранных государств (групп иностранных государств), с которыми Республика Беларусь заключила международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении госзакупок, а также условия применения национального режима;
  • типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;
  • адресация (гиперссылка) на реестр банковских гарантий;
  • информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур госзакупок ценах.

Из основополагающих новшеств размещения информации также отметим, что ряд информации, ранее размещаемой непосредственно заказчиком (организатором) процедур на официальном сайте по госзакупкам, с 1 июля 2019 г. будет подлежать размещению на ЭТП (приглашение и иная документация при проведении открытого конкурса; годовые планы).

Размещение данной информации в ГИАС будут обеспечивать операторы названных ЭТП и ГИАС в ходе своего взаимодействия.

Описание предмета госзакупки

Правила описания предмета госзакупки претерпели определенные уточнения в обновленном Законе. Так, согласно п. 4 ст. 21 обновленного Закона установлены некоторые новые нормы, которыми заказчик должен руководствоваться в этой части:

  • предписано указывать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету госзакупки, в т. ч. максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться;
  • урегулирован способ описания, если при проведении процедуры госзакупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию названных в данной норме услуг;
  • закрепляется обязанность указывать, что поставляемые товары должны быть новыми (товарами, которые не были в употреблении, ремонте, в т. ч. которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Иное (т. е. допуск товаров, бывших в употреблении) может быть установлено заказчиком в документации по процедуре;
  • закрепляется обязанность указывать условия о гарантии качества товаров (работ, услуг) и гарантийном обслуживании товаров; расходах на обслуживание и (или) эксплуатацию товаров; обязательности осуществления монтажа и наладки товаров; обучению лиц, осуществляющих обслуживание и (или) эксплуатацию товаров.

В части ограничения ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания и т. п., возможности включения в описание предмета закупки чертежей, эскизов, планов и др. требования коренных изменений не претерпели.

Комиссионное сопровождение

В части необходимости создания комиссии для сопровождения процедур госзакупок нормы обновленного Закона (ст. 14) в основном соответствуют нормам действующего законодательства о государственных закупках. В том числе учтено содержащееся в подп. 1.20 п. 1 Указа № 590 право самостоятельного определения периодичности изменения состава постоянно действующих комиссий, образованных для проведения процедур государственных закупок.

В то же время из числа предусмотренных новаций отмечаем закрепление нормы о преимущественном включении в состав комиссии лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок. 

От редакции
О сроках в госзакупках, которые претерпели изменения, а также о договорах, заключаемых по результатам процедур госзакупок, вы прочтете в следующем номере журнала.

1713 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 131
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок