«Задача руководителя — таскать рояль, на котором должны играть профессионалы»: интервью с директором гимназии № 51 г. Гомеля
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

В 1983 г. окончил Запорожский государственный педагогический институт по специальности «История и обществоведение».
С юности увлекался различными видами спорта, а именно футболом, гандболом, баскетболом, волейболом, шахматами. Занимался спортивной статистикой (футбольной и хоккейной). Увлечение футболом и шахматами осталось по сей день. По данным видам спорта имеет первый взрослый разряд.
Сейчас к спортивным увлечениям добавилось увлечение выращиванием декоративных цветов и растений как на дачном участке, так и на территории гимназии.


Редакция: Что или кто повлиял на ваш выбор профессии?

Александр Павлович: С детских лет мечтал стать учителем. На выбор профессии повлияли мои родители. Мама была учителем начальных классов, и практически каждый день я видел, как она готовится к урокам, проверяет тетради, рассказывает о школе.

Очень рано научился читать, мне не было еще и пяти лет. Рано начал интересоваться историей.

А еще, будучи мальчишкой, я был не самым дисциплинированным учеником, за что мне часто попадало от учителей. И мне так хотелось всем доказать, что я тоже буду учителем, но буду не строгим, а добрым.


Ред.: С 2004 по 2009 год учреждение называлось гимназией бизнеса и права. В этот период в чем была особенность обучения в гимназии?

А. П.: Да, особенность действительно была. Наряду с обычными учебными предметами в учебный план гимназии были внесены предметы «Правоведение» и «Прикладная экономика». И даже могу отметить, что учащиеся неоднократно становились победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по экономике.


Ред.: На ваш взгляд, есть ли различие в управлении школой и гимназией, в чем оно?

А. П.: Управлять школой или гимназией одинаково трудно, и там, и там есть свои особенности. Но от гимназий ожидают более высоких результатов и в олимпиадном движении, и в исследовательской деятельности учащихся, и в централизованном тестировании. И это, конечно, очень ответственно.

Необходимо создать все условия для эффективной работы учителей, обеспечить их необходимым инструментарием, современным оборудованием учебных кабинетов. И чтобы «рояль» заиграл, важно создать благоприятную психологическую атмосферу, связанную с эффективно организованной методической работой в гимназии.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГИМНАЗИЯ № 51 Г. ГОМЕЛЯ»
В 1985 г. основана средняя школа № 51 г. Гомеля. В 1991 г. создана средняя общеобразовательная экспериментальная школа-­лаборатория № 51. В 2004 г. — гимназия бизнеса и права № 51. В 2009 г. — гимназия № 51 г. Гомеля.
Пахучий Александр Павлович является руководителем учреждения с 1996 г.
По итогам 1998, 2006, 2007, 2009, 2010, 2012, 2013, 2016 и 2020 гг. гимназия признана лучшим учреждением общего среднего образования г. Гомеля. В 2009, 2012, 2017 и 2020 гг. — лучшим учреждением общего среднего образования Гомельской области.
За время функционирования гимназии организована системная работа по достижению стабильно высоких результатов качества образования.
В 2013 г. коллектив гимназии награжден Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь в номинации «Обеспечение качественного образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования».
По итогам работы трижды вручено свидетельство о занесении гимназии на Доску почета Гомельской области.
По итогам работы в 2017 г. за достижение наилучших результатов в сфере социально-­экономического развития среди организаций образования согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26.06.2018 № 255 «О занесении на Республиканскую доску Почета победителей соревнования за 2017 год» государственное учреждение образования «Гимназия № 51 г. Гомеля» занесено на Республиканскую доску Почета.
Девиз гимназии — «Интеллект. Творчество. Здоровье».
Значимыми символами для коллектива гимназии являются ее герб и гимн. Прослушать гимн гимназии можно по ссылке.
Автор слов гимна — Крупенько Станислав Геннадьевич, учитель белорусского языка, автор музыки — Несолёная Юлия Станиславовна, учитель музыки. Проект герба разработан учителем русского языка и литературы Кисловой Ольгой Александровной.


