К основным категориям детей с ОПФР относятся дети:
- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
- нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети);
- нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
- сложным (смешанным) дефектом (слепоглухонемые);
- нарушениями эмоционально-волевой сферы (аутизм);
- нарушениями опорно-двигательного аппарата (при детском церебральном параличе).
Для каждой категории характерны какие-то наиболее типичные проявления, которые в той или иной степени осложняют процесс обучения в школе и требуют создания специальных условий для получения образования, направленного на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество.
По статистике, среди учащихся с ОПФР в инклюзивной школе преобладает группа детей с легкой степенью нарушений (IQ — 50‒69).
Наиболее вероятно, что относительно многочисленную группу составят дети с интеллектуальной недостаточностью. Эта группа включает детей с умственной отсталостью (олигофренией) и детей с задержкой психического развития (трудностями в обучении).
Признак олигофрении — это не только нарушение интеллекта. У олигофренов отмечается комплекс психических расстройств, в который входят:
- недоразвитие, затрагивающее эмоционально-волевую сферу. Проявляется агрессивностью, эмоциональной нестабильностью, снижением воли (гипобулией), безынициативностью, стойким и безосновательным ухудшением настроения;
- недостаточное развитие абстрактного мышления — неспособность к анализу, обобщению, сравнению, классификации;
- речевые проблемы;
- низкая степень обучаемости;
- скудный словарный запас;
- трудности с запоминанием;
- повышенная отвлекаемость;
- склонность к механическому подражанию.
У детей с олигофренией снижена способность к решению обычных бытовых задач. Они не могут одеться по погоде, следить за своим внешним видом, наладить общение с окружающими. У них снижен уровень критики, они легко попадают под влияние других людей. Речь ребенка с олигофренией безэмоциональна, чаще всего ограничивается короткими фразами.
Способность к обучению зависит от степени выраженности нарушений.
При олигофрении умеренной степени нарушаются локомоторные функции. Кроме того:
- моторика характеризуется неловкостью, недифференцированностью;
- дети не могут производить действия, которые требуют точности, произвольной регуляции, координированности движений, особенно мелких;
- словарный запас ограничен, в нем нет обобщающих и абстрактных слов;
- предложения простые нераспространенные, часто неправильно построенные;
- обращенные к ним инструкции понимают в конкретных ситуациях;
- содержание простой сказки или рассказа могут осознать лишь с опорой на наглядность;
- внимание непроизвольное, процесс восприятия пассивен, из-за этого ребенок не может выделить деталь, увидеть различие между предметами;
- перцептивная деятельность характеризуется хаотичностью;
- объем памяти существенно сужен.
К подростковому возрасту память, особенно долговременная, несколько совершенствуется. У детей этой группы наглядно-действенное и образное мышление, которое характеризуется конкретностью, нехваткой последовательности, искажением причинно-следственных и временных связей. Их эмоциям свойственны полярность, реактивность и лабильность. Самооценка у них является неадекватно завышенной. Такие дети могут выполнять простые задания под непосредственным контролем педагога, а также реализовывать автоматизированные навыки. Навыки самообслуживания формируются с трудом. Способны овладеть элементами грамоты и счетом. Усвоенные с большими трудностями знания используются механически.
Иначе выглядят дети с задержкой психического развития. Уже из самого названия понятно, что основная проблема у них — резкое снижение темпа развития психики.
Наряду с интеллектуальными нарушениями у них отмечается задержка речи, моторики, когнитивных процессов, социального взаимодействия.
Дети разных групп с задержкой психического развития различаются по ее проявлениям, но у них обнаруживается схожая симптоматика нарушений:
- адекватно воспринимают окружающий мир, но процесс восприятия малоактивен;
- представления нечеткие и малодифференцированные;
- выработанные условные связи непрочны и быстро угасают;
- имеются трудности запоминания учебного материала;
- неадекватные реакции и недостаточно осмысленные формы поведения;
- недоразвито словесно-логическое мышление;
- нарушения волевой сферы — конформизм, безынициативность;
- неустойчивое произвольное внимание;
- своеобразие эмоций — бедность чувств, поверхностность переживаний;
- расстройства речи.
Это важно
Педагогов следует ознакомить с психолого-педагогической характеристикой каждой категории учащихся с ОПФР.