Трудовые аспекты деятельности в вопросах и ответах

Трудовые аспекты деятельности в вопросах и ответах

Обязательно ли писать заявление о продлении контракта, если максимальный срок его действия истекает? С какой периодичностью надо менять правила внутреннего трудового распорядка? Может ли заведующий библиотекой осуществлять в основное рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность? Какие могут быть варианты применения режима гибкого рабочего времени? Должна ли быть возможность в школьной столовой покупать не общий завтрак, а другую еду? До которого часа должна работать школа и педагоги в шестой школьный день (субботу)?

Рассмотрим эти и другие вопросы в материале.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1515 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обязательно ли писать заявление о продлении контракта при окончании максимального срока его действия?


Да.

В соответствии с ч. 3 п. 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (с последующими изменениями и дополнениями) каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

При этом контрактом, коллективным договором и иными локальными нормативными правовыми актами может быть предусмотрен более продолжительный срок.

Таким образом, наличие письменного заявления является обязательным условием для продления контракта.

В соответствии с Унифицированной системой организационно-распорядительной документации «Унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм» (утв. приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 с последующими изменениями и дополнениями) содержание заявления может быть следующим: «В связи с истечением срока контракта от _______________ № ___________________ прошу продлить со мной контракт на ______ с _________ по _________».


С какой периодичностью надо менять правила внутреннего трудового распорядка?


Периодичность изменения правил внутреннего трудового распорядка законодательством не установлена.

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный правовой акт, регулирующий в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь, иными актами законодательства о труде трудовой распорядок у нанимателя, в т.ч. порядок приема и увольнения работников, основные обязанности сторон трудового договора, режим рабочего времени и времени отдыха, применяемые к работникам виды поощрений за труд и меры дисциплинарного взыскания.

Каждый наниматель независимо от формы собственности, численности сотрудников и вида деятельности организации обязан составлять правила внутреннего трудового распорядка в организации на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Типовые правила) и утверждать их.

Периодичность изменения правил внутреннего трудового распорядка не установлена законодательно.

Типовые правила содержат следующие разделы: «Общие положения», «Порядок приема и увольнения работников», «Обязанности работника», «Обязанности нанимателя», «Рабочее время и его использование», «Поощрения за успехи в работе», «Ответственность за нарушение трудовой дисциплины».

Наниматель вправе при составлении правил внутреннего трудового распорядка включать в них и другие разделы, не установленные Типовыми правилами (касающиеся командирования работников, предоставления отпусков и др.).

Отсюда логически вытекает, что при изменении Типовых правил (последнее изменение 16.06.2014 г.) или издании нормативного правового акта, затрагивающего содержание хотя бы одного раздела правил внутреннего трудового распорядка, составленных нанимателем, они должны быть приведены в соответствие с требованиями измененного законодательства.


Может ли заведующий структурным подразделением учреждения образования, а именно заведующий библиотекой, имея высшее педагогическое образование, осуществлять в основное рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность?


Не может.

Согласно п. 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 26 «О совершенствовании организации труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 26) руководители (их заместители) учреждений образования (их структурных подразделений) могут выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов педагогической нагрузки за ставку педагогических работников.

Однако выполнять эту работу могут не все руководители. Существует Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ по месту основной работы (далее — Перечень). Этот Перечень приведен в приложении к постановлению № 26.

Перечень конкретизировал, что педагогическую деятельность могут выполнять заведующие: общежитиями учреждений общего среднего образования, отделениями, отделениями дополнительного образования, учебно-консультационными пунктами, учебно-производственными мастерскими, филиалами, ресурсными центрами, основными отделами (секторами, лабораториями, кабинетами), отделами по основной деятельности, центром профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, учебно-методическими (учебными, методическими) кабинетами, учебными лабораториями (цехами, мастерскими).

Заведующих библиотеками в данном Перечне нет.


Какие могут быть варианты применения режима гибкого рабочего времени?


В соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК режим гибкого рабочего времени — форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или коллективов структурных подразделений организации допускается в определенных пределах саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. При этом требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода (рабочего дня, недели, месяца и др.).

Режим гибкого рабочего времени может применяться как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.

Режим гибкого рабочего времени устанавливается нанимателем по индивидуальным или коллективным просьбам по согласованию с профсоюзом, но только в тех случаях, если такой режим нужен в интересах работы организации, не приведет к осложнениям в работе организации, не нарушит нормальную деятельность и ритмичность ее работы.

Введение режима гибкого рабочего времени является правом нанимателя, поэтому он может ответить отказом на подобные просьбы даже в случае, если у работника будут уважительные причины для установления ему режима гибкого рабочего времени.

Максимальная продолжительность гибкого рабочего времени в течение рабочего дня не должна превышать 10 часов, а за учетный период сумма часов рабочего времени должна быть равна норме часов за этот период.

Возможны следующие основные варианты применения режима гибкого рабочего времени в зависимости от продолжительности учетного периода:

1) учетный период, равный рабочему дню, когда его продолжительность, установленная законодательством, полностью отрабатывается в тот же день;

2) учетный период, равный рабочей неделе, когда ее продолжительность, установленная в рабочих часах, полностью отрабатывается в данной рабочей неделе;

3) учетный период, равный рабочему месяцу, когда установленная месячная норма рабочих часов полностью отрабатывается в данном месяце.

В отдельных случаях в качестве учетного периода могут применяться также рабочая декада, рабочий квартал с аналогичными условиями отработки, а также другие варианты режимов гибкого рабочего времени, удобные для нанимателя и работников.

В табеле учета использования рабочего времени отмечается фактически отработанное время в течение каждого рабочего дня.

Применение режима гибкого рабочего времени не вносит изменений в условия нормирования и оплаты труда работников, порядок начисления и величину доплат, не отражается на предоставлении гарантий, продолжительности трудового отпуска, исчислении трудового стажа и других трудовых правах работников (ч. 6 ст. 128 ТК).


Должна ли быть возможность в школьной столовой покупать не общий завтрак, а другую еду? Например, вместо сосисок взять котлету или рыбу?


Учащиеся, покупающие еду за свой счет, могут выбирать из предложенного учреждением меню те блюда, которые им больше нравятся.

Согласно п. 1 ст. 40 Кодекса об образовании в каждом учреждении образования должны быть созданы необходимые условия для организации питания обучающихся. Причем ч. 3 п. 175 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 с последующими изменениями и дополнениями) требует, чтобы учащиеся учреждений образования получали пищу каждые 3,5–4 часа.

Однако в учреждениях образования, как известно, некоторые учащиеся обеспечиваются питанием за счет средств родителей, другие — за бюджетные средства.

В соответствии с п. 13 Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 с последующими изменениями и дополнениями), учащиеся, для которых не предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, обеспечиваются питанием за счет средств родителей или иных законных представителей по меню свободного выбора. Такие учащиеся могут выбирать из предложенного меню те блюда, которые им больше нравятся.

Кроме того, в нормативных правовых актах нет нормы, обязывающей учащихся получать горячее питание только в объектах питания учреждений общего среднего образования. Родители могут не пользоваться услугами школьной столовой, если имеется иная возможность обеспечивать ребенка питанием каждые 3,5–4 часа.


До которого часа должна работать школа и педагоги в шестой школьный день (субботу)?


Рекомендуется утвердить продолжительность шестого школьного дня приказом.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 123 ТК режим рабочего времени (порядок распределения норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов) разрабатывается для работников, исходя из режима работы, применяемого у нанимателя.

То, что учреждения общего среднего образования работают в режиме шестидневной учебной недели, закреплено в Кодексе об образовании.

А согласно ч. 4 ст. 123 ТК режим рабочего времени в течение дня устанавливается нанимателем в локальных нормативных правовых актах учреждения образования (правилах внутреннего трудового распорядка, расписании занятий и др.).

Поэтому директору учреждения общего среднего образования рекомендуется своим приказом утвердить продолжительность шестого школьного дня, а в правилах внутреннего трудового распорядка предусмотреть организацию работы учреждения и его сотрудников в этот день.

Обратите внимание на то, что согласно подп. 3.3 п. 3 приказа Министерства образования Республики Беларусь от 19 января 2017 г. № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня» за организацию шестого школьного дня и его продолжительность в режиме работы учреждения образования персональную ответственность несут руководители учреждений общего среднего образования.


Входят ли периоды обучения в очной аспирантуре по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)» в педагогический стаж (стаж работы в отрасли) музыкальному руководителю?


Засчитывается при соблюдении определенных условий.

В соответствии с п. 4 Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций системы образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 45 с последующими изменениями и дополнениями) в стаж работы по специальности руководителям и специалистам организаций образования засчитываются периоды получения послевузовского образования в дневной форме получения образования, при условии, если этому периоду, взятому как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала работа на должностях, предусмотренных п. 3 приложения к Положению о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли) (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. № 4 с последующими изменениями и дополнениями.), по основному месту работы.

Так как в п. 3 приложения к указанному Положению должность «музыкальный руководитель» присутствует, обучение в аспирантуре в дневной форме получения образования относится к послевузовскому образованию, и образование было получено в дневной форме, то период учебы может быть засчитан в стаж работы в отрасли. Но только при том условии, что человек сначала работал в должностях, предусмотренных п. 3 приложения к Положению, затем учился в аспирантуре, после чего снова продолжил работу музыкальным руководителем.  

1515 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Что такое единство? Школьников приглашают поучаствовать в республиканском конкурсе сочинений

Школьников Беларуси приглашают поучаствовать в республиканском конкурсе сочинений на тему «Что такое единство», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылко...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 253
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок