В продолжение темы… Мнение эксперта к статье Н. Котовой "Имиджбилдинг: проектирование успешности учреждения образования"

В продолжение темы… Мнение эксперта к статье Н. Котовой "Имиджбилдинг: проектирование успешности учреждения образования"

Мнение эксперта к статье Н. Котовой "Имиджбилдинг: проектирование успешности учреждения образования"

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1067 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Модное слово «имиджбилдинг» по отношению к школе означает целенаправленный процесс создания образа (имиджа) этой школы для ее представления в самом выгодном свете.

Казалось бы, а для чего надо создавать такой образ?

Причин выделяют несколько.

Во-первых, родители, выбирая школу для своего ребенка, всегда ориентируются на субъективные оценки других людей. Поэтому от того, какое мнение сложилось у тех, кто уже знаком со школой, зависит репутация этого учреждения в долгосрочной перспективе.

Можно возразить, что сейчас родителям не из чего выбирать. За каждым учреждением общего среднего образования закреплен микрорайон, и только дети из этого микрорайона могут посещать данное учреждение. Причем независимо от того, хорошая репутация у школы или не очень. Выбора нет. Но это в данный период времени. К тому же, и сейчас есть учреждения общего среднего образования, поступление в которые осуществляется по конкурсу вне зависимости от места проживания ребенка. Для них имидж очень важен, потому что от него зависит комплектация классов и нагрузка педагогов.

Во-вторых, в связи с переходом к нормативному финансированию уже в ближайшие годы школы будут втянуты в конкурентную борьбу за увеличение числа учащихся, т. к. за учениками в школу «потянутся деньги». Учреждение образования со сформированным положительным имиджем при прочих равных условиях будет более привлекательным для потенциальных обучающихся.

В-третьих, разве вы не замечали, что учреждение общего среднего образования с хорошей репутацией чаще имеет доступ к лучшим финансовым и материальным ресурсам?.. Причем как  к бюджетным, так и ко внебюджетным. Такова психология людей. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально-­общественную активность (предприниматели рассчитывают на взаимную пользу от такого сотрудничества).

В-четвертых, педагоги всегда стремятся попасть на работу именно в учреждение с устойчивым позитивным имиджем. Значит, у директора такого учреждения появится возможность выбирать лучших из лучших, а не довольствоваться теми, кого пришлют, чтобы закрыть образовавшуюся вакансию.

Наконец, немаловажно и то, что в школе, о которой звучат только положительные отзывы, создается особый климат, дающий педагогам удовлетворение от своего труда стремление к саморазвитию, формирующий у родителей доверие к школе.

Разве перечисленного не достаточно, чтобы задуматься над созданием положительного образа своей школы в сознании общества?..

Вообще, у любого учреждения общего среднего образования уже есть имидж вне зависимости от того, работали над его созданием или нет. Но положительная известность школы не появится сама по себе. Над ней нужно целенаправленно и постоянно работать.

Проблема формирования имиджа учреждения общего среднего образования — явление достаточно новое в области управления, поэтому рассмотрение особенностей этого процесса лучше вести поэтапно и по двум направлениям: внешний имидж и внутренний.

Технологий может быть много, но в общем виде алгоритм формирования внешнего имиджа учреждения общего среднего образования может включать следующее.

Необходимо взглянуть на свое учреждение образования как бы со стороны. Провести анализ сложившейся школьной культуры (система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения педагогов и учеников; легенды и истории о школе; язык общения внутри школы и др.).

После этого следует проанализировать сложившиеся представления о школе. Для этого необходимо изучить мнение о ней учеников, родителей, самих педагогов (анкеты, обзор мнений учащихся в интернете, публикации в СМИ и др.), а также выяснить то, чего хочет общество от школы. Полезной будет любая информация.

В результате вы получите четкое понимание того, каковы сильные и слабые стороны учреждения образования.

