Диссеминация: сохраняя традиции, внедряем инновации

Диссеминация: сохраняя традиции, внедряем инновации

Что такое диссеминация?
Обобщение и распространение инновационного опыта педагогической деятельности.
Что такое эффективный опыт?
Новые или улучшенные приемы, методы и формы работы, рационализаторские педагогические инициативы, соответствующие современным требованиям и направленные на повышение качества образовательного процесса.

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, — у нас будет по две идеи.
Бернард Шоу

Нарбунтович (Котова) Наталья

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 180 г. Минска»
(ранее — директор государственного учреждения образования «Вспомогательная школа-интернат № 7 г. Минска»)

1251 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Умение транслировать свой эффективный опыт является обязательным для учителя, свидетельствует о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности.

Не менее важно, чтобы при отсутствии готовых решений или наличии определенных затруднений педагог имел возможность обратиться к эффективному опыту коллег. А это, как правило, уже работа группы людей или всего педагогического коллектива, а порой и целых профессиональных сообществ.

При этом эффективный опыт можно понимать как новые или улучшенные приемы, методы и формы работы, рационализаторские педагогические инициативы, соответствующие современным требованиям и направленные на повышение качества образовательного процесса.

Таким образом, эффективный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов.

Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики. А трансляция педагогами собственного опыта и обмен идеями позволяют распространять инновации не только на уровне школы, но и вне ее, и тем самым обеспечивают развитие системы образования.

Сохраняя традиции, внедряем инновации

Обобщение и распространение опыта в процессе сотрудничества называется диссеминацией (от лат. disseminatio — рассеивание, распространение).

В образовательном процессе диссеминацию можно определить как распространение эффективного педагогического опыта, способ реализации инноваций в образовательном процессе, поддержку педагогических инициатив. При этом инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества образования.

Директору на заметку
Диссеминация — это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

К основным функциям диссеминации относятся:

  • координация взаимодействия, в т. ч. сетевого;
  • научно-­методическое сопровождение;
  • описание практики, опыта;
  • накопление информации (информационный ресурс);
  • тьюторское сопровождение;
  • консалтинг;
  • обучение;
  • оценка качества результатов диссеминационной деятельности.

Диссеминация как альтернатива консервативному педагогическому опыту

Накопленный десятилетиями опыт педагогической деятельности имеет, как правило, высокую субъективную оценку и ценность. А это способствует тому, что учитель затрудняется в пересмотре своего опыта, его ревизии с точки зрения современных требований. Педагог становится профессионально пассивным, инертным, начинает избегать ситуаций, которые требуют проявления инициативы, мобильности, готовности апробировать новые методы, приемы и т. д., игнорировать новые технологии, если в них невозможно использовать привычный для него опыт. Такая ситуация приводит к консерватизму в профессиональной деятельности и образованию профессиональных стереотипов: «Я все знаю, я все умею, я все могу».

Директору на заметку
Профессиональные стереотипы — это неотъемлемая часть достигнутого профессио­нального мастерства. И они, как правило, распространяются и на непрофессиональные сферы деятельности учителя. Это приводит к профессиональной стагнации личности учителя. Стагнацию можно рассматривать как профессионально обусловленный кризис и субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии (Сыманюк Э. Э.).

При серьезном подходе к реализации диссеминации на практике можно нивелировать ряд проблем в работе с педагогическими кадрами:

  • повысить недостаточный в настоящее время уровень распространения инновационного, эффективного опыта педагогов учреждений образования;
  • придать работе по распространению инновационного, эффективного педагогического опыта системность и динамичность;
  • увеличить осведомленность педагогических кадров о реализуемых проектах, направленных на представление и распространение опыта;
  • повысить уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;
  • исключить формальный подход к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;
  • расширить практическое использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий для формирования банка инновационного и эффективного опыта и его продвижения;
  • способствовать экспансивному продвижению распространителями своих продуктов в образовательный сегмент региона;
  • развить совместную дистанционную работу над проектами и идеями, основанную на представляемом опыте, и многое другое.

Диссеминация инновационного педагогического опыта

Прежде всего определим, что субъекты диссеминации (распространения) — это:

  • авторы инновационного опыта, которые могут его представить массовому педагогическому потребителю;
  • потребители (пользователи) инновационного опыта, которые способны обеспечить более высокие результаты деятельности и существенно повысить качество образовательного процесса;
  • организаторы процесса диссеминации: администрация учреждения образования, руководители учебно-­методических объединений, специалисты управлений по образованию, методических отделов и т. д.

Объекты диссеминации — те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-­методические пособия, дидактические материалы, т. е. такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.

Чтобы распространить инновационные педагогические продукты, необходимо выполнить по меньшей мере два обязательных условия:

  1. облечь педагогический опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
  2. вызвать заинтересованность педагогических работников в овладении инновационным и эффективным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей деятельности.

Главное в педагогическом опыте — идея. При распространении важно донести ее сущность, новизну и условия использования.

Практика распространения педагогического опыта складывается из:

  • ознакомления желающих учителей с эффективным педагогическим опытом, разъяснения преимуществ рекомендуемых, например, методов и приемов по сравнению с традиционными;
  • демонстрации методов и приемов работы в действии;
  • практического обучения учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (повышение квалификации, семинары, практикумы и др.);
  • свободного обмена инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.

Возможные формы распространения инновационного педагогического опыта в учреждении образования представлены в таблице.

Таблица

Основные формы диссеминации

Таким образом, диссеминация способствует:

  • расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;
  • экспансии партнерских связей в обра­зовании;
  • стимулированию и углублению иннова­ционной деятельности;
  • достижению высокого качества обра­зования.

Процессуальные этапы диссеминации

1‑й этап — осмысление опыта(осмыслить — открыть смысл, значение, понять).

Попробуйте определить, что лежит в основе ваших удач (или неудач) в педагогической деятельности, в каком соотношении находятся опыт вашей деятельности и традиционные формы, методы, приемы деятельности.

2‑й этап — изучение опыта(изучить — научно исследовать, познать, внимательно наблюдая).

Начинайте этот этап с определения темы своего опыта, пытайтесь сделать ее как можно более конкретной, укажите, насколько ваш опыт актуален, вычлените научную идею, лежащую в основе вашего опыта, и определите индивидуальные черты вашей деятельности по данной проблеме.

Определите и сформулируйте идею собственного опыта работы. Выделите его составные части, выстройте их в логической иерархической последовательности.

3‑й этап — обобщение(обобщить — сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении).

Сформулируйте выводы и определите границы (условия) применения вашего опыта работы.

Рекомендации по внедрению диссеминации

Для осуществления успешной диссеминации в учреждении образования необходимо:

  1. использовать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;
  2. применять оптимальные современные модели диссеминации, позволяющие сделать инновационный опыт педагогов доступным;
  3. наладить систему, предоставляющую возможность любому учителю выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде;
  4. организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в практику учреждения образования;
  5. помочь руководящим и педагогическим работникам в освоении современных образовательных ресурсов;
  6. обеспечить прозрачность принятия управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность педагогам влиять на принятие этих решений, т. е. урегулировать взаимоотношения «администрация — педагоги», что позволит исключить формализм в инновационной деятельности учреждения образования.
1251 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор должен смотреть только вперед, тыл ему обеспечит команда»: интервью с директором ГУО «Боровлянская средняя школа № 3» Анной Петровной КОРОЛЕВИЧ

Директор школы — это ответственная и серьезная должность, с которой может справиться только образованный и тактичный руководитель. Хотим представить вам именно такого рук...
№ 4 (148) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 207
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок