В Государственном школьном стандарте указано, что пользоваться устройствами мобильной и интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов учащимся категорически запрещается. Ни в коем случае нельзя пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной и интернет-связи информацию, содержащую сцены жестокости, насилия, а также проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя и учителя-предметника. Правилам пользования устройствами мобильной связи, к слову, в документе посвящена целая глава. Так, в учреждениях образования школьники обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим. Этим принципом следует руководствоваться как на уроках, так и на факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятиях, а также на внеклассных мероприятиях. На переменках звонить и отправлять сообщения родителям или другим родственникам разрешается в случаях острой необходимости.
При однократном нарушении правил ученику придется писать объяснительную записку. Кроме того, классный руководитель или другой учитель имеет право делать на этот счет запись в дневник. При повторном факте нарушения правил устройство мобильной связи могут изъять. Затем в школу пригласят родителей. Телефон вернут после беседы с директором или кем-либо из администрации учреждения образования. На учащегося могут наложить взыскание – его определяет руководство школы.
И всё же иногда использовать смартфон на уроках можно. Заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования-начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова в проекте БЕЛТА «Страна говорит» отметила, что, как правило, на уроках учителя сами решают, когда и каким образом можно использовать мобильный телефон. Со своей стороны ведомство рекомендует, чтобы до урока ребята сдавали девайсы в ячейки или специальные коробки.
– Мобильный телефон отключается, сдается учителю и после завершения урока на перерыве учащиеся могут им воспользоваться, – прокомментировала Ирина Каржова.
По ее словам, дети уже не могут представить жизнь без смартфона, поэтому система образования должна подстраиваться под современные реалии. С одной стороны, следует ограничивать их использование на уроках, поскольку ученики отвлекаются. А с другой – во многих пособиях есть QR-коды, которые можно использовать прямо на уроке и с помощью мобильного телефона переходить, к примеру, на Национальный образовательный портал.
Эксперты убеждены, что уроки должны быть интересными. Важно, чтобы учителя не просто выходили к доске и читали лекцию, а внедряли в практику информационные технологии. В таких случаях мобильные телефоны как раз могут стать действенными средствами обучения.
С вопросом «На сколько остро в школах стоит проблема использования учениками мобильных телефонов?» мы обратились к учителю физики одной из школ города Орша Анастасии Мурашко. Опытный педагог отметила, что после появления конкретного свода правил от Министерства образования никаких проблем не возникает.
– Все учителя знают как свои права и обязанности, так и учеников. В нашей школе в каждом классе на столах преподавателей стоят специальные коробки, куда ребята перед началом уроков складывают девайсы. Каждая ячейка пронумерована. Ученики кладут телефоны в ячейки, номера которых соответствует номерам школьников в журнале. Если ребенок забыл свое устройство, педагогу не сложно понять, чей он и вернуть мобильник хозяину. Схема простая, понятная и, действительно, уже стала отлаженной и рабочей. Мальчики и девочки относятся к существующим правилам с пониманием. Они заранее ставят аппараты на беззвучный режим. У меня на занятиях проблем, касающихся мобильных телефонов, не возникает. Калькуляторами на некоторых уроках (физике и химии) с 7 по 11 класс можно пользоваться, но телефоны для этого не подходят – в них порой «зашиты» слишком умные функции. В данном случае функциональные возможности вычислительного устройства должны быть минимальными. Да и соблазн залезть в соцсети никто не отменял, – рассказала Анастасия Мурашко.
Источник: 1PROF.BY