В соответствии с п. 12.16 разд. 12 ТКП 45-1.04-305-2016 (33020) «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее — ТКП‑305) разработка проектной документации на производство работ по текущему ремонту не требуется. Работы производятся согласно сметной документации, составленной на основании дефектных актов, которые оформлены в установленном порядке. Таким образом, дефектный акт и составленная на его основании смета являются проектной документацией при выполнении текущего ремонта.
Дефектный акт как основание для принятия решения
Форма дефектного акта установлена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 14 «Об установлении формы дефектного акта» (далее — постановление № 14).
Форма С‑1 «Дефектный акт»
Согласно п. 2 постановления № 14 форма С‑1 «Дефектный акт» подлежит применению организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями. Форма С‑1 применяется для обоснования принятия решения о проведении текущего ремонта и служит исходным документом для составления сметы на проведение строительно-монтажных работ по текущему ремонту.
Из требований ТКП‑305 следует, что решение о проведении текущего ремонта, как правило, принимается по результатам плановых общих осмотров, проводимых два раза в год — осенью и весной. В постановлении № 14 же говорится, что сам по себе дефектный акт является обоснованием решения о проведении текущего ремонта.
По нашему мнению, есть небольшое противоречие в нормах постановления № 14 и ТКП‑305. Чтобы его разрешить, предлагается следующий вывод: акты плановых общих осмотров либо акты внеплановых осмотров (в случае стихийных бедствий, аварий и при выявлении недопустимых деформаций) и дефектные акты формы С‑1 являются основанием для принятия решений о проведении текущего ремонта.
Составляющие дефектного акта
Рассмотрим отдельные составляющие содержания дефектного акта.
1. Комиссия, составляющая дефектный акт.
Законодательством не определен порядок создания комиссии, члены которой составляют дефектный акт.
Логично предположить, что комиссия, созданная в соответствии с требованиями пп. 5.4, 5.5 разд. 5 ТКП‑305 для проведения общих осмотров здания, также должна быть уполномочена на составление дефектного акта.
От редакции
Подробнее о составе комиссии читайте в статье «Что предшествует проведению текущего ремонта: памятка для руководителя».
2. Наименование объекта.
Наименование объекта в акте должно однозначно указывать на объект, на котором будут проводиться работы по текущему ремонту. При наличии необходимо также указать инвентарный номер здания (сооружения).
3. Описание дефектов.
Описание дефектов в форме С‑1 необходимо выполнить в строке «Описание дефектов, их местонахождение, площадь, объем». В случае, если перечень дефектов значительный, его можно вынести в отдельную таблицу, прилагаемую к форме С‑1.
Следует обратить внимание на важность правильного указания дефекта.
Согласно п. 3.4 разд. 3 ТКП‑305 дефект — это каждое отдельное несоответствие здания и его отдельных элементов требованиям нормативных документов.
Нормативным документом, регулирующим порядок оценки степени физического износа, является ТКП 45-1.04-119-2008 (02250) «Здания и сооружения. Оценка степени физического износа» (утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.10.2008 № 385) (далее — ТКП‑119).
Согласно ТКП‑119 определение степени физического износа производится на основании описания дефекта.
От описания дефекта зависит определение степени физического износа и, соответственно, перечень выполняемых работ, а также, возможно, переход от текущего ремонта к капитальному.
4. Стесненные и усложненные условия производства работ.
При наличии усложненных и стесненных условий производства работ в форме С‑1 должны быть указаны характеристики производства работ. Такие характеристики установлены в таблице В1 приложения В к Методическим указаниям по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017) (утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 319).
5. Применение машин и механизмов.
Согласно абз. 3 формы С‑1 необходимо указать механизмы, с применением которых следует производить работы (грузоподъемные механизмы, люльки электрические, автовышки).
Необходимость применения на объекте строительства грузоподъемных механизмов, люлек, автовышек должна быть указана в дефектном акте формы С‑1.
Справочно: согласно п. 3.2 НРР 8.01.104-2017 нормативы расхода ресурсов учитывают расходы на эксплуатацию машин на выполнение всего комплекса технологических процессов. Корректировка нормативов расхода ресурсов путем замены машин в зависимости от применяемой техники и организации работ производится в том случае, если разделом проекта «Организация строительства» (ПОС) или дефектным актом предусматриваются машины, отличные от указанных в нормативах. Неуказание в дефектном акте формы С‑1 наличия стесненных и усложненных условий производства работ и необходимости применения машин и механизмов в последующем лишают подрядчика права использовать повышающие коэффициенты даже при наличии реальных стесненных и усложненных условий производства работ. Кроме того, в таком случае у подрядчика не будет права ссылаться на необходимость применения машин и механизмов.
6. Перечень видов строительных работ.
На обороте дефектного акта указывается примерный (укрупненный) перечень видов строительно-монтажных работ.
Смета
При выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуется. Составляется только сметная документация на основании дефектных актов, подготовленных (при необходимости) на основании технических заключений.
Исходя из п. 10 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 с последующими изменениями и дополнениями), объемы работ при составлении локальных смет (локальных сметных расчетов) определяются на основании проектной документации или дефектного акта и технической части сборников нормативов расхода ресурсов.
Открытым в законодательстве остается и вопрос о том, кто составляет смету — заказчик или подрядчик. Учитывая требования законодательства о закупках в строительстве, согласно которым при проведении процедуры закупки организатору процедуры необходимо сформировать цену заказа, лицо, эксплуатирующее здание (сооружение) и составившее дефектный акт, обязано обеспечить составление сметы.