Назначают руководителем. С чего начать?
Статья поможет начинающему руководителю правильно начать путь в новой должности, а руководителю со стажем — проанализировать, в правильном ли направлении он движется.
Статья поможет начинающему руководителю правильно начать путь в новой должности, а руководителю со стажем — проанализировать, в правильном ли направлении он движется.
Путешествие длиной в тысячу миль начинается с первого шага.
Древнекитайский философ Лао-цзы
Вы — активный сотрудник, который хорошо справляется с задачами на своем участке. Вас заметили и предложили должность руководителя. И сразу же возникает вопрос: что делать?
Следуйте нашей стратегии, и начало большого пути будет положено.
[Согласиться — значит принять ответственность]
Не каждый это делает. Это страшно, но это и есть развитие. И будьте уверены, если вы один раз отказались, второй раз уже вряд ли предложат. Руководство сделает вывод, что вы не готовы взять на себя ответственность в нужный момент. А ключевое качество руководителя и отличие от линейного сотрудника — это именно готовность брать на себя ответственность.
[Долгосрочные цели — это цели от года и выше в цифрах, которых вы должны достичь]
Получите у своего руководителя информацию:
В жизни часто бывает, что ответов на эти вопросы нет. Это распространено в организациях с ручным управлением, никак не занимающихся стратегическим управлением и планированием. Тем не менее постарайтесь получить хоть какую-то конкретику, какие-то цифры. Иначе как по прошествии времени можно будет оценить результат вашей деятельности, хорошо вы работали или нет?
Четкое понимание долгосрочных целей поможет:
Руководитель не может себе позволить жить сиюминутными решениями. Даже если они кажутся правильными здесь и сейчас, обязательно учитесь мыслить стратегически, анализировать. Если вы сами не понимаете смысла большой задачи, то и сотрудникам не сможете объяснить, зачем им нужно что-то делать и почему это важно.
[Задача руководителя — организовать работу подчиненных так, чтобы достичь нужных результатов]
Для этого придется поменять подход к работе, изменить мышление. Раньше вы отвечали за себя, и задача была — самому хорошо выполнить свою работу. Отсюда и частая ошибка руководителей-новичков — делать всю работу за своих подчиненных, работать «за себя и за того парня».
Но теперь вы должны не сами все делать, а организовывать, имея полномочия руководить вверенными подчиненными, и нести при этом полную ответственность за все результаты, за результаты всего учреждения (зоны ответственности) — как за положительные, так и за отрицательные.
[Используйте сильные стороны каждого, организуйте команду, чтобы достичь нужных целей]
Как понять, кто в вашем подчинении?
Для чего это нужно? Чтобы понять, на своих ли местах сотрудники и как мотивировать того или иного подчиненного на максимальные результаты, как повысить эффективность взаимодействия, как сплотить и повести за собой команду.
Теперь ваша задача — выполнять роль лидера, вдохновляющего сотрудников на достижение нужных результатов. Это самое важное, а остальное приложится.
Относитесь к своим подчиненным так же, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам. Поступайте всегда по справедливости.
От редакции
Проверьте себя, какой вы руководитель
Управлять другими людьми — это тоже профессия, и освоить ее можно только на практике.
Существует четыре управленческих стиля.
1. Производитель — отвечает на вопрос «Что делаем?» Ориентирован на результат по текущей цели, хорош в тактических расчетах, любит собственноручно выполнять задачи, даже если их можно делегировать.
2. Администратор — фокусируется на вопросе «Как делаем?» Любит и умеет настраивать управление, систематизировать работу, оптимизировать ресурсы команды. Отличный стратег. Ценит стабильность, соблюдает правила, избегает рисков.
3. Предприниматель — ключевой вопрос «Зачем и когда делаем?» Генератор идей, экспериментатор и любитель ноу-хау в управлении. Никогда не останавливается на достигнутом. Такого начальника больше интересует внедрение идеи, чем ее планомерное воплощение, результат.
4. Интегратор — решает вопрос «Кто делает?» Лидер, который объединяет команду вокруг себя и оптимально распределяет задачи.
В идеальном мире руководитель должен гармонично сочетать в себе все четыре аспекта, но на практике это невозможно. Слишком разные качества характера требуются для каждой задачи.