Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами, назначения, проведения проверок, оформления их результатов установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и утвержденным этим указом Положением о порядке организации и проведения проверок (далее — Положение о проверках).
Какие документы выдаются по окончании проверки
По результатам проведения внеплановой или выборочной проверки в течение 5 рабочих дней составляется акт (справка) проверки, который(ая) в течение 2 рабочих дней вручается проверяемому субъекту.
Если у проверяемого субъекта имеются возражения по акту (справке), то он или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде данные возражения в орган, проводивший проверку.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющими, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 71 Положения о проверках).
Что такое требование об устранении нарушений
Требование об устранении нарушений — документ соответствующего контролирующего (надзорного) органа, в котором указаны те нарушения законодательства, которые подлежат устранению в установленный в самом требовании срок. Кроме того, в требовании указывается срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений), о чем прямо указано в ч. 2 п. 73 Положения о проверках.
Требование об устранении нарушений, выявленных при проверке, выносится на основании акта проверки и вручается проверяемому субъекту или его представителю в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) ему акта, а в случае подачи возражений — заключения по этим возражениям (п. 73 Положения о проверках).
Обязан ли проверяемый субъект исполнять каждый пункт требования
Согласно п. 73 Положения о проверках проверяемый субъект независимо от формы собственности обязан исполнить каждый пункт требования об устранении нарушений в определенные в нем сроки.
Кроме того, проверяемый субъект обязан:
- в письменной форме сообщать о выполнении каждого пункта требования;
- прилагать к письму о выполнении каждого пункта требования подтверждающие документы;
- предоставить контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении выявленных нарушений.
Пример
Лицом, исполняющим обязанности руководителя организации, в установленный срок не исполнены пп. 1–12 письменного требования об устранении следующих нарушений законодательства о труде и об охране труда: работникам не выплачена заработная плата за январь – апрель 2022 г.; не произведены доплаты за работу в сверхурочное время, ночное время, выходные и праздничные дни; не произведены выплаты, причитающиеся уволенным работникам на день увольнения, включая компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск; не выданы средства индивидуальной защиты.
Тем самым должностное лицо нарушило п. 8 Положения о проверках.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 24.1 КоАП.
Каковы последствия непредставления подтверждающих документов
Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, повлечет наложение штрафа в размере до 20 БВ.
Вместе с тем согласно примечанию к ст. 24.11 нового КоАП не является административным правонарушением, предусмотренным данной статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.
Можно ли перенести сроки исполнения требования
Пункт 741 Положения о проверках предоставляет проверяемому субъекту право на обращение в контролирующий (надзорный) орган с заявлением о переносе сроков устранения нарушений, выявленных в ходе проверки.
Это важно
Воспользоваться правом на перенос сроков устранения нарушений по результатам проведения одной проверки можно только один раз.
В заявлении должны быть указаны причины, препятствующие устранению нарушений в установленные сроки. Подать заявление необходимо не позднее трех рабочих дней до дня истечения сроков, указанных в требовании.
При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, контролирующий (надзорный) орган может принять решение о переносе сроков устранения нарушений.
Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления.
Можно ли обжаловать требование
Право на обжалование требования предоставлено проверяемому субъекту чч. 1 и 2 п. 78 и ч. 1 п. 79 Положения о проверках.
Для начала он должен обратиться с жалобой в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или к вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены. Срок обращения — 30 календарных дней со дня вынесения требования.
Обжалование решения по жалобе осуществляется через суд в порядке и сроки, установленные законодательством.
Обязательно ли извещать проверяющих об исполнении требования, если нарушения устранены
Обязательно, поскольку неинформирование контролирующего (надзорного) органа в установленный срок об исполнении требования, равно как и неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования) об устранении нарушений влекут административную ответственность, предусмотренную ст. 24.1 КоАП.
Пример
В требовании указан срок устранения нарушений 14 декабря 2022 г. Директор организации 15 декабря 2022 г. не представил ответ об исполнении (неисполнении) требования, чем нарушил п. 8 Положения о проверках.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 24.1 КоАП.
Также вы можете ознакомиться с примерами ответов на требование об устранении нарушений.
От редакции
Дополнительно по теме вы можете прочитать:
Сбитнева О. Формы контроля, применяемые Департаментом государственной инспекции труда, в вопросах и ответах (часть 1 и часть 2).
А также приобретайте электронное пособие по всем видам проверок и чувствуйте себя уверенно при любой проверке!