Далее процесс формирования имиджа учреждения становится проще: популяризация сильных сторон и работа с исключением или минимизацией проблем при одновременном поиске своей изюминки. Такой изюминкой может стать направленность обучения или, как раньше говорили, уклон (эстетический, спортивный и т. д.); оказываемые дополнительные образовательные услуги; связь школы с учреждениями образования более высокого уровня; работа детских объединений и организаций; особая школьная культура; внешняя атрибутика, предполагающая наличие фирменного стиля (символики), школьной формы и др.

С учетом того, что самому руководителю хвалить свою школу не совсем корректно, популяризацию сильных сторон учреждения лучше вести с помощью учеников, родителей, социальных партнеров, сайта учреждения и СМИ. Конечно, не заставляя силой говорить хорошее о школе, а создавая ситуации, когда человек сам хочет высказать слова благодарности школе (за дисциплину и порядок, воспитанность детей, качественное обучение, интересное мероприятие, доброе отношение педагогов к детям, психологический комфорт, заботу старших учеников о младших и т. п.).

В этом отношении родители учеников являются самым главным ориентиром в имиджевой работе, потому что они могут дать настоящую оценку работе школы и скорректировать общественное мнение и мнение своих детей об учреждении.

Кроме того, собственный сайт может стать хорошей площадкой для формирования положительного имиджа учреждения.

В то же время обратим внимание на возможные ошибки в ведении сайтов, которые не способствуют улучшению имиджа учреждения образования.

Важнейшей фигурой в школе для родителей и учеников является педагог. При этом на сайтах многих учреждений общего среднего образования информация об учителях (стаж, уровень образования, достижения в работе, награды и др.) отсутствует.

Рекламируя школу с помощью сайта, не переусердствуйте и в обещаниях. Лучше показать скромный перечень реально и на высоком уровне оказываемых услуг, чем обозначить широкий набор, большая часть из которого не выполняется.

Положительный внешний имидж создает распространение разного рода рекламных информационных материалов (значков, ручек, карандашей с эмблемой школы, листовок, буклетов, бюллетеней), сувенирной продукции, использование внешней атрибутики школы во всех видах имиджевой деятельности (городские и районные праздники и мероприятия).

Формирование внутреннего имиджа учреждения общего среднего образования —более сложная задача в силу ее многогранности. Дело в том, что суть внутреннего имиджбилдинга — в создании духа корпоративности в школе, который позволяет каждому (и работнику, и обучающемуся) ощутить себя нужным в школьном коллективе и, со своей стороны, стремиться соответствовать этому коллективу.

А для этого следует начинать с формирования положительного образа педагогического коллектива. Необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности (внешний облик, характер, обаяние, культура), социальные (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности) и профессиональные характеристики работников (знание технологий обучения и воспитания, основ функционирования школы, педагогическая, социальная и управленческая компетентность) и при необходимости осуществлять коррекцию штатного состава.

Директору учреждения общего среднего образования не нужно пренебрегать созданием в рамках действующего законодательства своей гибкой системы материальных и моральных поощрений. Полезно также уделять внимание личным праздникам всех работников (к примеру, день рождения, юбилейная дата с начала работы в школе), а также выделить особые праздники в жизни школы (день основания, день первоклассника, день выпускника, юбилейный выпуск и т. д.) и организовать их отмечание всем коллективом.

Не следует игнорировать и мелочи. Наведение и соблюдение общей чистоты на всей территории, создание общего стиля помещений школы в соответствии с ее традициями, особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями (гармоничная цветовая гамма кабинетов, единый стиль функциональных табличек на дверях, указателей и т. п.) также формируют чувство единства, вырабатывают дисциплину и порядок.

Полагаю, что многие руководители учреждений общего среднего образования могут дополнить формы и методы формирования внешнего и внутреннего имиджа своего учреждения.

В любом случае, создание системы целевой подачи положительной информации о школе потенциальным ее потребителям сформирует в их глазах неповторимый привлекательный образ учреждения, а работа над внутренним имиджем будет способствовать соответствию созданного образа действительности.  

1067 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок