Новый Кодекс об образовании: новации взаимодействия УО с родителями

Новый Кодекс об образовании: новации взаимодействия УО с родителями

Каким новым понятием дополнены функции педагогических работников в сфере деятельности, направленной на достижение цели и решение задач воспитания?
Воспитательная работа во внеучебное время.
Изменились ли в новой редакции Кодекса об образовании права законных представителей обучающихся?
Да, в частности, родителям дополнительно предоставлено право на ознакомление с правилами внутреннего распорядка для обучающихся (в общежитиях), иными локальными правовыми актами.
Какие комиссии впервые появятся в учреждениях образования?
Комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника.

Чижова Наталья

Советник-консультант гражданского, финансового и социального права главного правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

1320 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Воспитательная работа во внеучебное время

С 1 сентября 2022 г. вступают в силу основные положения новой редакции Кодекса об образовании.

Перед началом нового учебного года остановимся на изменениях, касающихся взаимоотношений между родителями несовершеннолетних учеников и учреждениями образования, поскольку именно они имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей и на них возлагается обязанность заложить основы интеллектуального, физического и нравственного развития личности ребенка.

Функции педагогических работников в сфере деятельности, направленной на достижение цели и решение задач воспитания, в новой редакции ст. 17 «Воспитание в системе образования» Кодекса об образовании дополнены понятием «воспитательная работа во внеучебное время».

Справочно: воспитательная работа во внеучебное время — целенаправленная, систематическая и планируемая деятельность педагогических работников, в т.ч. профессорско-­преподавательского состава, направленная на формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к историко-­культурному наследию и традициям белорусского народа, создание условий для самоопределения, социализации и самореализации личности обучающегося на основе социо­культурных, духовно-­нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Определение порядка осуществления педагогическими работниками воспитательной работы во внеучебное время с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательных программ профессионально-­технического образования, образовательных программ среднего специального образования, образовательных программ высшего образования, отнесено к полномочиям Министерства образования Республики Беларусь.

Справочно: цели, задачи, содержание и порядок осуществления воспитательной работы во внеучебное время с обучающимися при получении образования по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций будут отдельно устанавливаться законодательством.

Права законных представителей

Основные права родителей несовершеннолетних обучающихся как их законных представителей по сравнению с действующей редакцией Кодекса об образовании не претерпели существенных изменений, однако немного расширились.

Так, родители несовершеннолетних обучающихся будут иметь право на:

  • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-­программной документацией;
  • участие в управлении учреждением образования;
  • получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;
  • защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

Директору на заметку
В отличие от предыдущей редакции Кодекса об образовании родителям дополнительно предоставлено право на ознакомление с правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

Комиссия по разрешению конфликта интересов педработника

Впервые в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы научно-­ориентированного образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, будут созданы комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника (ст. 35 Кодекса об образовании в новой редакции).

В соответствии с подп. 1.12 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании в новой редакции конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им педагогической деятельности возникает заинтересованность в получении имущества или иной выгоды и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обу­чающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника.

По результатам рассмотрения обращений данной комиссией будет выноситься решение, которое будет являться обязательным для всех участников образовательных отношений в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-­ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, и подлежать исполнению в сроки, предусмотренные данным решением.

Стороны в случае несогласия с решением комиссии вправе будут его обжаловать в вышестоящий орган (организацию), а при отсутствии вышестоящего органа (организации) — в суд в течение одного месяца после получения копии решения. Такой же срок обжалования решения в суд предоставляется участникам образовательных отношений после обжалования решения в вышестоящий орган (организацию).

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию конфликта интересов педагогического работника и их исполнения будет установлен Министерством образования Республики Беларусь. В настоящее время ведется разработка НПА, регулирующего данные правоотношения.

Предусматривается, что в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника смогут обращаться обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей в целях защиты своих прав, что будет положительно влиять на обратную связь между обучающимися, учреждениями образования и родителями.

Справочно: в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т.ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, и формируется из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что в Российской Федерации комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений имеет более широкие полномочия, и разрешение конфликта интересов педагогического работника является одной из составляющих ее полномочий.


1320 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок