Секреты обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Секреты обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Образование лиц с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) осуществляется в учреждениях Министерства образования, Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты.

Для успешного обучения и воспитания детей с ОПФР в условиях инклюзивной школы необходимо снабдить учителя знаниями о таких детях.

Об этом и поговорим в материале.

Пятница Татьяна

учитель-дефектолог высшей категории

1938 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

К основным категориям детей с ОПФР относятся дети:

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
  • нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети);
  • нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
  • сложным (смешанным) дефектом (слепоглухонемые);
  • нарушениями эмоционально-­волевой сферы (аутизм);
  • нарушениями опорно-­двигательного аппарата (при детском церебральном параличе).

Для каждой категории характерны какие-то наиболее типичные проявления, которые в той или иной степени осложняют процесс обучения в школе и требуют создания специальных условий для получения образования, направленного на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество.

По статистике, среди учащихся с ОПФР в инклюзивной школе преобладает группа детей с легкой степенью нарушений (IQ — 50‒69).

Наиболее вероятно, что относительно многочисленную группу составят дети с интеллектуальной недостаточностью. Эта группа включает детей с умственной отсталостью (олигофренией) и детей с задержкой психического развития (трудностями в обучении).

Признак олигофрении — это не только нарушение интеллекта. У олигофренов отмечается комплекс психических расстройств, в который входят:

  • недоразвитие, затрагивающее эмоцио­нально-­волевую сферу. Проявляется агрессивностью, эмоциональной нестабильностью, снижением воли (гипобулией), безынициативностью, стойким и безосновательным ухудшением настроения;
  • недостаточное развитие абстрактного мышления — неспособность к анализу, обобщению, сравнению, классификации;
  • речевые проблемы;
  • низкая степень обучаемости;
  • скудный словарный запас;
  • трудности с запоминанием;
  • повышенная отвлекаемость;
  • склонность к механическому подражанию.

У детей с олигофренией снижена способность к решению обычных бытовых задач. Они не могут одеться по погоде, следить за своим внешним видом, наладить общение с окружающими. У них снижен уровень критики, они легко попадают под влияние других людей. Речь ребенка с олигофренией безэмоциональна, чаще всего ограничивается короткими фразами.

Способность к обучению зависит от степени выраженности нарушений.

При олигофрении умеренной степени нарушаются локомоторные функции. Кроме того:

  • моторика характеризуется неловкостью, недифференцированностью;
  • дети не могут производить действия, которые требуют точности, произвольной регуляции, координированности движений, особенно мелких;
  • словарный запас ограничен, в нем нет обобщающих и абстрактных слов;
  • предложения простые нераспространенные, часто неправильно построенные;
  • обращенные к ним инструкции понимают в конкретных ситуациях;
  • содержание простой сказки или рассказа могут осознать лишь с опорой на наглядность;
  • внимание непроизвольное, процесс воспри­ятия пассивен, из-за этого ребенок не может выделить деталь, увидеть различие между предметами;
  • перцептивная деятельность характеризуется хаотичностью;
  • объем памяти существенно сужен.

К подростковому возрасту память, особенно долговременная, несколько совершенствуется. У детей этой группы наглядно-­действенное и образное мышление, которое характеризуется конкретностью, нехваткой последовательности, искажением при­чинно-­следственных и временных связей. Их эмоциям свой­ственны полярность, реактивность и лабильность. Самооценка у них является неадекватно завышенной. Такие дети могут выполнять простые задания под непосредственным контролем педагога, а также реализовывать автоматизированные навыки. Навыки самообслуживания формируются с трудом. Способны овладеть элементами грамоты и счетом. Усвоенные с большими трудностями знания используются механически.

Иначе выглядят дети с задержкой психического развития. Уже из самого названия понятно, что основная проблема у них — резкое снижение темпа развития психики.

Наряду с интеллектуальными нарушениями у них отмечается задержка речи, моторики, когнитивных процессов, социального взаимодействия.

Дети разных групп с задержкой психического развития различаются по ее проявлениям, но у них обнаруживается схожая симптоматика нарушений:

  • адекватно воспринимают окружающий мир, но процесс восприятия малоактивен;
  • представления нечеткие и малодифференцированные;
  • выработанные условные связи непрочны и быстро угасают;
  • имеются трудности запоминания учебного материала;
  • неадекватные реакции и недостаточно осмыс­ленные формы поведения;
  • недоразвито словесно-­логическое мышление;
  • нарушения волевой сферы — конформизм, безынициативность;
  • неустойчивое произвольное внимание;
  • своеобразие эмоций — бедность чувств, поверхностность переживаний;
  • расстройства речи.

Это важно
Педагогов следует ознакомить с психолого-педагогической характеристикой каждой категории учащихся с ОПФР.

1938 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок