Тамара Артёмовна КУНИЦКАЯ, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, директор государственного учреждения образования «Детская музыкальная школа искусств № 10 имени Е. А. Глебова г. Минска».Свыше 50 лет работает в сфере культуры, более 45 из них — руководителем музыкальной школы № 10.
Важным достижением считает не только организацию в учреждении музыкального образования высокого уровня, но и то, что школа является центром просветительской работы, активно пропагандирует белорусскую музыкальную культуру.
Является членом президиума правления ОО «Белорусский союз музыкальных деятелей», президиума общественной комиссии по вопросам культуры Министерства обороны Республики Беларусь.
Автор курсов «Межпредметные связи», «Педсовет», которые вела в Институте повышения квалификации.
Имеет благодарность «За активное участие в культурно-массовых белорусско-польских мероприятиях, значимый вклад в подготовку и проведение многолетнего детского конкурса белорусской и польской музыки имени С. Монюшко», Почетную грамоту Белорусского союза композиторов «За многолетний активный вклад в популяризацию белорусского национального музыкального искусства». Награждена нагрудным знаком «За вклад в развитие музыкального искусства», Почетным знаком Белорусского профсоюза работников культуры, медалью ордена святителя Кирилла Туровского. В 2013 г. удостоена звания «Женщина года» (2012).
Редакция: Тамара Артёмовна, что вы оканчивали, всегда ли мечтали стать педагогом?
Тамара Артёмовна: Когда я училась в школе, то была практически единственным ребенком в учреждении, играющим на музыкальном инструменте, поэтому меня могли даже забрать с урока, чтобы подыграть на школьном, а то и городском празднике. Мне всегда очень нравилось выступать на сцене, и я мечтала, что стану педагогом музыки.
А родилась я в Краснодаре и после школы училась в Краснодарском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.
Ред.: А как же вы оказались в Минске?
Т. А.: Любовь привела. Со своим будущим мужем я познакомилась в г. Геленджик, когда он после окончания Белорусского политехнического института приехал туда на отдых. Тогда же не было ни сотовых телефонов, ни интернета. Поэтому когда он уехал, нужно было специально заказывать звонок, чтобы созвониться, или писать бумажные письма. Вот так какое-то время мы и общались. А потом я поступила уже в минскую консерваторию, вышла замуж и переехала в Минск. С тех пор здесь. Кстати, в этом году мы с мужем будем отмечать 59 лет совместной жизни.
Ред.: Школа имеет двойную подчиненность — Министерству культуры и Министерству образования. В чем особенность такого подчинения?
Т. А.: Изначально наше учреждение подчинялось только Министерству культуры, но так как мы стали еще и школой дополнительного образования, то теперь определенные вопросы регулируются и документами Министерства образования. Вначале было несколько сложно разобраться, но на сегодняшний день мы к этому уже привыкли, все процессы в целом у нас отлажены.
Ред.: Школа расположена в бывшем монастыре бернардинок, архитектурном памятнике XVII в. Есть ли в связи с этим особенности проведения косметического, капитального ремонта учреждения?
Т. А.: Реконструкцией (реставрацией) нашего здания занимается КУП «Минская cпадчина», на балансе которого оно и находится. Мы совместно обсуждаем ремонтные работы. Ведь здание является исторической ценностью, а значит, его свободная перестройка не допускается, необходимо соблюдать и выбирать такой цвет внутри и снаружи, который будет соответствовать историческому цвету. Если вы обратите внимание на окна, часть из которых мы заменили на современные, то увидите, что старые и новые окна имеют одинаковый внешний вид и расцветку, так что с первого взгляда их можно и не отличить друг от друга.
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Государственное учреждение образования «Детская музыкальная школа искусств № 10 имени Е. А. Глебова г. Минска»
2021/2022 учебный год стал для школы 50‑м, в связи с этим прошли яркие юбилейные концерты.
Впервые школа была открыта 31 августа 1971 г., тогда она находилась в Минском окружном Доме офицеров (сейчас — Центральный Дом офицеров). В то время обучение проходило по классу двух инструментов — фортепиано и баяна. После капитального ремонта Дома офицеров школа сначала размещалась в других учебных заведениях Центрального района, затем — временно на площади Свободы, 8.
С 1994 г. школа располагается в бывшем монастыре бернардинок, архитектурном памятнике XVII в.
За эти годы сформировался и вырос творческий коллектив школы, появились новые отделения — духовых, струнных, ударных, народных инструментов. Не так давно в школе стали обучать игре на арфе и колоколах.
Звание «Образцовый» имеют следующие коллективы школы: оркестр народных инструментов, хор старших классов, камерный оркестр.
Воспитанники школы Ксения Ситник, Андрей Кунец и Дарья Надина являются победителями и дипломантами конкурса «Детское Евровидение». В составе вокального коллектива «Хор Турецкого» поет выпускник школы Олег Бляхорчук. Тенор Александр Краснодубский выступает в спектаклях Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, а выпускница школы Мария Галкина является яркой солисткой театра.
Традиционными для творческого коллектива школы являются отчетный январский концерт «Зимняя сказка», проект «Музыка народов мира» и др.
Визитная карточка школы — ежегодный концерт «Музыка белорусских композиторов в сердцах наших детей», который в 2016 г. получил специальную премию Президента «За духовное возрождение».
Более 20 лет в стенах школы работает эстетический центр, на базе которого организовано обучение музыке всех желающих независимо от возраста. В школе есть группа раннего развития для детей в возрасте 3–4 лет.
Ред.: Как родилась идея создать эстетический центр?
Т. А.: Эстетический центр работает в школе уже более 20 лет, и все эти годы он является востребованным. На его базе организовано обучение музыке всех желающих независимо от возраста. А идея появилась, когда я в очередной раз по окончании приемных экзаменов увидела, как страдают те, кому места в стенах нашей школы не хватило. Ведь всех взять невозможно. И тогда мы открыли этот центр. Вот, например, бабушка привела на занятия ребенка, а сама вместо того, чтобы ожидать его под дверью, отправилась в соседний кабинет на собственные занятия по изучению музыкальной азбуки.
Ред.: Какие источники внебюджетного финансирования для вас наиболее эффективны?
Т. А.: Мы проводим на платной основе часть концертов, кроме того, внебюджетные средства приносят эстетический центр и группа раннего развития (для детей с 3 лет).
Ред.: В конце мая у вас прошел I Открытый городской фестиваль колокольного звона, в котором принимали участие школьники из Минска и Солигорска. Как часто вы проводите мероприятия, привлекая детей из других учреждений образования?
Т. А.: Я считаю, что самое важное — это чтобы всё было в меру. Чрезмерное количество мероприятий, когда и учителя, и дети слишком загружены, не даст хорошего результата. Ведь к каждому конкурсу, концерту надо готовиться, разучивать новую программу.
А что касается нашего конкурса колокольного звона, так в этом учебном году мы как раз открыли класс звонарей, которые окончили первый год обучения. В связи с этим и родилась идея такого мероприятия.
БЛИЦ-ОПРОС
Ред.: Работа руководителя подразумевает множество точек контроля, в т. ч. правильный учет рабочего времени, своевременное продление контрактов и другие расчеты. Как у вас организована эта работа, возникают ли сложности?
Т. А.: Очень важен подбор кадров. У нас — сложившийся коллектив опытных педагогов, яркой талантливой молодежи и административных работников, которым я доверяю. Помогают мне в административной работе инспектор по кадрам, секретари учебной части и директора, а также мои заместители (по учебной и внеклассной работе, по хозяйственной части), в руках которых — большой объем работы.
Еще я люблю повторять, что важно не накапливать вокруг себя бумаги, поэтому мы стараемся все вопросы решать оперативно и вовремя.
Ред.: Сложно ли управлять творческим коллективом?
Т. А.: Творческий коллектив — это особое явление. Здесь каждый человек — сложная творческая личность, пропускающая через себя происходящее вокруг. Руководителю в таком коллективе важно заработать авторитет и бережно относиться к каждому работнику и к делу, которым мы занимаемся. Важно и доброе отношение к человеку, но при этом — и твердость характера, умение доводить до конца решаемые задачи. Еще важно любить то, что делаешь, любить и уважать людей, с которыми трудишься. Должны быть и чувство меры, и серьезность, и широкий кругозор, и свободное мышление.
Ред.: Что в работе приносит вам наибольшую радость?
Т. А.: Музыка и дети. Иногда я говорю своим коллегам: «Давайте сами себе позавидуем, какой прекрасной профессией мы владеем!»
БеседовалаЕлена Алексане