Составляем дефектный акт
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Составляем дефектный акт

Согласно п. 9 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 300-З) выполнение строительно-­монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы. Форма дефектного акта, а также порядок ее применения и заполнения утверждаются Министерством архитектуры и строительства Респуб­лики Беларусь.

Важность дефектного акта при выполнении текущего ремонта сложно переоценить, ведь его неправильное оформление может повлечь массу неблагоприятных последствий. В статье рассмотрим особенности составления данного документа.

Майборода Владимир

Юрист

10073 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии с п. 12.16 разд. 12 ТКП 45-1.04-305-2016 (33020) «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее — ТКП‑305) разработка проектной документации на производство работ по текущему ремонту не требуется. Работы производятся согласно сметной документации, составленной на основании дефектных актов, которые оформлены в установленном порядке. Таким образом, дефектный акт и составленная на его основании смета являются проектной документацией при выполнении текущего ремонта.

Дефектный акт как основание для принятия решения

Форма дефектного акта установлена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 14 «Об установлении формы дефектного акта» (далее — постановление № 14).

Форма С‑1 «Дефектный акт»

Согласно п. 2 постановления № 14 форма С‑1 «Дефектный акт» подлежит применению организациями независимо от организационно-­правовой формы и формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями. Форма С‑1 применяется для обоснования принятия решения о проведении текущего ремонта и служит исходным документом для составления сметы на проведение строительно-­монтажных работ по текущему ремонту.

Из требований ТКП‑305 следует, что решение о проведении текущего ремонта, как правило, принимается по результатам плановых общих осмотров, проводимых два раза в год — осенью и весной. В постановлении № 14 же говорится, что сам по себе дефектный акт является обоснованием решения о проведении текущего ремонта.

По нашему мнению, есть небольшое противоречие в нормах постановления № 14 и ТКП‑305. Чтобы его разрешить, предлагается следующий вывод: акты плановых общих осмотров либо акты внеплановых осмотров (в случае стихийных бедствий, аварий и при выявлении недопустимых деформаций) и дефектные акты формы С‑1 являются основанием для принятия решений о проведении текущего ремонта.

Составляющие дефектного акта

Рассмотрим отдельные составляющие содержания дефектного акта.

1.    Комиссия, составляющая дефект­ный акт.

Законодательством не определен порядок создания комиссии, члены которой составляют дефектный акт.

Логично предположить, что комиссия, созданная в соответствии с требованиями пп. 5.4, 5.5 разд. 5 ТКП‑305 для проведения общих осмотров здания, также должна быть уполномочена на составление дефектного акта.

От редакции
Подробнее о составе комиссии читайте в статье «Что предшествует проведению текущего ремонта: памятка для руководителя».

2.    Наименование объекта.

Наименование объекта в акте должно однозначно указывать на объект, на котором будут проводиться работы по текущему ремонту. При наличии необходимо также указать инвентарный номер здания (сооружения).

3.    Описание дефектов.

Описание дефектов в форме С‑1 необходимо выполнить в строке «Описание дефектов, их местонахождение, площадь, объем». В случае, если перечень дефектов значительный, его можно вынести в отдельную таблицу, прилагаемую к форме С‑1.

Следует обратить внимание на важность правильного указания дефекта.

Согласно п. 3.4 разд. 3 ТКП‑305 дефект — это каждое отдельное несоответствие здания и его отдельных элементов требованиям нормативных документов.

Нормативным документом, регулирующим порядок оценки степени физического износа, является ТКП 45-1.04-119-2008 (02250) «Здания и сооружения. Оценка степени физического износа» (утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.10.2008 № 385) (далее — ТКП‑119).

Согласно ТКП‑119 определение степени физического износа производится на основании описания дефекта.

От описания дефекта зависит определение степени физического износа и, соответственно, перечень выполняемых работ, а также, возможно, переход от текущего ремонта к капитальному.

4.    Стесненные и усложненные условия производства работ.

При наличии усложненных и стесненных условий производства работ в форме С‑1 должны быть указаны характеристики производства работ. Такие характеристики установлены в таблице В1 приложения В к Методическим указаниям по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017) (утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Бела­русь от 30.12.2016 № 319).

5.    Применение машин и механизмов.

Согласно абз. 3 формы С‑1 необходимо указать механизмы, с применением которых следует производить работы (грузоподъемные механизмы, люльки электрические, автовышки).

Необходимость применения на объекте строительства грузоподъемных механизмов, люлек, автовышек должна быть указана в дефектном акте формы С‑1.

Справочно: согласно п. 3.2 НРР 8.01.104-2017 нормативы расхода ресурсов учитывают расходы на эксплуатацию машин на выполнение всего комплекса технологических процессов. Корректировка нормативов расхода ресурсов путем замены машин в зависимости от применяемой техники и организации работ производится в том случае, если разделом проекта «Организация строительства» (ПОС) или дефектным актом предусматриваются машины, отличные от указанных в нормативах. Неуказание в дефектном акте формы С‑1 наличия стесненных и усложненных условий производства работ и необходимости применения машин и механизмов в последующем лишают подрядчика права использовать повышающие коэффициенты даже при наличии реальных стесненных и усложненных условий производства работ. Кроме того, в таком случае у подрядчика не будет права ссылаться на необходимость применения машин и механизмов.

6.    Перечень видов строительных работ.

На обороте дефектного акта указывается примерный (укрупненный) перечень видов строительно-­монтажных работ.

Смета

При выполнении работ по текущему ремонту объектов разработка проектной документации и ее экспертиза не требуется. Составляется только сметная документация на основании дефектных актов, подготовленных (при необходимости) на основании технических заключений.

Исходя из п. 10 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 с последующими изменениями и дополнениями), объемы работ при составлении локальных смет (локальных сметных расчетов) определяются на основании проектной документации или дефектного акта и технической части сборников нормативов расхода ресурсов.

Открытым в законодательстве остается и вопрос о том, кто составляет смету — заказчик или подрядчик. Учитывая требования законодательства о закупках в строительстве, согласно которым при проведении процедуры закупки организатору процедуры необходимо сформировать цену заказа, лицо, эксплуатирующее здание (сооружение) и составившее дефектный акт, обязано обеспечить составление сметы. 

10073 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 121
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок