Разработан проект Концепции развития системы образования до 2030 года
В Министерстве образования Республики Беларусь разработан проект Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (далее — Концепция).
Рассмотрим, что предлагается внедрить в системе общего среднего образования в ближайшие годы.
Вы также имеете уникальную возможность поделиться своим мнением о Концепции. Присылайте свои предложения по изменениям и дополнениям Концепции на адрес электронной почты zdanovich@minedu.unibel.by до 20 июня.

Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа в соответствии с пятилетними планами и программами развития национальной системы образования.
Общее среднее образование
I этап (2021–2025 гг.):
- разработка отраслевой научно-технической программы «Функциональная грамотность»;
- повышение гибкости и вариативности учебных планов;
- оснащение кабинетов биологии, трудового обучения, спортивных залов современным учебным оборудованием и средствами обучения;
- внедрение технологии трансформируемого рабочего пространства педагога и обучаемого («умные» доски (SMART Boards), «умные» парты (SMART Desks) и др.);
- увеличение количества классов педагогической, аграрной, спортивно-педагогической, военно-патриотической и иной направленности;
- организация деятельности экспериментальных площадок, лабораторий, учебно-опытных участков;
- реализация STEM-подхода в допрофильной подготовке и профильном обучении учащихся;
- внедрение механизмов независимой итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ (совмещенные с централизованным тестированием итоговые экзамены и др.);
- разработка и внедрение индикаторов качества, позволяющих определить эффективность деятельности учреждения, органов управления образованием.
Ожидаемые результаты:
- строительство не менее 50 учреждений общего среднего образования (13 — в г. Минске), включая школы в городах Бобруйск, Столбцы, Фаниполь, Гомель, Барановичи, школы-сады в г. Кобрин и г. Столин, детского сада — начальной школы в г. Молодечно;
- доведение до 80 % доли учреждений общего среднего образования, оснащенных современным учебным оборудованием и средствами обучения (кабинеты биологии, трудового обучения, спортивные залы для занятий физической культурой и спортом);
- повышение доступности общего среднего образования;
- обеспечение учащихся качественным общим средним образованием, отвечающим принципам устойчивого развития;
- создание практико-ориентированной среды;
- увеличение количества обучающихся в профильных классах технико-технологической направленности до 50 %;
- обеспечение 100 %-ного охвата учащихся базовых X–XI классов профессиональной подготовкой (за исключением освобожденных от профессиональной подготовки по медицинским показаниям);
- разгрузка обучающихся.
II этап (2026–2030 гг.):
- переход к всеобщему общему среднему образованию;
- обновление образовательных стандартов, учебных программ по всем учебным предметам с учетом увеличения практико-ориентированной составляющей содержания общего среднего образования;
- дальнейшее укрепление материально-технической базы;
- внедрение наряду с оцениванием итоговых знаний учащихся в баллах паспортов освоенных компетенций.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня общей грамотности населения;
- рост уровня функциональной грамотности учащихся;
- создание условий для признания достижений учащегося наряду с оцениванием итоговых знаний учащихся в баллах.
Специальное образование
I этап (2021–2025 гг.):
- увеличение доли учреждений образования, в которых организовано обучение и воспитание детей с ОПФР;
- увеличение доли учреждений образования, создавших безбарьерную среду с учетом комплексного подхода;
- приобретение специального оборудования, средств обучения, программного обеспечения для организации образовательного процесса для обучающихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
- обеспечение подвоза обучающихся с ОПФР на специально оборудованном транспорте;
- совершенствование научно-методического обеспечения образования лиц с ОПФР;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОПФР.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение равного доступа к качественному образованию лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
- создание адаптивной, в т. ч. безбарьерной, образовательной среды, обеспечивающей учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОПФР;
- разработка и внедрение индикаторов качества, позволяющих определить эффективность деятельности учреждений, реализующих образовательные программы специального образования, органов управления образованием, организационных форм реализации принципа инклюзии в образовании.
II этап (2026–2030 гг.):
- внедрение эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
- обновление материальной базы учреждений специального образования;
- разработка стратегических направлений и механизмов совершенствования дошкольного образования в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь после 2030 г.;
- разработка и внедрение механизмов организации обучения лиц с ОПФР отдельным компетенциям (частичным квалификациям) и процедуры их сертификации по результатам обучения;
Ожидаемые результаты:
- функционирование ресурсных центров по вопросам обучения и воспитания лиц с ОПФР;
- обеспечение равного доступа к получению образования лицами с ОПФР на всех уровнях основного образования и в системе дополнительного образования детей и молодежи, непрерывного образования в течение всей жизни.
Профессионально-техническое и среднее специальное образование
I этап (2021–2025 гг.):
- переход к единому виду учреждения образования — колледж;
- расширение сети ресурсных центров на базе учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО;
- ежегодная модернизация современными средствами обучения не менее чем в 5 ресурсных центрах;
- создание центров коллективного пользования учебным и научным оборудованием, в т. ч. для обучения лиц с ОПФР;
- разработка НПА, регламентирующих систему управления качеством профессионального образования на основе критериев и показателей, позволяющих определять эффективность деятельности колледжей и органов управления образованием;
- ежегодное обновление образовательных стандартов профессионально-технического образования по 8 %, среднего специального образования — по 9 %;
- обновление НПА, регламентирующих функционирование ведущих учреждений образования в системе ПТО и ССО;
- развитие сетевого взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
- соответствие содержания образовательных стандартов и научно-методического обеспечения требованиям профессиональных стандартов и рынка труда;
- создание высокоэффективной системы ресурсных центров и условий для развития компетенций выпускников посредством реализации сетевого взаимодействия учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО;
- экономия средств и ресурсов в подготовке рабочих кадров;
- повышение привлекательности системы ПТО и ССО среди населения Республики Беларусь и ее престижа на международном уровне.
II этап (2026–2030 гг.):
- создание и внедрение механизмов признания неформального образования и опыта, предшествующего профессиональному обучению, при реализации образовательных программ;
- разработка образовательных стандартов нового поколения по приоритетным профессиям и специальностям на основе профессиональных стандартов, научно-методического обеспечения образовательных программ ПТО и ССО с модульным построением содержания;
- разработка и внедрение механизмов использования базы ресурсных центров для проведения независимой сертификации квалификаций;
- развитие системы управления качеством профессионального образования с применением критериев и показателей, позволяющих определять эффективность системы профессионального образования;
- внедрение в образовательный процесс технологий, сочетающих освоение обучающимися образовательных программ с созданием ими объектов интеллектуальной собственности;
- разработка и внедрение новых механизмов участия организаций реального сектора в процессе подготовки кадров.
Ожидаемые результаты:
- экономия средств и ресурсов, развитие внебюджетной деятельности;
- реализация индивидуальных образовательных программ на основе признания предшествующего опыта и результатов обучения, достигнутых в процессе самообразования, в т. ч. отдельных компетенций (частичной квалификации);
- многоканальное финансирование подготовки кадров в колледжах;
- соответствие результатов освоения образовательных программ требованиям организаций — заказчиков кадров;
- рост экспорта услуг в области образования.
Кадровое обеспечение системы образования
I этап (2021–2025 гг.):
- увеличение количества педагогических работников, получивших высшее образование II ступени, научно-ориентированное образование, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук;
- корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам;
- подбор и обновление кадров в системе образования (по возрасту, наличию ученой степени и звания);
- расширение практики обучения педагогов на рабочем месте, в т. ч. определение видов практики с 1‑го по 4‑й курс с последовательно выстроенным усложняющимся содержанием;
- привлечение к обучению будущих педагогов ведущих специалистов образовательной отрасли, в т. ч. учителей-методистов;
- развитие института наставничества;
- разработка секторальной рамки и ряда профессиональных стандартов педагогического образования;
- разработка и утверждение Концепции непрерывного инженерно-педагогического образования;
- разработка новой модели инженерно-педагогических кадров и новых образовательных стандартов их подготовки;
- создание агентства по обеспечению качества образования;
- разработка и апробация механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров;
- установление партнерских отношений между учреждениями системы педагогического образования и другими социальными институтами;
- развитие практики повышения профессиональных компетенций педагогами в рамках деятельности профессиональных сообществ, усиление роли института «корпоративного обучения»;
- создание условий для развития просоциальной активности, культуры и личностного развития молодых педагогов;
- развитие научно-педагогических школ и увеличение их численности;
- создание экспериментально-инновационной среды непрерывного педагогического образования за счет расширения деятельности школ-лабораторий;
- обеспечение сотрудничества, обмена опытом и научно-практическими разработками будущих и практикующих специалистов;
- разработка и реализация мер, направленных на повышение социального статуса педагогической профессии (в т. ч. профессии «мастер производственного обучения» и «преподаватель учреждения профессионального образования»), стимулирующих поступление молодежи на инженерно-педагогические специальности и привлечение в систему профессионального образования работников предприятий и организаций;
- организация системной многоканальной работы по формированию и поддержанию имиджа педагогического работника, включая СМИ, систему социального партнерства с рекламодателями, взаимодействие с партнерами и выпускниками, рекламу (печатную, наружную, телевизионную и т. д.), мероприятия паблик рилейшнз, событийный маркетинг, личные контакты, корпоративную культуру, устные рекомендации и др.
Ожидаемые результаты:
- внедрение профессиональных стандартов педагогической деятельности и механизмов независимой оценки и сертификации педагогических квалификаций;
- создание условий для выстраивания педагогами индивидуальной образовательной траектории;
- рост престижности педагогических профессий в обществе;
- повышение качества подготовки педагогических кадров.
II этап (2026–2030 гг.):
- подбор и обновление кадров в системе образования (по возрасту, наличию ученой степени и звания);
- разработка и реализация программы привлечения квалифицированных педагогических кадров в сельские регионы и регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
- внедрение механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров;
- расширение перечня мер, направленных на повышение социального статуса педагогической профессии.
Ожидаемые результаты:
- формирование высококвалифицированного научно-педагогического кадрового состава системы образования, ориентированного на подготовку специалистов для инновационных отраслей экономики.
Экономика образования
I этап (2021–2025 гг.):
- внедрение нормативного планирования расходов в расчете на одного обучающегося в учреждениях дошкольного, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из средств местных бюджетов;
- разработка нормативной правовой базы, позволяющей осуществлять софинансирование подготовки кадров организациями — заказчиками кадров;
- разработка механизма бюджетного финансирования реализации учреждениями образования образовательных программ дополнительного образования взрослых по рабочим профессиям (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
- приоритетное повышение заработной платы педагогических работников в целях обеспечения к 2025 г. соотношения заработной платы со среднереспубликанским уровнем: педагогических работников — до 100 %, учителей — до 106 %, профессорско-преподавательского состава — до 150 %;
- внедрение системы материального поощрения научных и педагогических работников, обучающихся с высоким индексом Хирш (h-индексом);
- создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы учреждений образования и педагогов;
- наращивание внебюджетной деятельности в учреждениях образования и экспорта услуг;
- расширение мер по социальной защите работников системы образования и обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение эффективного и рационального использования ресурсов в системе образования;
- увеличение заработной платы отдельным категориям работников образования.
II этап (2026–2030 гг.):
- совершенствование нормативного планирования расходов в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
- повышение финансовой самостоятельности учреждений образования;
- совершенствование оплаты труда педагогических работников путем усиления ее дифференциации с учетом объема, сложности и результативности работы.
Ожидаемые результаты:
- справедливое, прозрачное, рациональное распределение средств на функционирование учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
- повышение финансовой самостоятельности учреждений образования;
- повышение привлекательности педагогической профессии.
Полная версия проекта Концепции.
От редакции
Свои предложения по изменениям и дополнениям Концепции вы можете присылать Владимиру Матвеевичу Здановичу на адрес электронной почты zdanovich@minedu.unibel.by до 20 июня.
по теме










