Обучение индивидуально
Обучение индивидуально организуется в соответствии с требования, установленными пп. 57‒62 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322).
Обучаться индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом могут одаренные и талантливые учащиеся, которые по уважительным причинам (участие в спортивных соревнованиях, образовательных мероприятиях и подготовка к ним, другие причины, подтвержденные документально) постоянно или временно в течение учебного года не могут посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию.
Для решения вопроса об организации обучения индивидуально законные представители учащихся обращаются к руководителю учреждения образования с заявлением, в котором указывают, по какой причине у них возникла потребность в обучении своего ребенка индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанную в заявлении причину.
Что делает руководитель учреждения образования:
- в течение 20 дней со дня подачи заявления на основании результатов его рассмотрения на педагогическом совете принимает решение об обучении индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом;
- затем в течение 5 календарных дней уведомляет письменно законных представителей учащегося о сроках и формах проведения аттестации учащихся, обучающихся индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Отметка, полученная учащимся в день проведения аттестации, выставляется в классный журнал как отметка за четверть.
Это важно
Учащийся, который осваивает содержание образовательной программы общего среднего образования в соответствии с индивидуальным учебным планом, числится в списках учащихся соответствующего класса.
В классном журнале в графе посещения учебных занятий по учебным предметам, по которым учебный материал в соответствии с учебной программой учащийся осваивает самостоятельно, делается запись «изучает самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом». Допускается сокращение данной записи в соответствии с требованиями русской (белорусской) орфографии.
Прекратить обучение самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом можно в двух случаях:
1) если законные представители понимают, что качественного образовательного процесса по всем учебным предметам они не могут обеспечить, и пишут заявление о переводе на очное обучение в учреждение образования;
2) по решению учреждения образования, если учащийся по результатам промежуточной аттестации получил неудовлетворительную отметку по одному из учебных предметов, материал которого изучал самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Решение о прекращении организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом принимает руководитель учреждения образования. В недельный срок решение доводится до сведения учащегося и его законных представителей.
Обучение на дому
Организация освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения, регламентируется Инструкцией о порядке освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2022 № 211).
Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому установлен приложением 2 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.06.2022 № 50 «Об определении медицинских показаний для получения образования на дому».
Образовательный процесс обучения на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования на дому.
В целях социализации учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.
Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в учреждении образования принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося, на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.
Расписание и режим учебных занятий для учащихся, осваивающих содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, составляются на основании учебного плана с учетом установленных санитарно-эпидемиологических требований, согласовываются с учащимся, законным представителем несовершеннолетнего учащегося и утверждаются руководителем учреждения образования.
В расписании указываются все учебные предметы, которые определены под цифрой 3 в типовом учебном плане для средней школы (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыi» (далее — постановление № 120)).
Темы учебных занятий и текущие отметки выставляются в специальном журнале «Обучение на дому».
Это важно
Учащийся, который осваивает содержание образовательной программы общего среднего образования на дому, числится в списках учащихся соответствующего класса.
В классном журнале в графе посещения учебных занятий по учебным предметам, по которым учебный материал в соответствии с учебной программой учащийся осваивает на дому или на дому и в школе, делается запись «обучение на дому» и выставляется отметка за четверть (полугодие).
Руководителю учреждения образования при составлении расписания учебных занятий на дому необходимо обратить внимание на время завершения работы педагога в учреждении и начала занятий на дому. Следует обязательно предусмотреть время для передвижения учителя из учреждения образования к месту проживания учащегося, обучающегося на дому.
Обучение в организациях здравоохранения
Образовательный процесс в организациях здравоохранения осуществляется в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 36 «Об обучении и воспитании учащихся в организациях здравоохранения».
Решение об обучении и воспитании учащегося в организации здравоохранения принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту нахождения организации здравоохранения на основании сведений, представляемых этой организацией здравоохранения.
Начало и продолжительность обучения и воспитания учащегося в организации здравоохранения определяются лечащим врачом в зависимости от состояния его здоровья. Информация об учащихся (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), класс), которым необходимо организовать обучение и воспитание, направляется организацией здравоохранения в день поступления в нее учащегося в структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту нахождения организации здравоохранения.
Образовательный процесс в организации здравоохранения осуществляется по учебному плану, разрабатываемому учреждением образования на основе типового учебного плана средней школы (утв. постановлением № 120), обозначенного под цифрой 4.
Реализация содержания учебных предметов и текущая аттестация учащихся фиксируются в специальном журнале «Обучение в организациях здравоохранения».
Обучение в санаторно-курортных и оздоровительных организациях
Образовательный процесс в санаторно-курортных и оздоровительных организациях регулируется Инструкцией о порядке создания условий для обучения и воспитания воспитанников и учащихся, находящихся на лечении или оздоровлении в санаторно-курортных и оздоровительных организациях (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.2011 № 61 (далее — Инструкция)).
В соответствии с п. 3 Инструкции образовательный процесс:
- для воспитанников в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуется учреждениями образования (иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), направляющими организованные группы воспитанников;
- для учащихся, осваивающих содержание образовательных программ общего среднего образования, в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуется учреждениями образования по месту нахождения этих организаций;
- для учащихся, направляемых в санаторно-курортные и оздоровительные организации в составе организованных групп, организуется учреждениями образования, направляющими такие группы;
- для учащихся с особенностями психофизического развития в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуется учреждениями образования, направляющими организованные группы таких учащихся.
Образовательный процесс организуется не позднее чем через три дня после прибытия учащихся в санаторно-курортные и оздоровительные организации.
Формирование классов учащихся осуществляется с учетом возраста, языка их обучения и воспитания, изучаемого иностранного языка.
Наполняемость классов при организации образовательного процесса в санаторно-курортных и оздоровительных организациях осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в части соблюдения норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся, т. е. не менее 2 м2 на одного учащегося.
Ежедневное количество учебных занятий, их последовательность определяются расписанием учебных занятий, которое составляется в соответствии с количеством учебных часов на изучение учебных предметов в соответствующем классе, указанным в типовом учебном плане для средней школы (утв. постановлением № 120) под цифрой 5, и утверждаются:
- руководителем учреждения образования по месту нахождения санаторно-курортной и оздоровительной организации по согласованию с руководителем санаторно-курортной и оздоровительной организации — при организации образовательного процесса в учреждениях образования по месту нахождения санаторно-курортной и оздоровительной организации;
- руководителем учреждения образования, направляющим организованные группы воспитанников, учащихся, по согласованию с руководителем санаторно-курортной и оздоровительной организации — при организации образовательного процесса в условиях санаторно-курортной и оздоровительной организации.
Как правило, учебные занятия в период пребывания учащихся в санаторно-курортной и оздоровительной организации проводятся в первой половине дня. Во второй половине дня в санаторно-курортной и оздоровительной организации предусматривается время для проведения физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных воспитательных мероприятий.
Учет учебных занятий ведется в классном журнале, который оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его ведению.
Обучение в следственном изоляторе, исправительном учреждении
Обучение в следственном изоляторе, исправительном учреждении регулируется Инструкцией об обучении и воспитании учащихся, содержащихся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 24.06.2022 № 185/156/8).
Это совершенно новый НПА, в котором установлено, что структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту нахождения следственного изолятора, исправительного учреждения, определяется учреждение образования, педагоги которого будут осуществлять образовательный процесс в следственном изоляторе, исправительном учреждении.
Информация об учащемся (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), класс, иные сведения) направляется следственным изолятором, исправительным учреждением в управление (отдел) образования в течение трех рабочих дней с момента прибытия учащегося в следственный изолятор, исправительное учреждение.
Одновременно следственный изолятор, исправительное учреждение направляют в учреждение образования, в котором обучался учащийся до момента помещения его в следственный изолятор, исправительное учреждение, информацию о месте содержания учащегося под стражей и о возможности его обучения и воспитания.
Это важно
Образовательный процесс в следственном изоляторе, исправительном учреждении может быть организован индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Учащиеся IX и XI классов принимаются (зачисляются) в учреждение образования в порядке перевода из учреждения образования, в котором учащийся обучался и воспитывался до момента помещения его в следственный изолятор, исправительное учреждение.
Учащиеся V‒VIII, X классов в учреждение образования не переводятся.
Учащиеся, обучающиеся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, обеспечиваются учебниками и учебными пособиями тем учреждением образования, которое по решению управления (отдела) образования обеспечивает образовательный процесс.
Организация обучения и воспитания учащихся в следственном изоляторе, исправительном учреждении осуществляется по учебному плану учреждения образования, разрабатываемому на основе типового учебного плана средней школы (утв. постановлением № 120) в соответствии с количеством учебных часов, указанных под цифрой 6.
Расписание учебных занятий для учащихся составляется на основании учебного плана с учетом санитарно-эпидемиологических требований, установленных для учреждений общего среднего образования, правил внутреннего распорядка следственного изолятора, исправительного учреждения, согласовывается с руководителем следственного изолятора, исправительного учреждения и утверждается руководителем учреждения образования.
Учебные занятия с учащимися V–XI классов могут проводиться в группе, состоящей из учащихся смежных классов (V–VI; VI–VII, VII–VIII; VIII–IX; X–XI классы), с учетом требований правил внутреннего распорядка следственного изолятора, исправительного учреждения. Количество учебных часов на изучение учебного предмета при организации обучения и воспитания с учащимися смежных классов определяется по классу, в котором на данный учебный предмет в типовом учебном плане средней школы установлено большее количество учебных часов.
При выбытии учащегося IX, XI класса из следственного изолятора, исправительного учреждения ему выдается на руки либо приобщается к личному делу выписка отметок из классного журнала либо документ об образовании (документ об обучении).
В день выбытия учащегося V‒VIII, X класса следственный изолятор, исправительное учреждение направляют информацию о выбытии в учреждение образования, в котором обучался и воспитывался учащийся до момента помещения его в следственный изолятор, исправительное учреждение.
Это важно
После завершения обучения в оздоровительной организации, санаторно-курортной организации, организации здравоохранения, следственном изоляторе, исправительном учреждении учащимся выдается ВЫПИСКА ОТМЕТОК из классного журнала за период обучения в данных организациях, оформленная на листе бумаги А 4 и заверенная руководителем.
Учреждение образования, которое обеспечивает образовательный процесс в следственном изоляторе, исправительном учреждении, направляет в течение трех рабочих дней по завершении каждой четверти ВЫПИСКУ отметок из классного журнала в то учреждение образования, в котором учащийся обучался и воспитывался до момента помещения его в следственный изолятор, исправительное учреждение.
Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
формы и сроки проведения аттестации учащегося, обучающегося индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом;
примерное расписание учебных занятий обучения на дому учащегося;
выписка отметок из классного журнала за период обучения в учреждении здравоохранения;
выписка отметок из классного журнала за период обучения в санаторно-курортной, оздоровительной организации;
выписка отметок из классного журнала за период обучения в следственном изоляторе, исправительном учреждении.