На протяжении многих лет взаимодействие вуза и школы осуществляется в контексте трех традиционных направлений: профориентационного, кадрового и исследовательского.
Профориентационная деятельность включает выступления представителей профильных вузов в учреждениях общего среднего образования о предлагаемых специальностях, правилах приема в университеты и условиях обучения в нем; проведение дней открытых дверей.
Под кадровым взаимодействием подразумевается переподготовка педагогических работников в институтах повышения квалификации при университетах и прохождение студентами педагогической практики на базе учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования.
Исследовательское направление реализуется через деятельность научных кружков и сообществ учащихся и студентов, совместное проведение предметных олимпиад, научно-исследовательских конференций и др.
В контексте изменившихся социально-экономических условий и задач, поставленных обществом перед системой образования, особый потенциал взаимодействия школы и вузов видится в реализации совместной научной, учебно-методической и инновационной деятельности.
Результатом такого взаимодействия является не только профессиональное развитие педагогов, личные профессиональные контакты учителей с преподавателями вузов, но и высококвалифицированное содействие реализации методической и инновационной деятельности учреждения образования. Кроме того, данное взаимодействие способствует развитию учебной, научной и предпринимательской инфраструктуры вуза как среды практико-ориентированной подготовки специалистов, которые обладают широким спектром компетенций, полученных в результате научных исследований, и коммерциализации таких знаний.
Что такое научная лавка?
Одной из форм организации подобного взаимодействия является научная лавка — посреднический институт между новым знанием и развивающимися потребностями социума. Основная цель такого института заключается в модерировании взаимодействия между представителями местных сообществ, которые имеют проблемы, требующие научного сопровождения, и представителями научной среды, которые могут оказать соответствующую информационную поддержку.
Справочно: сеть научных лавок в Европе довольно развита. Большинство из них работают при университетах. Это исследовательско-маркетинговые центры коммерциализации знаний, оказывающие консультационно-образовательные услуги в области оформления исследовательских запросов и создающими базы осуществляемых университетом наработок; потенциальных партнеров, методик и ресурсов. Обмен информацией и специальными знаниями, тесное взаимодействие между научными лавками и социумом стали предпосылкой успешного решения ряда социальных проблем.
Подобная структура создана и в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка» (далее — БГПУ).
Научная лавка БГПУ — это одна из форм обеспечения доступа к новым научным знаниям в профессиональной сфере. Также она помогает организации научно-исследовательской, методической, консультативной и просветительской работы по обеспечению адресной научно-методической поддержки. Кроме того, это посредническая структура для оказания экспертной и консультационной помощи субъектам образования и социальной сферы со стороны научного сообщества БГПУ.
Какую помощь могут оказать эксперты Научной лавки БГПУ учреждениям образования?
Любое учреждение образования может обратиться в Научную лавку БГПУ и получить квалифицированную помощь в:
- экспертизе инновационных образовательных и социально-ориентированных проектов;
- рецензировании статей;
- организации и проведении тематических семинаров (мастер-классов, тренингов);
- организации совместной исследовательской деятельности по выявлению проблем, образовательных запросов и их реализации;
- руководстве исследовательскими работами и инновационными проектами;
- научно-методическом обеспечении и сопровождении научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности.
Кроме того, эксперты Научной лавки (профессорско-преподавательский состав) БГПУ окажут образовательные услуги по совместной разработке научно-методического обеспечения исследовательской, проектной, инновационной деятельности в сфере образования, а также консалтинговую помощь в:
- написании заявок на участие в конкурсах международных проектов, грантов, стипендий, стажировок;
- подготовке научных, учебно-методических материалов, публикаций по результатам внедрения научно-исследовательских работ;
- организации, планировании и осуществлении научно-исследовательской деятельности;
- планировании деятельности учреждений образования, методических кабинетов; районных отделов образования;
- реализации и усилении научно-исследовательского и инновационно-проектного потенциала учреждений образования;
- подготовке и составлению отчетов о научной деятельности;
- организации научно-практических конференций (семинаров, симпозиумов и др.).
Справочно: с Положением о Научной лавке БГПУ, списком услуг, формой договора и прейскурантом можно ознакомиться здесь и здесь.
Как наладить взаимодействие с Научной лавкой БГПУ?
Алгоритм взаимодействия учреждения образования — заказчика с экспертами Научной лавки БГПУ прост:
- Заказчик заполняет электронную заявку, которая автоматически поступает в Центр сетевого взаимодействия на базе БГПУ.
- Сотрудники Научной лавки проводят поиск экспертов соответствующей квалификации и передают им заявку.
- После беседы заказчика и эксперта, обсуждения проблематики и сроков выполнения услуги заключается договор и осуществляется оплата услуг в соответствии с прейскурантом.
Услугами Научной лавки БГПУ пользуются учреждения дошкольного, общего среднего, специального и дополнительного образования.
В результате такого взаимодействия за последние полгода разработаны памятки по созданию психологически безопасной среды в системах «ученический коллектив», «педагогический коллектив», «семья–школа» для учреждений общего среднего и дополнительного образования, оказана консультативная помощь по вопросам реабилитации детей с кохлеарными имплантами. Кроме того, в ряде учреждений дошкольного и общего среднего образования прошли тематические семинары «Тайм-менеджмент современного педагога», «Метод проектов как практико-ориентированный подход в инклюзивном образовании», «Модели смешанного обучения, факторы успеха» и др.