Урегулирование конфликта интересов в учреждении образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Урегулирование конфликта интересов в учреждении образования

В антикоррупционной политике организации важное место отводится деятельности по урегулированию конфликта интересов. Опасность ситуаций, связанных с конфликтом интересов в различных сферах государственного управления, признается во многих государствах, и не случайно такой конфликт рассматривается как «мягкое» проявление коррупции. Непринятие мер по управлению конфликтами интересов может порождать коррупцию, хотя далеко не каждый такой конфликт приводит к нарушению законодательства.

Образовательный процесс в силу его специфики связан с существенными коррупционными рисками, поэтому разработка мер, направленных на предупреждение и преодоление конфликта интересов, должна способствовать их минимизации.

Швед Надежда

заместитель начальника управления методологии защиты персональных данных Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

3423 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свой­ственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией)).

Таким образом, ситуацию конфликта интересов образует влияние на интересы службы личных интересов лиц, прямо указанных в абз. 12 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией. Это само государственное должностное лицо, его супруг (супруга), близкие родственники или свой­ственники. Причем следует учитывать, что к близким родственникам относятся родители, дети, в т. ч. усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки. Свой­ственниками являются близкие родственники супруга (супруги) (абз. 10–11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Директору на заметку
Конфликт интересов возникает именно в деятельности должностного лица, а не его близких родственников, свой­ственников или иных лиц. Конечно, интересы этих лиц могут повлиять на добросовестность исполнения государственным должностным лицом своих служебных обязанностей. Но это влияние оказывается только опосредованно, т. е. через формирование у государственного должностного лица личного интереса, вступающего в противоречие с интересами службы.

Отечественный законодатель не пошел по пути, предполагающему специальное регулирование конфликта интересов в сфере образования. Не содержится норм о конфликте интересов педагогических работников и в Кодексе об образовании.

Справочно: в Российской Федерации ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено самостоятельное понятие «конфликт интересов педагогического работника», под которым понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В Республике Беларусь следует руководствоваться общими требованиями антикоррупционного законодательства в части урегулирования конфликта интересов в сфере образования.

В чем может выражаться конфликт интересов?

Для того чтобы установить, возник ли конфликт интересов, в первую очередь следует выяснить, в чем заключаются служебные (трудовые) обязанности должностного лица. Содержание этих обязанностей становится определяющим, когда принимается конкретное решение или совершаются действия по службе. Вне конкретного деяния по службе или работе конфликт интересов не существует.

Исходя из определения конфликта интересов, личный интерес либо влияет, либо может повлиять на надлежащее исполнение служебных обязанностей. Когда речь идет о том, что личный интерес влияет на исполнение служебных обязанностей, это значит, конкретное действие уже совершается либо принимается конкретное решение.

Возможность влияния личного интереса на исполнение служебных обязанностей означает, что должностное лицо еще не соверши­ло конкретного действия либо не приняло конкретное решение. Однако этому лицу уже известно о необходимости в будущем принять соответствующее решение или совершить определенные действия по службе. Притом у должностного лица имеется личный интерес, который может повлиять на объективность и беспристрастность поведения.

Поэтому самое главное — своевременно определить, когда личные интересы вступают или могут вступить в конфликт с публичными интересами и какова степень этого конфликта, а затем при необходимости принять исчерпывающие меры по его предотвращению и урегулированию.

Как управлять конфликтами интересов?

Управление конфликтами интересов должно быть организовано таким образом, чтобы соблюсти баланс между личными правами должностного лица и интересами других граждан, организаций, общества и государства.

Процесс управления конфликтами интересов условно можно разбить на несколько основных этапов:

  • определение примерного перечня ситуаций потенциального конфликта интересов;
  • принятие мер общей профилактики конфликтов интересов;
  • установление четкого и общепонятного механизма поведения должностного лица в случае возникновения конфликта интересов или появления подозрения в том, что конфликт может возникнуть;
  • принятие мер по предотвращению и урегулированию конкретных конфликтов интересов;
  • анализ накопленного опыта предотвращения и урегулирования конфликтов интересов и совершенствование порядка управлениями ими.

Каков перечень ситуаций потенциального конфликта интересов?

Привести исчерпывающий перечень ситуаций, которые можно квалифицировать как потенциальный конфликт интересов, невозможно. В силу специфики образовательной деятельности причины и формы проявления коррупции, равно как и ситуации, связанные с конфликтом интересов, для различных видов образования (дошкольное, общее среднее, среднее спе­циаль­ное и профессионально-­техническое, высшее) имеют свои особенности, что обусловливает применение дифференцированного подхода к их предупреждению.

Основные риски коррупционных проявлений и возникновения ситуаций конфликта интересов в учреждениях образования связаны с зачислением в гимназии, лицеи, с распределением обучающихся между классами (на практике выделяются «профильные» и иные классы), с текущей аттестацией обучающихся, с получением документов об образовании, с организацией и проведением выпускных экзаменов и др.

В образовательных организациях среднего специального и профессионально-­технического образования ситуации конфликта интересов и коррупции возникают в связи с поступлением в учреждение образование на бюджетные места, с переводом с платной формы обучения на бюджетную, в связи с назначением стипендии, распределением грантов, заселением в общежитие, аттестацией, отчислением в связи с неуспеваемостью или пропусками занятий и др.

Для учреждений образования актуальны проблемы получения подарков или иных выгод от обучающихся и их законных представителей, систематических сборов средств на нужды учреждения и др. К ситуациям потенциального конфликта интересов можно, например, отнести и непосредственную служебную подчиненность или подконтрольность должностного лица своему супругу, близкому родственнику или свой­ственнику, принятие должностным лицом решения (согласование решения) о приеме на работу лица, которое является его супругом (супругой), близким родственником или свой­ственником, участие должностного лица в аттестации работника, который является супругом (супругой), близким родственником или свой­ственником должностного лица.

Помимо указанных выше, к ситуациям конфликта интересов можно отнести отдельные виды договорных отношений между руководителем учреждения образования с субъектами, выполняющими работы, оказывающими услуги, когда учредителем или руководителем таких организаций или индивидуальным предпринимателем, которые выполняют либо намерены выполнять оплачиваемую работу, являются супруг (супруга), близкие родственники или свой­ственники (например, проведение ремонтных работ). Перечисленное касается и ситуаций, когда должностное лицо получает на безвозмездной основе имущество (подарки) или услуги от организации или индивидуального предпринимателя.

Определяем наличие конфликта интересов

Для того, чтобы должностное лицо или лицо, которое обязано разрешить конфликт интересов, смогло установить, возник ли он, необходимо понять:

  • какую конкретную деятельность должностное лицо должно было выполнить и в чем это задание заключалось;
  • входит ли данный вид деятельности в компетенцию должностного лица и было ли поручение выполнить такое задание;
  • какую связь имел личный интерес со служебным заданием;
  • в чем именно заключалась личная заинтересованность должностного лица относительно исхода конкретного дела (например, желание зачислить в гимназию племянника без достаточных на то оснований вопреки установленному порядку приема);
  • мог ли личный интерес повлиять на объективное и беспристрастное выполнение служебного задания;
  • сообщило ли должностное лицо о ситуации конфликта интересов непосредственному руководителю, каким образом такая ситуация разрешилась (устранило ли разрешение заявления ситуацию конфликта интересов).

Какие меры профилактики использовать?

Если говорить о мерах профилактики конфликтов интересов, то к таковым, например, следует отнести совершенствование организационно-­кадровой структуры организации (ее обособленных и структурных подразделений) в целях исключения совместной работы лиц, не являющихся государственными служащими, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства или свой­ства, если данная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому.

Между супругами, близкими родственниками и свой­ственниками, как правило, имеется особая моральная и материальная общность, отмечается стремление оказывать содействие друг другу в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей. Работа таких лиц в одной организации, сопряженная со взаимной подчиненностью или подконтрольностью, создает благоприятную почву для различных злоупотреблений, направленных в т. ч. на совместное обогащение, сокрытие одним из них правонарушений, совершенных другим, необоснованное поощрение родственника и т. д. При этом ни в коем случае не допускается применять меры, противоречащие законодательству. Например, неприемлемо требовать от должностного лица, чтобы оно развелось с супругой, уволилось с работы, ушло в не­оплачиваемый отпуск и т. д.

Это важно
О возникновении конфликта интересов или такой вероятности должностное лицо обязано письменно уведомить непосредственного руководителя.

Примерный перечень мер, позволяющих предотвратить или урегулировать конфликт интересов, предусмотрен в ч. 3 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией. К ним относятся:

  • выдача письменных рекомендаций о принятии мер, позволяющих предотвратить или урегулировать конфликт интересов;
  • отстранение государственного должностного лица от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать конфликт интересов;
  • перевод государственного должностного лица с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать конфликт интересов, на другую равнозначную должность;
  • поручение исполнения прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменение, в т. ч. временно, должностных обязанностей государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;
  • принятие иных мер, предусмотренных актами законодательства.

Выбор конкретной меры всегда зависит от специфики конфликта интересов и от наличия возможностей по его разрешению.

Так, например, что касается письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то такие рекомендации могут включать предварительное письменное согласование принимаемых решений, исключение личного приема государственным должностным лицом того гражданина, который вовлечен в ситуацию конфликта интересов, осуществление личного приема граждан только в условиях аудиозаписи разговоров и др. Одновременно можно применять несколько мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Директору на заметку
Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами (ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5-1 ст. 47 ТК).

Вместе с тем следует учитывать, что основной целью нормы о конфликте интересов является своевременное выявление и устранение конфликта интересов. Соответственно, государственные должностные лица должны поощряться к предупреждению и разрешению конфликта интересов в рамках законодательства, что будет способствовать устранению коррупционных рисков в их деятельности.

Необоснованные дискриминация государственных должностных лиц, привлечение их к ответственности, наоборот, приведут к утаиванию ситуаций конфликта интересов (возможностей их возникновения) и, следовательно, к возрастанию коррупционных рисков в деятельности государственных должностных лиц.

Таким образом, целесообразно в спе­циальном локальном НПА обозначить перечень ситуаций потенциального конфликта интересов, определяемых спецификой деятельности учреждений образования. Помимо этого, необходимо установить порядок действий государственных должностных лиц учреждений образования при возникновении конфликта интересов, порядок его выявления, информирования о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. Целесообразно также регламентировать процедуру принятия решений о предотвращении конфликта интересов и способы его урегулирования, а также предусмотреть меры, направленные на профилактику такого конфликта.

Принятие указанного локального акта является важной мерой общесоциальной антикоррупционной профилактики. Такая мера должна дисциплинировать должностных лиц, поскольку они будут обязаны сообщать обо всех ситуациях, указанных в перечнях, и за невыполнение этой обязанности понесут дисциплинарную ответственность. 

3423 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Законопроект по вопросам образования принят в первом чтении

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов по во...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 147

Готовимся к новому учебному году правильно

Начало учебного года — всегда стресс для всех участников образовательного процесса. Статья поможет директору (как начинающему, так и опытному): • не растеряться в нача...
№ 8 (152) 2024 Маевская Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1344
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок