Управленческое общение — это:
- разновидность делового общения, которая характеризуется исполнением различных ролевых функций;
- общение между собеседниками, которое направлено на оптимизацию процесса управления и разрешение проблем совместной деятельности в учреждении;
- общение с целью руководства людьми, изменения их деятельности в определенном направлении для решения специфических управленческих задач.
Руководитель, вступая в управленческое общение с подчиненными, отдает распоряжения, указания, рекомендации, получает обратную связь, дает оценку выполнению заданий сотрудниками.
Формы управленческого общения:
- субординационное общение — общение между руководителем и подчиненными, в основе которого лежат административно-правовые нормы. Субординационное общение может складываться между руководителями разных уровней;
- служебно‑товарищеское общение — общение между коллегами, опирающееся на административно-моральные нормы;
- дружеское общение — общение между руководителями, а также руководителями и подчиненными, основанное на морально-психологических нормах взаимодействия.
Для управления в учреждении характерно вертикальное (субординационное) и горизонтальное (служебно‑товарищеское, дружеское) общение. Выбирая определенную форму общения, руководитель учреждения должен учитывать уровень управления, социально-психологические условия взаимодействия, индивидуальные характеристики сотрудников.
Функции этики делового общения:
- функция социализации (умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное, терпимое отношение к подчиненным, освоение молодыми, новыми сотрудниками коммуникативных умений и навыков, осуществление непосредственной профессиональной деятельности);
- контактная функция (установление контакта между руководителем и подчиненными для поддержания взаимосвязи и решения текущих вопросов);
- координационная функция (согласование действий подчиненных при организации их совместной деятельности);
- функция понимания (восприятие и понимание смысла сообщения, понимание партнерами друг друга);
- амотивная функция (пробуждение в подчиненном важных для совместной деятельности эмоциональных переживаний).
Коммуникация — условие и элемент управленческой деятельности. Эффективным принято считать такое управленческое общение, которое способно обеспечить достижение целей управленческой деятельности (оперативная передача информации, необходимой для деятельности, психологическое воздействие).
Это важно
Нормами и специфическими требованиями профессиональной этики необходимо руководствоваться и руководителям, и подчиненным.
На качество управленческого общения влияют следующие факторы:
- психологические особенности личности (коммуникативные способности, психические процессы и состояния);
- средства общения (вербальные — дикция, темп; невербальные — жесты и мимика);
- стилевые особенности взаимодействия с другими людьми (манера, стиль общения);
- восприятие ситуации взаимодействия, соответствующие реакции на партнеров по общению;
- организация пространства общения (правильное размещение участников диалога, выбор дистанции между ними);
- механизмы взаимопонимания (идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия).
Таблица
Виды общения и управленческих решений
Для принятия эффективного управленческого решения необходимо, чтобы информация имела высокое качество, была полной, своевременной, оперативной.
Стадии управленческого общения:
- ориентировка (знакомство с окружающими условиями, выбор места контакта, расположение участников, установление времени начала контакта, получение социальных и индивидуальных сведений об участниках контакта);
- привлечение внимания (стадия связана с сообщением темы управленческого общения и целей контакта);
- постановка проблемы (в рамках заявленной темы сообщается проблемная ситуация или вопрос, которые предстоит решить);
- поиск вариантов решения (стадия зависит от стиля руководства);
- завершение (стадия может быть связана с принятием совместно выработанного решения, а также может быть и в виде объявления решения руководителем).
Тактика управленческого общения обусловлена позицией руководителя по коррекции своих отношений с подчиненными с использованием индивидуального подхода. К особенностям руководителя относятся его природная предрасположенность к определенному стилю, уровень профессионального образования, характер личного опыта общения.
Для достижения наибольшей эффективности во взаимодействии с подчиненными руководителю необходимо учитывать способности и интересы сотрудников.
Директору на заметку
Хвалят подчиненных при всех, а ругают — наедине.
При распределении вопросов и задач необходимо учитывать квалификацию, потребности и перспективы подчиненных. Если работа сотруднику не совсем знакома, руководителю следует подробно разъяснить, что и как нужно делать. Порученное задание должно давать подчиненному возможность развиваться, повышать квалификацию.
Руководителем должно быть четко продумано содержание работ, налажена обратная связь. Пользуясь обратной связью, он видит необходимость и имеет возможность вмешиваться, корректировать исполнение заданий.
Какими качествами и навыками должен обладать руководитель:
- функциональной грамотностью, доведенной до уровня профессионального мастерства;
- высокими моральными качествами;
- терпением и выдержкой;
- уважительностью и доброжелательностью;
- доверять коллективу и в то же время требовать от подчиненных выполнения поставленных задач;
- быть уверенным в правильности намеченных целей;
- предвидеть конечный результат своей деятельности.
Руководитель всегда ведет коллектив за собой. Воодушевлять друг друга — задача руководителя и сотрудников.
Обратите внимание
Осознание цели, которая объединяет всех сотрудников учреждения, — важнейшее свойство хорошего руководителя. Кроме того, он должен быть способен сохранять позитивный настрой, делать свою работу с юмором, дарить позитив сотрудникам.
Безусловно, начальник не может всегда улыбаться и радоваться. Решая сложные, а порой и неприятные задачи, он бывает и жестким. Но если подавляющая часть управления строится на негативе, это верный знак того, что здесь не все хорошо.
Руководителю следует помнить, что главный ресурс учреждения — люди, которых надо благодарить.