Ред.: Гимназия 9 раз признавалась лучшим учреждением образования Гомеля. Расскажите, как достигать таких высоких результатов?

А. П.: Если провести опрос директоров, их заместителей, учителей с одним-­единственным заданием — назвать как можно больше ресурсов для повышения качества образования учащихся, безусловно, среди ответов появится многое: от материально-­технической базы учреждения до глобальных трансформаций в системе. Но я уверен: в каждом ответе обязательно будет идти речь о кадровом потенциале.

Каждый руководитель отдает себе отчет в том, что имидж учреждения образования, которым он управляет, и результаты деятельности (в олимпиадном движении, исследовательском направлении, конкурсах профессионального мастерства и др.) напрямую зависят от профессионализма педагогов.

Сегодня системе образования в целом и каждому учреждению образования отдельно нужен учитель-­исследователь, учитель-­методист, учитель-­инициатор и экспериментатор, т. е. учитель-­профессионал. И тогда формула успеха, как всегда, проста:

Хорошая материально-­техническая база + Высокопрофессиональные педагогические кад­ры = Высокое качество образования.


Ред.: Расскажите о вашем проекте «Зимний сад». Кому пришла идея его создания и какую миссию он несет?

А. П.: Наш зимний сад был создан в 1998 г. Занимаемая площадь составляет 108 м2. Это уголок природы, который способен доставить огромное эстетическое наслаждение, принести ощущение спокойствия и умиротворенности, особенно в зимний период.

Он насчитывает около 100 видов комнатных растений. В настоящее время является своеобразной зоной отдыха для педагогов, а также местом подготовки учащихся к олимпиаде по биологии.

БЛИЦ-ОПРОС


Ред.: Как вы считаете, каким направлениям работы сегодня необходимо уделять наибольшее внимание для успешного развития учреждения?

А. П.: Для оценки эффективности работы учреждения Министерством образования Республики Беларусь разработаны критерии и показатели деятельности учреждений общего среднего образования, которым необходимо уделять наибольшее внимание. Среди них ведущее место занимает результативность выступления учащихся на централизованном тестировании, а также успешность выступления учащихся на областном и заключительном этапах республиканской олимпиады по учебным предметам, на международных олимпиадах, республиканских и между­народных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах.

Успех же в решении поставленных задач определяется уровнем профессионализма педагогов. Учитель — основное звено. Даже самая совершенная учебная программа, талантливо написанный учебник не дадут нужного результата, если не окажутся в руках профессионала. Поэтому сегодня, как и всегда, актуален вопрос профессионального развития педагогических кадров за счет грамотно организованной методической работы в учреждении.

В своей деятельности мы руководствуемся цитатой из Льюиса Кэрролла: «В современных условиях нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы ­куда-то попасть, нужно бежать как минимум вдвое быстрее».


Ред.: В вашем педагогическом коллективе работают и учителя-­методисты, и победители и лауреаты конкурса «Учитель года». Как директору сохранять творческий коллектив, не давать выгорать работникам, а также привлекать в него новые успешные кадры?

А. П.: Создавать условия для работы («таскать рояль»), а также находить способы поощрения педагогов (моральные и материальные).

Например, одной из традиций в нашей гимназии является проведение ежегодного гимназического конкурса профессионального мастерства «Учитель года», на котором лучшим педагогам по итогам учебного года вручаются памятные подарки: статуэтки, дипломы, материальное вознаграждение.


Ред.: Поделитесь одной своей мечтой.

А. П.: Мечта одна — чтобы царил мир во всем мире, и тогда остальные мечты будут реализовываться гораздо проще.

БеседовалаЕлена Алексане


2913 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронное пособие «Сборник готовых решений. Программа вводного инструктажа по охране труда»

Сборник содержит ГОТОВУЮ Программу вводного инструктажа по охране труда на 36 страницах, разработанную специально для учреждений образования.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 373
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок