Диссеминация: сохраняя традиции, внедряем инновации

Диссеминация: сохраняя традиции, внедряем инновации

Что такое диссеминация?
Обобщение и распространение инновационного опыта педагогической деятельности.
Что такое эффективный опыт?
Новые или улучшенные приемы, методы и формы работы, рационализаторские педагогические инициативы, соответствующие современным требованиям и направленные на повышение качества образовательного процесса.

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, — у нас будет по две идеи.
Бернард Шоу

Нарбунтович (Котова) Наталья

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 180 г. Минска»
(ранее — директор государственного учреждения образования «Вспомогательная школа-интернат № 7 г. Минска»)

1235 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Умение транслировать свой эффективный опыт является обязательным для учителя, свидетельствует о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности.

Не менее важно, чтобы при отсутствии готовых решений или наличии определенных затруднений педагог имел возможность обратиться к эффективному опыту коллег. А это, как правило, уже работа группы людей или всего педагогического коллектива, а порой и целых профессиональных сообществ.

При этом эффективный опыт можно понимать как новые или улучшенные приемы, методы и формы работы, рационализаторские педагогические инициативы, соответствующие современным требованиям и направленные на повышение качества образовательного процесса.

Таким образом, эффективный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов.

Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики. А трансляция педагогами собственного опыта и обмен идеями позволяют распространять инновации не только на уровне школы, но и вне ее, и тем самым обеспечивают развитие системы образования.

Сохраняя традиции, внедряем инновации

Обобщение и распространение опыта в процессе сотрудничества называется диссеминацией (от лат. disseminatio — рассеивание, распространение).

В образовательном процессе диссеминацию можно определить как распространение эффективного педагогического опыта, способ реализации инноваций в образовательном процессе, поддержку педагогических инициатив. При этом инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества образования.

Директору на заметку
Диссеминация — это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

К основным функциям диссеминации относятся:

  • координация взаимодействия, в т. ч. сетевого;
  • научно-­методическое сопровождение;
  • описание практики, опыта;
  • накопление информации (информационный ресурс);
  • тьюторское сопровождение;
  • консалтинг;
  • обучение;
  • оценка качества результатов диссеминационной деятельности.

Диссеминация как альтернатива консервативному педагогическому опыту

Накопленный десятилетиями опыт педагогической деятельности имеет, как правило, высокую субъективную оценку и ценность. А это способствует тому, что учитель затрудняется в пересмотре своего опыта, его ревизии с точки зрения современных требований. Педагог становится профессионально пассивным, инертным, начинает избегать ситуаций, которые требуют проявления инициативы, мобильности, готовности апробировать новые методы, приемы и т. д., игнорировать новые технологии, если в них невозможно использовать привычный для него опыт. Такая ситуация приводит к консерватизму в профессиональной деятельности и образованию профессиональных стереотипов: «Я все знаю, я все умею, я все могу».

Директору на заметку
Профессиональные стереотипы — это неотъемлемая часть достигнутого профессио­нального мастерства. И они, как правило, распространяются и на непрофессиональные сферы деятельности учителя. Это приводит к профессиональной стагнации личности учителя. Стагнацию можно рассматривать как профессионально обусловленный кризис и субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии (Сыманюк Э. Э.).

При серьезном подходе к реализации диссеминации на практике можно нивелировать ряд проблем в работе с педагогическими кадрами:

  • повысить недостаточный в настоящее время уровень распространения инновационного, эффективного опыта педагогов учреждений образования;
  • придать работе по распространению инновационного, эффективного педагогического опыта системность и динамичность;
  • увеличить осведомленность педагогических кадров о реализуемых проектах, направленных на представление и распространение опыта;
  • повысить уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;
  • исключить формальный подход к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;
  • расширить практическое использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий для формирования банка инновационного и эффективного опыта и его продвижения;
  • способствовать экспансивному продвижению распространителями своих продуктов в образовательный сегмент региона;
  • развить совместную дистанционную работу над проектами и идеями, основанную на представляемом опыте, и многое другое.

Диссеминация инновационного педагогического опыта

Прежде всего определим, что субъекты диссеминации (распространения) — это:

  • авторы инновационного опыта, которые могут его представить массовому педагогическому потребителю;
  • потребители (пользователи) инновационного опыта, которые способны обеспечить более высокие результаты деятельности и существенно повысить качество образовательного процесса;
  • организаторы процесса диссеминации: администрация учреждения образования, руководители учебно-­методических объединений, специалисты управлений по образованию, методических отделов и т. д.

Объекты диссеминации — те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-­методические пособия, дидактические материалы, т. е. такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.

Чтобы распространить инновационные педагогические продукты, необходимо выполнить по меньшей мере два обязательных условия:

  1. облечь педагогический опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
  2. вызвать заинтересованность педагогических работников в овладении инновационным и эффективным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей деятельности.

Главное в педагогическом опыте — идея. При распространении важно донести ее сущность, новизну и условия использования.

Практика распространения педагогического опыта складывается из:

  • ознакомления желающих учителей с эффективным педагогическим опытом, разъяснения преимуществ рекомендуемых, например, методов и приемов по сравнению с традиционными;
  • демонстрации методов и приемов работы в действии;
  • практического обучения учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (повышение квалификации, семинары, практикумы и др.);
  • свободного обмена инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.

Возможные формы распространения инновационного педагогического опыта в учреждении образования представлены в таблице.

Таблица

Основные формы диссеминации

Таким образом, диссеминация способствует:

  • расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;
  • экспансии партнерских связей в обра­зовании;
  • стимулированию и углублению иннова­ционной деятельности;
  • достижению высокого качества обра­зования.

Процессуальные этапы диссеминации

1‑й этап — осмысление опыта(осмыслить — открыть смысл, значение, понять).

Попробуйте определить, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в педагогической деятельности, в каком соотношении находятся опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы, приемы деятельности.

2‑й этап — изучение опыта(изучить — научно исследовать, познать, внимательно наблюдая).

Начинайте этот этап с определения темы своего опыта, пытайтесь сделать ее как можно более конкретной, укажите, насколько ваш опыт актуален, вычлените научную идею, лежащую в основе вашего опыта, и определите индивидуальные черты вашей деятельности по данной проблеме.

Определите и сформулируйте идею собственного опыта работы. Выделите его составные части, выстройте их в логической иерархической последовательности.

3‑й этап — обобщение(обобщить — сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении).

Сформулируйте выводы и определите границы (условия) применения вашего опыта работы.

Рекомендации по внедрению диссеминации

Для осуществления успешной диссеминации в учреждении образования необходимо:

  1. использовать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;
  2. применять оптимальные современные модели диссеминации, позволяющие сделать инновационный опыт педагогов доступным;
  3. наладить систему, предоставляющую возможность любому учителю выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде;
  4. организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в практику учреждения образования;
  5. помочь руководящим и педагогическим работникам в освоении современных образовательных ресурсов;
  6. обеспечить прозрачность принятия управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность педагогам влиять на принятие этих решений, т. е. урегулировать взаимоотношения «администрация — педагоги», что позволит исключить формализм в инновационной деятельности учреждения образования.
1235 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минобразования озвучило ключевые задачи системы на 2024 год

Министр образования Андрей Иванец на заседании коллегии Министерства образования «Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2023 год и основных зад...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 181
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок