Сепарация: содействие учреждения образования через коммуникацию и просвещение
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Сепарация: содействие учреждения образования через коммуникацию и просвещение

Что такое сепарация?
Психологическое отделение ребенка от родителей.
Кто управляет процессом сепарации?
Родители.
Когда заканчивается сепарация?
В норме к 19–20 годам.

Жить — значит меняться, меняться — значит взрослеть, а взрослеть — значит непрестанно творить себя самого.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

671 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Наверняка каждый руководитель сферы об­разования сталкивался с несамостоятельностью, безответственностью не только детей, но и взрослых. Знаете, откуда берутся маменькины сынки? Ответ кроется в слове сепарация.

Сепарация (от лат. separatio — отделение) в психологии — это отделение ребенка от родителей (от своей семьи). Результат сепарации — умение без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их последствия.

Вся жизнь человека — это процесс сепарации. Когда младенец рождается — это уже его первое отделение от матери. Затем он начинает ходить, говорить, идет в детский сад, школу, выбирает профессию и т. д. В результате успешной сепарации человек развивается.

Если же ребенок не прошел такую фазу отрыва, то он застрянет на ней во взрослой жизни. Поэтому руководитель должен быть готов к взаимодействию с маменькиными сынками и знать, как незавершенная сепарация отражается на работе учреждения образования.

Это важно
Процессом психологического отделения ребенка от родителей должны управлять сами родители. Учреждение образования может только содействовать сепарации через выстроенную коммуникацию, просвещение, психологическую поддержку.

Причины и проблематика незавершенной сепарации

1. Конфлюэнция (от англ. confluence — слияние) — неспособность человека допустить даже мысль о том, что другой человек может чувствовать и думать по-другому. Такое слияние очень часто случается между мамой и ребенком.


Пример

Родитель, который думает за ребенка, часто является источником конфликтов и жалоб: ребенку не уделяют в школе должного внимания, не так и не тому учат, не так кормят, не так объясняют и т. д. Родитель считает, что он знает, как лучше. Наличие слияния не позволяет родителю отпустить ребенка от себя, возникают сложности в обучении и, как результат, у ребенка — стресс, а у родителя — испорченные отношения с педагогами, директором.


2. Тревожность. Когда родитель представляет собой тревожный тип личности, он уверен в том, что мир очень опасен, что ребенка нельзя оставлять одного ни на минуту. Главная задача такого родителя — оградить и защитить ребенка от всех напастей, даже если ребенку уже 20 лет и это молодой специалист. Частый аргумент тревожной мамы: «Я ведь уже прожила сколько. Я ведь лучше знаю, как мир опасен и как в нем много проблем, которые подстерегают моего ребенка. Поэтому я его буду защищать».


Пример

Тревожный родитель подсознательно внушает ребенку, что в школе опасно и его могут обидеть. Поэтому для собственного спокойствия родитель использует гаджеты наблюдения: браслет слежения, смарт-часы и т. д. Еще один тревожный звоночек для руководителя — когда при приеме на работу специалист приходит с группой поддержки — волнующимися родственниками.


Из опыта директора школы
Однажды на работу пришел молодой специалист с мамой. Сначала такая родительская забота вызвала у меня улыбку, но потом стало не до смеха. Эта мама была настолько активной, что даже я начала ей отчитываться. Она знала рабочий график, телефоны, должностную инструкцию, оклад — все, что имело отношение к ее взрослому ребенку. Пиком стала ситуация, когда родители ученика сделали этому молодому специалисту замечание. Как вы думаете, как поступила мама? Она написала жалобу. Итог: принимаю успокоительные, жду проверку.

3. Собственная нереализованность. Как правило, когда у мамы плохие отношения с мужем, неинтересная работа, нет хобби или какой-то постоянной важной деятельности, которой она могла бы заниматься, у нее возникает страх, что если ребенок будет жить своей жизнью, то ее жизнь потеряет смысл. Только наличие ребенка позволяет ей чувствовать себя важной, востребованной, значимой. Такие мамы не дают ребенку отделиться от себя, потому что им нечем больше заняться.


Пример

Такие родители пытаются заполнить свою нереализованность важным занятием. Нередко они находят себя в родительском комитете и начинают жить жизнью учреждения образования. Конечно, большой плюс, что есть пио­нер, который всегда готов. Но минус в том, что такой чрезмерно деятельный человек может навязывать свои убеждения, вызывая недовольство окружающих. Поэтому сверхактивность родительского комитета должна быть под контролем. Главное, чтобы орган самоуправления не переходил черту полномочий: его функция — содействовать, а не жить жизнью учреждения образования.


4. Страх разочарования. Это страх, что дети так и не станут теми, кем бы хотели видеть их родители (великими учеными, писателями, руководителями и т. д.). Для того чтобы не разочароваться в ребенке, родители начинают контролировать, воплощает ли он их собственные мечты, по принципу: «У ребенка должно быть все самое лучшее, он должен быть лучше всех».


Пример

Родитель с иллюзиями становится токсичным для учреждения образования. Он будет требовать лучшего педагога, особого подхода, вкусного питания, дорогих пособий и т. д. Это недовольство будет выражаться в публичном пространстве (в социальных сетях), притягивая внимание проверяющих инстанций.


Как понять, что сепарация прошла успешно

Если сепарация была пройдена вовремя и полноценно, то человек чувствует себя независимым на всех уровнях:

  • на эмоциональном. Вы знаете, что ваши чувства и эмоции могут не совпадать с родительскими. Вы принимаете свою историю детства, а не чувствуете вину или обиду. Не нуждаетесь в одобрении своих действий;
  • на функциональном. Вы способны позаботиться о себе в физическом смысле, материально не зависите от родителей;
  • на ценностном. У вас сформирована собственная картина мира, и она может отличаться от родительской. Нет желания демонстративно жить иначе;
  • на конфликтном. Вы не боитесь отстаивать свою точку зрения и не соглашаться с родителями. При несогласии родителей способны справиться с чувством вины и остаться при своем мнении.

Директору на заметку
Сепарация проходит несколько различных фаз. В норме она заканчивается к 19–20 годам. Но разные модели воспитания могут заставить человека застрять на каком-то из этапов и в 20, и в 40 лет.

Как выглядит незавершенная сепарация у взрослого

Многолетние поиски себя. Человек не может найти свое место в жизни, в профессии, не знает, чем заниматься, чтобы почувствовать себя счастливым. Он делает выбор ценностей под влиянием установок мамы и папы и не в состоянии отличить, что из родительских правил ему подходит, а что — нет.

Трудности в отношениях. Проявляется это в неумении быть гибким, принимать индивидуальность людей, страхе душевной близости, зависимости от одобрения родителей или кого-то еще.

Неумение защищать свои интересы и личные границы. Постоянное ощущение собственного бессилия, низкая самооценка, беззащитность перед манипуляциями со стороны окружающих.

Проблемы с собственными детьми. Процесс взросления двусторонний: родители отдают своему взрослеющему ребенку ответственность, а ребенок берет ее. Если вы не смогли отделиться от родителей, то свое неумение и незнание, как это делать, вы передадите своим детям со всеми последствиями.

Заключение

Взрослый, который хорошо сепарирован, умеет правильно выстраивать отношения и достигать значимых результатов в профессиональной сфере. Для руководителя взрослый работник — это специалист без проблем, он несет ответственность, может самостоятельно принимать решения и главное — он постоянно в развитии.


Тест на эмоциональную зрелость личности: насколько вы автономны

Поставьте за каждый пункт, который полностью реализован у вас, 1 балл, а за тот, который не реализован полностью, — 0.

1. Я не испытываю чувства вины за некорректное поведение других, даже если они мои близкие.

2. Я свободно и спокойно могу выражать несогласие и не бояться непонимания и осуждения в ответ.

3. Я не стремлюсь убедить других людей признать меня, мою уникальность.

4. Я не обижаюсь, если меня критикуют по делу.

5. Я имею свой внутренний кодекс ценностей и действую в соответствии с ним, не оглядываясь на мнение других.

6. Я уверен(а) в себе, имею высокую самооценку, умею регулировать свои эмоции.

7. Я не поддаюсь на манипуляции.

8. Я спокойно отношусь к успеху других.

Результат

Сумма 6–8 баллов говорит о хорошей автономности, 4–6 баллов — о недостаточной, 0–4 балла — о наличии признаков эмоциональной зависимости.



671 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 141
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок