В 5-й класс без экзаменов: вступил в силу Указ № 30

В 5-й класс без экзаменов: вступил в силу Указ № 30

27 января 2018 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» (далее — Указ № 30). Документ, которого давно ждало все общество, нацелен в первую очередь на создание равных условий для получения общего среднего образования.

Что же конкретно изменил документ в системе общего среднего образования, рассмотрим в материале.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1295 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Сохранятся ли гимназии, будут или нет экзамены при поступлении в гимназии после начальной школы?

Указ № 30 дал ответы на главные вопросы:

  • гимназии сохраняются, а дети, ранее поступившие в них, будут продолжать учебу в обычном режиме;
  • набор в пятые классы всех учреждений общего среднего образования будет осуществляться без вступительных испытаний.

В гимназиях – колледжах искусств также не будет вступительных испытаний по учебным предметам, но останется проверка способностей в области отдельных видов искусства. Ее сохранение вызвано насущной необходимостью и оправдано. Ведь тратить время и силы на формирование, к примеру, будущего художника из ребенка, у которого напрочь отсутствуют соответствующие природные задатки, бессмысленно.

В 5-й класс гимназии без экзаменов?

Документ вступил в силу с момента его опубликования, а это значит, что уже с 2018 года об экзаменах по математике, белорусскому и русскому языкам все выпускники 4-х классов могут больше не вспоминать. Для них экзаменов не будет! Они просто перейдут в 5-й класс.

В первую очередь выиграли дети. Не будет эмоциональных переживаний, переутомлений, стрессов из-за страха недобрать нужные баллы, опасений потерять друзей-одноклассников. Зато появится время на полноценный отдых, действительно полезные ребенку занятия; время для того, чтобы жить не взрослой, а настоящей детской жизнью.

Учителя начальных классов будут уделять больше внимания развитию детей, а не «натаскиванию» их к экзаменам.

Выиграли и родители. Теперь многие из них сэкономят семейный бюджет и используют его не на репетитора, а на пользу для своей семьи. Например, смогут спланировать летний отпуск вместе с детьми.

Изучаем отдельные предметы на повышенном уровне

Разговоры о том, что после вступления в силу Указа № 30 упадет качество школьного образования, считаю неоправданными. Ведь подп. 1.2 п. 1 Указа № 30 гласит: «…в учреждениях общего среднего образования отдельные учебные предметы могут изучаться на повышенном уровне».

Во-первых, это означает, что и для обычных школ при наличии в них условий (в первую очередь квалифицированных учителей и учеников, желающих получить больший объем знаний) открывается возможность работать на «гимназическом уровне», так же как и в гимназиях.

А во-вторых, нужно помнить о набирающем силу нормативном финансировании, размер которого связан с количеством обучающихся. Предоставление школам права обучать по отдельным предметам на повышенном уровне уравнивает все учреждения общего среднего образования в привлечении учащихся. Конкуренция будет не по названию (школа, гимназия или лицей), а по качеству работы учителей.

Это очень важный шаг в школьном образовании.

Указ № 30 призван улучшить качество образования в школах и гимназиях

Обратимся к цифрам. В республике на начало 2017/2018 учебного года функционировало 215 гимназий, из них только 3 гимназии-интерната с созданными условиями для проживания обучающихся. В то же время общее число учреждений общего среднего образования составляло более 3 тыс. В 5–11 классах гимназий обучалось около 83 тыс. детей (из них в сельской местности — всего 700), а в таких же классах обычных школ — почти 500 тыс. (из них в сельских школах — около 100 тыс.).

Получалось несколько несправедливо. Лучшие ученики из школ уходили в гимназии, потому что там были хорошие условия для учебы. Ведь гимназии отличались от обычных школ тем, что у них было больше дополнительных часов на изучение учебных предметов (в основном иностранного языка) на повышенном уровне. А для того чтобы проводить уроки на повышенном уровне, квалификация учителя также должна быть более высокой. В то же время в обычных школах дополнительные знания можно было получать только на необязательных к посещению факультативных занятиях.

А ведь и в обычных школах тоже есть талантливые ученики и педагоги. В свою очередь, есть и гимназии, в которых отсутствует конкурс, а проходные баллы — на уровне среднего троечника. Поэтому несколько странно слышать высказывания, наподобие такого: «Часть одаренных детей будет вынуждена пойти в рядовые школы по месту регистрации и не сможет в полной мере проявить свои способности».

Со вступлением в силу Указа № 30 дополнительные часы появятся у всех школ. Причем и гимназии, и школы, учитывая пожелания детей и их родителей, смогут самостоятельно направлять их на изучение на повышенном уровне не только иностранного языка, но и любого другого учебного предмета (математики, физики, биологии и др.). А это означает, что и школьным учителям придется подтянуться к более высокому уровню работы.

Поэтому есть надежды на серьезное улучшение качества школьного образования по всей республике. И не только школьного. Осознанный выбор юношей или девушкой (не ребенком!) профиля обучения в десятом классе, несомненно, повлияет и на их правильное профессио­нальное самоопределение.

Перефразируя известное выражение о богатых и бедных, можно сказать так: «Мы боремся не за то, чтобы не было умных, а за то, чтобы их было как можно больше».  

1295 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В каком случае молодому специалисту возместят траты за переезд в другую местность

Когда молодому специалисту возместят затраты за переезд в другую местность, рассказала консультант главного юридического управления Министерства труда и социальной защиты...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 119
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок