«Задача руководителя — таскать рояль, на котором должны играть профессионалы»: интервью с директором гимназии № 51 г. Гомеля

В 1983 г. окончил Запорожский государственный педагогический институт по специальности «История и обществоведение».
С юности увлекался различными видами спорта, а именно футболом, гандболом, баскетболом, волейболом, шахматами. Занимался спортивной статистикой (футбольной и хоккейной). Увлечение футболом и шахматами осталось по сей день. По данным видам спорта имеет первый взрослый разряд.
Сейчас к спортивным увлечениям добавилось увлечение выращиванием декоративных цветов и растений как на дачном участке, так и на территории гимназии.


Редакция: Что или кто повлиял на ваш выбор профессии?

Александр Павлович: С детских лет мечтал стать учителем. На выбор профессии повлияли мои родители. Мама была учителем начальных классов, и практически каждый день я видел, как она готовится к урокам, проверяет тетради, рассказывает о школе.

Очень рано научился читать, мне не было еще и пяти лет. Рано начал интересоваться историей.

А еще, будучи мальчишкой, я был не самым дисциплинированным учеником, за что мне часто попадало от учителей. И мне так хотелось всем доказать, что я тоже буду учителем, но буду не строгим, а добрым.


Ред.: С 2004 по 2009 год учреждение называлось гимназией бизнеса и права. В этот период в чем была особенность обучения в гимназии?

А. П.: Да, особенность действительно была. Наряду с обычными учебными предметами в учебный план гимназии были внесены предметы «Правоведение» и «Прикладная экономика». И даже могу отметить, что учащиеся неоднократно становились победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по экономике.


Ред.: На ваш взгляд, есть ли различие в управлении школой и гимназией, в чем оно?

А. П.: Управлять школой или гимназией одинаково трудно, и там, и там есть свои особенности. Но от гимназий ожидают более высоких результатов и в олимпиадном движении, и в исследовательской деятельности учащихся, и в централизованном тестировании. И это, конечно, очень ответственно.

Необходимо создать все условия для эффективной работы учителей, обеспечить их необходимым инструментарием, современным оборудованием учебных кабинетов. И чтобы «рояль» заиграл, важно создать благоприятную психологическую атмосферу, связанную с эффективно организованной методической работой в гимназии.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГИМНАЗИЯ № 51 Г. ГОМЕЛЯ»
В 1985 г. основана средняя школа № 51 г. Гомеля. В 1991 г. создана средняя общеобразовательная экспериментальная школа-­лаборатория № 51. В 2004 г. — гимназия бизнеса и права № 51. В 2009 г. — гимназия № 51 г. Гомеля.
Пахучий Александр Павлович является руководителем учреждения с 1996 г.
По итогам 1998, 2006, 2007, 2009, 2010, 2012, 2013, 2016 и 2020 гг. гимназия признана лучшим учреждением общего среднего образования г. Гомеля. В 2009, 2012, 2017 и 2020 гг. — лучшим учреждением общего среднего образования Гомельской области.
За время функционирования гимназии организована системная работа по достижению стабильно высоких результатов качества образования.
В 2013 г. коллектив гимназии награжден Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь в номинации «Обеспечение качественного образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования».
По итогам работы трижды вручено свидетельство о занесении гимназии на Доску почета Гомельской области.
По итогам работы в 2017 г. за достижение наилучших результатов в сфере социально-­экономического развития среди организаций образования согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26.06.2018 № 255 «О занесении на Республиканскую доску Почета победителей соревнования за 2017 год» государственное учреждение образования «Гимназия № 51 г. Гомеля» занесено на Республиканскую доску Почета.
Девиз гимназии — «Интеллект. Творчество. Здоровье».
Значимыми символами для коллектива гимназии являются ее герб и гимн. Прослушать гимн гимназии можно по ссылке.
Автор слов гимна — Крупенько Станислав Геннадьевич, учитель белорусского языка, автор музыки — Несолёная Юлия Станиславовна, учитель музыки. Проект герба разработан учителем русского языка и литературы Кисловой Ольгой Александровной.


Ред.: Гимназия 9 раз признавалась лучшим учреждением образования Гомеля. Расскажите, как достигать таких высоких результатов?

А. П.: Если провести опрос директоров, их заместителей, учителей с одним-­единственным заданием — назвать как можно больше ресурсов для повышения качества образования учащихся, безусловно, среди ответов появится многое: от материально-­технической базы учреждения до глобальных трансформаций в системе. Но я уверен: в каждом ответе обязательно будет идти речь о кадровом потенциале.

Каждый руководитель отдает себе отчет в том, что имидж учреждения образования, которым он управляет, и результаты деятельности (в олимпиадном движении, исследовательском направлении, конкурсах профессионального мастерства и др.) напрямую зависят от профессионализма педагогов.

Сегодня системе образования в целом и каждому учреждению образования отдельно нужен учитель-­исследователь, учитель-­методист, учитель-­инициатор и экспериментатор, т. е. учитель-­профессионал. И тогда формула успеха, как всегда, проста:

Хорошая материально-­техническая база + Высокопрофессиональные педагогические кад­ры = Высокое качество образования.


Ред.: Расскажите о вашем проекте «Зимний сад». Кому пришла идея его создания и какую миссию он несет?

А. П.: Наш зимний сад был создан в 1998 г. Занимаемая площадь составляет 108 м2. Это уголок природы, который способен доставить огромное эстетическое наслаждение, принести ощущение спокойствия и умиротворенности, особенно в зимний период.

Он насчитывает около 100 видов комнатных растений. В настоящее время является своеобразной зоной отдыха для педагогов, а также местом подготовки учащихся к олимпиаде по биологии.

БЛИЦ-ОПРОС


Ред.: Как вы считаете, каким направлениям работы сегодня необходимо уделять наибольшее внимание для успешного развития учреждения?

А. П.: Для оценки эффективности работы учреждения Министерством образования Республики Беларусь разработаны критерии и показатели деятельности учреждений общего среднего образования, которым необходимо уделять наибольшее внимание. Среди них ведущее место занимает результативность выступления учащихся на централизованном тестировании, а также успешность выступления учащихся на областном и заключительном этапах республиканской олимпиады по учебным предметам, на международных олимпиадах, республиканских и между­народных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах.

Успех же в решении поставленных задач определяется уровнем профессионализма педагогов. Учитель — основное звено. Даже самая совершенная учебная программа, талантливо написанный учебник не дадут нужного результата, если не окажутся в руках профессионала. Поэтому сегодня, как и всегда, актуален вопрос профессионального развития педагогических кадров за счет грамотно организованной методической работы в учреждении.

В своей деятельности мы руководствуемся цитатой из Льюиса Кэрролла: «В современных условиях нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы ­куда-то попасть, нужно бежать как минимум вдвое быстрее».


Ред.: В вашем педагогическом коллективе работают и учителя-­методисты, и победители и лауреаты конкурса «Учитель года». Как директору сохранять творческий коллектив, не давать выгорать работникам, а также привлекать в него новые успешные кадры?

А. П.: Создавать условия для работы («таскать рояль»), а также находить способы поощрения педагогов (моральные и материальные).

Например, одной из традиций в нашей гимназии является проведение ежегодного гимназического конкурса профессионального мастерства «Учитель года», на котором лучшим педагогам по итогам учебного года вручаются памятные подарки: статуэтки, дипломы, материальное вознаграждение.


Ред.: Поделитесь одной своей мечтой.

А. П.: Мечта одна — чтобы царил мир во всем мире, и тогда остальные мечты будут реализовываться гораздо проще.

БеседовалаЕлена Алексане


1807 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 3 (2024) за 5 минут: освобождение от итоговой аттестации, результативное совещание, новый порядок назначения пособий, аренда помещений в УОСО, ограничения для государственных должностных лиц

Кроме того, в 3-м номере журнала: • Новые факультативы • Медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией • Как оставить учащегося выпускного класса на второй год? •...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 295
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок