Понятие «медиация» происходит от лат. mediare, что означает «посредничать».
Медиация — метод разрешения конфликтов, разработанный в 60‒70‑е гг. и успешно используемый сегодня во многих областях жизни.
С 21 января 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации», который ввел правовой инструмент примирительных процедур — разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица (медиатора).
Переговоры, проводимые с участием медиаторов по процедуре, закрепленной законодательством, более эффективны, чем традиционные методы ведения переговоров и разрешения споров и конфликтов, включая судебное разбирательство.
Процедура медиации одобрена нашей судебной системой и повсеместно внедряется при рассмотрении споров.
История. Рассмотрение спора миром в присутствии посредников появилось вместе с формированием первых государств. Так, первое письменное упоминание о привлечении третьих лиц к участию в разрешении спора на территории Беларуси относится к началу XIII в. и содержится в ст. 33 Договора Смоленского, Витебского и Полоцкого княжеств с Ригой, Готландской землей и немецкими городами 1229 г. В дальнейшем процедура посредничества нашла свое закрепление в статутах Великого Княжества Литовского 1566 и 1588 гг. Так, согласно ст. 85 Статута 1588 г. гражданский спор между сторонами мог разрешаться «полюбовным судом», и результатом рассмотрения являлось вынесение решения на основе мирового соглашения между сторонами в споре — «компромисса».
Школьная медиация — это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций в учреждениях общего среднего образования.
В России школьные службы примирения начали создаваться более 12 лет назад (в 2001–2002 гг.). Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 г. в школе № 464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Их становление является результатом тринадцатилетней работы межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» и его партнеров, в ходе которой в России была разработана модель школьных служб примирения и накоплен опыт их работы в школах, колледжах, а также в детских домах, интернатах и т. д.
Одним из первых в некоммерческом секторе популяризацией и продвижением технологии медиации в Республике Беларусь начало заниматься общественное объединение «Образовательный центр “ПОСТ”». Многолетнее сотрудничество с немецкими партнерами и серия образовательных визитов с возможностью знакомства с практическим воплощением идеи медиации в Германии в конечном итоге материализовались в обучающей программе «Медиация: искусство договариваться» (2010–2011 гг.) и создании школьных служб примирения в средних школах № 161 г. Минска и № 17 г. Борисова, а также в юридических клиниках БГЭУ и БГУ.
Проекты по развитию школьной медиации осуществляются также в государственных учреждениях образования по всей республике (в школах Минска, Гродно, Гомеля, Витебска, Мозыря, Сморгони, Волковыска и других городов). Сейчас это более 100 учебных заведений. В настоящее время учебно-практическое учреждение «МедиаторОк проф» курирует создание школьных служб медиации в школах Минска и Гродно, а также в Белорусской государственной хореографической гимназии-колледже.
Директору на заметку
Цель развития школьной медиации в учреждениях образования — формирование нового типа отношения к конфликтам между субъектами учебного взаимодействия в общеобразовательной школе и способам их разрешения, создание безопасной системы обеспечения прав и интересов.
Под этим подразумевается в т. ч. право (и возможности) каждого защищать и отстаивать свои интересы (признавая при этом за своим оппонентом равное право на такие же действия) при условии ненанесения ущерба другим. Это относится и к детям, и к взрослым, ведь для учителя также важно чувство защищенности и комфорта, которое способствует сохранению и развитию его профессиональных навыков, положительно сказывается на качестве образования.
Для школьной среды характерны конфликты и противоречия разного уровня и направления между:
- детьми разного возраста и социального происхождения;
- одноклассниками за право быть лидером;
- новичком и классом;
- учениками и учителями;
- учителями и родителями и т. д.
Эти конфликты нередко бывают жесткими и несут за собой серьезные последствия для всех сторон — участников конфликтов.
Пример проработки конфликта в рамках проекта по созданию школьной службы примирения
В одной из школ для разрешения групповых конфликтов и формирования командообразования мы использовали такую медиативную технологию, как круги сообществ. Школьникам было предложено разрешить вопросы, связанные с деловым стилем и дисциплиной в классе.
Учащиеся совместно с классным руководителем (VIII класс) вырабатывали предложения по улучшению дисциплины в классе. Был составлен список вариантов решения, которые ребята увлеченно обсуждали. Классу удалось выявить различия и общие мнения и прийти к решению, которое устроило всех.
Кроме приведенного примера в рамках проекта были проработаны и иные конфликты между одноклассниками, отдельными группами, проведены мероприятия по улучшению взаимопонимания, неконфликтного поведения в классах.
По окончании первого этапа проекта был проведен опрос среди школьников V‒XI классов, результаты которого приведены в таблице.
Таблица
Опрос школьников
Интерес к созданию школьных служб примирения в государственных учреждениях образования возрастает по всей республике с каждым годом.
Для развития школьных служб примирения и медиации необходимо соблюдать определенные психолого-педагогические условия:
- внедрение технологии развития конфликтологической компетентности всех участников образовательных отношений;
- формирование когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов конфликтологической компетентности;
- формирование условий психологической безопасности образовательной среды.