Умение транслировать свой эффективный опыт является обязательным для учителя, свидетельствует о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности.
Не менее важно, чтобы при отсутствии готовых решений или наличии определенных затруднений педагог имел возможность обратиться к эффективному опыту коллег. А это, как правило, уже работа группы людей или всего педагогического коллектива, а порой и целых профессиональных сообществ.
При этом эффективный опыт можно понимать как новые или улучшенные приемы, методы и формы работы, рационализаторские педагогические инициативы, соответствующие современным требованиям и направленные на повышение качества образовательного процесса.
Таким образом, эффективный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов.
Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики. А трансляция педагогами собственного опыта и обмен идеями позволяют распространять инновации не только на уровне школы, но и вне ее, и тем самым обеспечивают развитие системы образования.
Сохраняя традиции, внедряем инновации
Обобщение и распространение опыта в процессе сотрудничества называется диссеминацией (от лат. disseminatio — рассеивание, распространение).
В образовательном процессе диссеминацию можно определить как распространение эффективного педагогического опыта, способ реализации инноваций в образовательном процессе, поддержку педагогических инициатив. При этом инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества образования.
Директору на заметку
Диссеминация — это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
К основным функциям диссеминации относятся:
- координация взаимодействия, в т. ч. сетевого;
- научно-методическое сопровождение;
- описание практики, опыта;
- накопление информации (информационный ресурс);
- тьюторское сопровождение;
- консалтинг;
- обучение;
- оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Диссеминация как альтернатива консервативному педагогическому опыту
Накопленный десятилетиями опыт педагогической деятельности имеет, как правило, высокую субъективную оценку и ценность. А это способствует тому, что учитель затрудняется в пересмотре своего опыта, его ревизии с точки зрения современных требований. Педагог становится профессионально пассивным, инертным, начинает избегать ситуаций, которые требуют проявления инициативы, мобильности, готовности апробировать новые методы, приемы и т. д., игнорировать новые технологии, если в них невозможно использовать привычный для него опыт. Такая ситуация приводит к консерватизму в профессиональной деятельности и образованию профессиональных стереотипов: «Я все знаю, я все умею, я все могу».
Директору на заметку
Профессиональные стереотипы — это неотъемлемая часть достигнутого профессионального мастерства. И они, как правило, распространяются и на непрофессиональные сферы деятельности учителя. Это приводит к профессиональной стагнации личности учителя. Стагнацию можно рассматривать как профессионально обусловленный кризис и субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии (Сыманюк Э. Э.).
При серьезном подходе к реализации диссеминации на практике можно нивелировать ряд проблем в работе с педагогическими кадрами:
- повысить недостаточный в настоящее время уровень распространения инновационного, эффективного опыта педагогов учреждений образования;
- придать работе по распространению инновационного, эффективного педагогического опыта системность и динамичность;
- увеличить осведомленность педагогических кадров о реализуемых проектах, направленных на представление и распространение опыта;
- повысить уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;
- исключить формальный подход к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;
- расширить практическое использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий для формирования банка инновационного и эффективного опыта и его продвижения;
- способствовать экспансивному продвижению распространителями своих продуктов в образовательный сегмент региона;
- развить совместную дистанционную работу над проектами и идеями, основанную на представляемом опыте, и многое другое.
Диссеминация инновационного педагогического опыта
Прежде всего определим, что субъекты диссеминации (распространения) — это:
- авторы инновационного опыта, которые могут его представить массовому педагогическому потребителю;
- потребители (пользователи) инновационного опыта, которые способны обеспечить более высокие результаты деятельности и существенно повысить качество образовательного процесса;
- организаторы процесса диссеминации: администрация учреждения образования, руководители учебно-методических объединений, специалисты управлений по образованию, методических отделов и т. д.
Объекты диссеминации — те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, т. е. такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Чтобы распространить инновационные педагогические продукты, необходимо выполнить по меньшей мере два обязательных условия:
- облечь педагогический опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
- вызвать заинтересованность педагогических работников в овладении инновационным и эффективным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей деятельности.
Главное в педагогическом опыте — идея. При распространении важно донести ее сущность, новизну и условия использования.
Практика распространения педагогического опыта складывается из:
- ознакомления желающих учителей с эффективным педагогическим опытом, разъяснения преимуществ рекомендуемых, например, методов и приемов по сравнению с традиционными;
- демонстрации методов и приемов работы в действии;
- практического обучения учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (повышение квалификации, семинары, практикумы и др.);
- свободного обмена инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Возможные формы распространения инновационного педагогического опыта в учреждении образования представлены в таблице.
Таблица
Основные формы диссеминации
Таким образом, диссеминация способствует:
- расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;
- экспансии партнерских связей в образовании;
- стимулированию и углублению инновационной деятельности;
- достижению высокого качества образования.
Процессуальные этапы диссеминации
1‑й этап — осмысление опыта(осмыслить — открыть смысл, значение, понять).
Попробуйте определить, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в педагогической деятельности, в каком соотношении находятся опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы, приемы деятельности.
2‑й этап — изучение опыта(изучить — научно исследовать, познать, внимательно наблюдая).
Начинайте этот этап с определения темы своего опыта, пытайтесь сделать ее как можно более конкретной, укажите, насколько ваш опыт актуален, вычлените научную идею, лежащую в основе вашего опыта, и определите индивидуальные черты вашей деятельности по данной проблеме.
Определите и сформулируйте идею собственного опыта работы. Выделите его составные части, выстройте их в логической иерархической последовательности.
3‑й этап — обобщение(обобщить — сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении).
Сформулируйте выводы и определите границы (условия) применения вашего опыта работы.
Рекомендации по внедрению диссеминации
Для осуществления успешной диссеминации в учреждении образования необходимо:
- использовать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;
- применять оптимальные современные модели диссеминации, позволяющие сделать инновационный опыт педагогов доступным;
- наладить систему, предоставляющую возможность любому учителю выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде;
- организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в практику учреждения образования;
- помочь руководящим и педагогическим работникам в освоении современных образовательных ресурсов;
- обеспечить прозрачность принятия управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность педагогам влиять на принятие этих решений, т. е. урегулировать взаимоотношения «администрация — педагоги», что позволит исключить формализм в инновационной деятельности учреждения образования.