Три десятка лучших студентов отечественных вузов из числа представителей Общественного республиканского студенческого совета, совета молодых ученых при Минобразования, а также послы ЦУР, блогеры и члены проекта «Молодежный лидер» поинтересовались у главы образовательного ведомства, как оптимизировать процесс заселения в общежития, каким образом усилить взаимодействие научных организаций и производств, на что должна быть направлена работа молодежи в период предстоящей электоральной кампании и т. д.
О каком образовательном хабе говорил Президент Беларуси на Республиканском педсовете?
А.И.: Наше министерство разрабатывает проект научно-учебного хаба мирового уровня, который, предположительно, будет создан на базе БГУ. Это будет уникальная среда опережающего образования и развития личности с ультрасовременным кампусом высшей школы нового типа. До 15 марта мы должны Главе государства внести на рассмотрение свои предложения по созданию этого хаба.
В этом новом учебном заведении планируется представить инженерно-технические специальности, а также, возможно, естественно-научные. Вероятнее всего, это будет инженерно-технический, физико-технический институт или университет с несколькими факультетами, но с ограниченным кругом специальностей. Их мы выберем из числа тех, по которым уже ведется обучение в наших вузах. Наборы в хаб собираемся сделать лимитированными, с особыми условиями поступления. Студентов будем отбирать из числа лучших, которые успели заявить о себе, например, на олимпиадах. Но и им предстоит выдержать конкурс и пройти мотивационное собеседование.
Для обучения одаренных студентов привлечем лучших преподавателей страны, а также создадим отдельный кампус. Идея такая: студенты и преподаватели должны жить вместе, чтобы у них была возможность общаться и на лекциях, занятиях, и во внеурочное время. Причем даже если это студенты-минчане, то и они, скорее всего, также будут жить в кампусе. Мы постараемся создать отличное место и для учебы, и для занятия спортом, и для развития творческих способностей. Ведь даже когда у Главы государства спросили, что самое главное в воспитании молодежи, он ответил: «Учеба, спорт и творчество».
Как развивается образовательное взаимодействие с теми странами, с которыми у Беларуси налажено международное сотрудничество?
А.И.: Образование — один из столпов развития международной дипломатии Беларуси. Наиболее активно мы развиваем сотрудничество с КНР. Количество китайских студентов лишь за последний год выросло с 7 до 12 тыс. Причем не только привлекаем абитуриентов из Китая на обучение в наши вузы, но и взаимодействуем на уровне университетов. Так, в ноябре 2023-го была создана белорусско-китайская ассоциация вузов, куда вошли порядка 80 вузов двух стран. В мае в КНР проведено очередное заседание, по итогам которого сформированы 6 кластеров.
Также плотно сотрудничаем с Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Казахстаном. Африканский регион сейчас тоже делает ставку на образование. Там понимают, что им необходимо перейти от экономики потребления (переработки полезных ископаемых) к экономике знаний, что они делают в том числе и с нашей помощью.
Какие меры по внедрению искусственного интеллекта в образовательный процесс уже предприняты?
А.И.: Мы понимаем, что технологии искусственного интеллекта используются всеми. Для того чтобы научиться грамотно их применять, хотим ввести определенный курс хотя бы на один семестр для студентов всех университетов. Ведь в очень скором времени рутинную работу по обработке больших данных, ее анализу и систематизации будет делать программа системного обеспечения, и мы к этому должны быть готовы.
В ряде инженерно-технических вузов страны уже начаты соответствующие курсы. Наша задача — внедрить технологии искусственного интеллекта разумно, чтобы каждый будущий специалист понимал, как ему их использовать в его работе и последующей профессиональной деятельности.
Что делается для повышения престижа педагогической профессии?
А.И.: Мне кажется, первое и самое главное — учитель должен уважать сам себя, и тогда все к нему будут также относиться. Второе — педагог должен быть мегапрофессионалом, чтобы ученики понимали: таких знаний, как у него, они не получат нигде. К тому же нужно быть безукоризненным и обладать хорошими психолого-педагогическими знаниями и навыками, чтобы найти подход к каждому. Третье — необходимо усилить административную ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.
Высшее образование должно стать более узкоспециализированным?
А.И.: Мне кажется, та сложившаяся специализация и практика, которая была еще в советское время, правильная. Тогда были технологические университеты со своей специализацией, которая во многом и сейчас сохранилась. Например, у БГУТ специализация — пищевая промышленность, ВГТУ — легкая промышленность, ГГТУ — механизация сельского хозяйства и машиностроение, БрГТУ — архитектура, градо- и дорогостроительство, и это правильно. Если начнем открывать новые специальности в тех вузах, где нет нужных преподавателей, то получим слабых специалистов.
Если говорить о фундаментальном образовании, то я глубоко уверен, что БГУ нужно сохранять таким, какой он есть. Это классика. Например, физфак БГУ не для инженеров, а для подготовки фундаментальных физиков для науки. БГУ — это в первую очередь кузница ученых, потому что в советское время 80 % выпускников этого университета распределялось в научные организации.
Более 3,5 тыс. учебных программ и планов в вузах были скорректированы за 4 месяца.
Мы будем стараться вернуть профилизацию тем вузам, которые ее имели. В этом году прекратили набор по 23 специальностям в региональных непрофильных университетах. При этом сохраним фундаментальное образование там, где оно должно быть.
Проект «Неслучайные встречи» предусматривает неформальное общение студентов с профессионалами и экспертами в разных областях. В ближайшее время активисты встретятся с Игорем Карпенко и Олегом Гайдукевичем.
Источник: Издательский дом «Педагогическая пресса»