Причины конфликтов
Конфликтные ситуации могут подстерегать где угодно, в т. ч. в трудовых коллективах. Каждый конфликт имеет свою причину.Среди распространенных причин конфликтов можно выделить те, не решив которые, развивать школу или гимназию не получится (табл. 1).
Таблица 1
Распространенные причины конфликтов в коллективе
Способы разрешения конфликтов
Рассмотрим подробнее практические случаи возникновения конфликтов по различным направлениям и способы их разрешения.
Распределение ресурсов
Ярким и весьма конфликтным аспектом взаимодействия руководителя и подчиненного в учреждении образования является финансовое стимулирование, а именно распределение премий и надбавок между сотрудниками. Казалось бы, коллективный договор, а также существующие комиссии по распределению данных финансовых ресурсов должны полностью исключить конфликты в данном направлении, но отсутствие четкой, прозрачной, обоснованной системы распределения финансовых благ создает предпосылки для дополнительного нездорового обсуждения сотрудниками объективности руководителя и профильной комиссии.
Решение!
На педагогических советах, совещаниях при директоре и иных мероприятиях, на которых присутствуют сотрудники учреждения образования, проводить информационную работу. Знакомить педагогический коллектив и техническую службу с работой комиссии по распределению денежных средств, информировать о конструктивном сотрудничестве администрации с представителем коллектива (руководителем профсоюза), приоритетных направлениях деятельности учреждения образования и, как следствие, выделении финансовых ресурсов прежде всего по данным направлениям.
Это важно
Каждый сотрудник должен уметь самостоятельно рассчитать примерный размер стимулирующих выплат в текущем периоде.
Только системная, структурированная и прозрачная работа позволит избежать между сотрудниками конфликтов относительно распределения ресурсов. Ведь тогда каждый будет понимать и принимать обоснованность финансового распределения, видеть честность и прозрачность данных выплат и непредвзятость администрации и комиссии в данной работе.
Отсутствие четкой структурированности управленческой деятельности
Должностные инструкции определяют четкие функциональные обязанности каждого учителя, заместителя, руководителя. Однако мобильная система образования зачастую определяет задачи, которые относятся, скорее, к определенным направлениям деятельности, а не к конкретной должности. Достаточно устоявшееся утверждение «все в должностной инструкции не пропишешь» не теряет актуальности. Напротив, изменения в ТК, комментарии к Кодексу об образовании и НПА предполагают законное распределение нагрузки между сотрудниками не по принципу «задача-сотрудник», а по принципу «направление-сотрудник». Данная структура позволяет исключить из лексикона сотрудника распространенную формулировку «это не входит в мои функциональные обязанности».
Решение!
Обязательное привлечение отдела кадров и профсоюзного актива к разработке служебных инструкций.
Это важно
Руководитель не должен делегировать непрофильную работу учителю или представителю технического персонала.
Недостаточный уровень профессиональной подготовки
Зачастую конфликты в учреждении образования возникают из-за неприятия более опытными коллегами молодых специалистов, учителей без больших достижений в профессии.
Решение!
Задача руководителя — не только сформировать структуру наставничества в учреждении образования, но и создать систему профессионального роста и развития педагогов.
Неблагоприятные условия работы
Укрепление материально-технической базы учреждения образования, а также создание комфортной и продуктивной рабочей среды для педагогов являются приоритетными задачами каждого руководителя. По сути, именно из-за отсутствия условий для полноценной работы многие педагоги вступают в конфликт с коллегами или руководством. Невозможность спокойно заниматься с олимпиадником либо, напротив, с отстающим не в рамках учебных занятий порождает конфликт. Отсутствие возможности оперативно сделать копию необходимых материалов либо свободно распечатать задания на урок в учреждении образования порождает конфликт. Отсутствие места, где учитель может заняться повышением своей профессиональной подготовки, порождает конфликт.
Решение!
Создавать условия для комфортной работы учителя:
• рабочие места;
• места отдыха;
• центры самообразования;
• ресурсные центры по работе с одаренными учащимися;
• необходимая техника (компьютер плюс МФУ).
Личностные особенности руководителя (сотрудников)
Это первая по популярности причина, которая, кажется, никогда не потеряет своей актуальности. Что неудивительно, ведь коллектив — это сложная система коммуникации взрослых людей, профессионалов.
Решение!
Руководитель обязан контролировать себя, свою речь и объективность оценки каждого.
Система предотвращения конфликтов
Важно определить те действия, которые должен предпринимать руководитель для предотвращения конфликтов (табл. 2).
Таблица 2
Действия руководителя для предотвращения конфликтов в коллективе
Алгоритм управления конфликтом
Если конфликтная ситуация в учреждении образования все же произошла, необходимо обратить внимание на технологию управления конфликтом.
Для этого можно использовать алгоритм проработки каждого этапа конфликтной ситуации, представленный ниже.
Это важно
Чем больше вы тратите времени на урегулирование конфликтных ситуаций, тем меньше аналогичных проблем возникает в дальнейшем.
Вывод
Учитывая неизбежность различных форм конфликтов, крайне важную роль играет руководитель и четко выстроенная система управления конфликтными ситуациями, их предотвращения.
От редакции
Статьи автора в нашем журнале:
Киселев А. Нюансы работы попечительского совета;
Киселев А. Особенности деятельности родительского комитета;
Киселев А. Платные образовательные услуги в учреждении образования;
Киселев А. Годовой план работы и ошибки стратегического планирования;
Киселев А. Олимпиадное движение: эффективная система мотивации педагогов и учащихся.