Разработан проект Концепции развития системы образования до 2030 года
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Разработан проект Концепции развития системы образования до 2030 года

В Министерстве образования Республики Беларусь разработан проект Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (далее — Концепция).

Рассмотрим, что предлагается внедрить в системе общего среднего образования в ближайшие годы.

Вы также имеете уникальную возможность поделиться своим мнением о Концепции. Присылайте свои предложения по изменениям и дополнениям Концепции на адрес электронной почты zdanovich@minedu.unibel.by до 20 июня.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

6103 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа в соответствии с пятилетними планами и программами развития на­цио­нальной системы образования.

Общее среднее образование

I этап (2021–2025 гг.):

  • разработка отраслевой научно-­технической программы «Функциональная грамотность»;
  • повышение гибкости и вариативности учебных планов;
  • оснащение кабинетов биологии, трудового обучения, спортивных залов современным учебным оборудованием и средствами обучения;
  • внедрение технологии трансформируемого рабочего пространства педагога и обуча­емого («умные» доски (SMART Boards), «умные» парты (SMART Desks) и др.);
  • увеличение количества классов педагогической, аграрной, спортивно-­педагогической, военно-­патриотической и иной направленности;
  • организация деятельности экспериментальных площадок, лабораторий, учебно-­опытных участков;
  • реализация STEM-подхода в допрофильной подготовке и профильном обучении учащихся;
  • внедрение механизмов независимой итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ (совмещенные с централизованным тестированием итоговые экзамены и др.);
  • разработка и внедрение индикаторов качества, позволяющих определить эффективность деятельности учреждения, органов управления образованием.

Ожидаемые результаты:

  • строительство не менее 50 учреждений общего среднего образования (13 — в г. Минске), включая школы в городах Бобруйск, Столбцы, Фаниполь, Гомель, Барановичи, школы-сады в г. Кобрин и г. Столин, детского сада — начальной школы в г. Молодечно;
  • доведение до 80 % доли учреждений общего среднего образования, оснащенных современным учебным оборудованием и средствами обучения (кабинеты биологии, трудового обучения, спортивные залы для занятий физической культурой и спортом);
  • повышение доступности общего среднего образования;
  • обеспечение учащихся качественным общим средним образованием, отвечающим принципам устойчивого развития;
  • создание практико-­ориентированной среды;
  • увеличение количества обучающихся в профильных классах технико-­технологической направленности до 50 %;
  • обеспечение 100 %-ного охвата учащихся базовых X–XI классов профессиональной подготовкой (за исключением освобожденных от профессиональной подготовки по медицинским показаниям);
  • разгрузка обучающихся.

II этап (2026–2030 гг.):

  • переход к всеобщему общему среднему образованию;
  • обновление образовательных стандартов, учебных программ по всем учебным предметам с учетом увеличения практико-­ориентированной составляющей содержания общего среднего образования;
  • дальнейшее укрепление материально-­технической базы;
  • внедрение наряду с оцениванием итоговых знаний учащихся в баллах паспортов освоенных компетенций.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня общей грамотности населения;
  • рост уровня функциональной грамотности учащихся;
  • создание условий для признания достижений учащегося наряду с оцениванием итоговых знаний учащихся в баллах.

Специальное образование

I этап (2021–2025 гг.):

  • увеличение доли учреждений образования, в которых организовано обучение и воспитание детей с ОПФР;
  • увеличение доли учреждений образования, создавших безбарьерную среду с учетом комплексного подхода;
  • приобретение специального оборудования, средств обучения, программного обеспечения для организации образовательного процесса для обучающихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
  • обеспечение подвоза обучающихся с ОПФР на специально оборудованном транспорте;
  • совершенствование научно-­методического обеспечения образования лиц с ОПФР;
  • совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОПФР.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение равного доступа к качественному образованию лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
  • создание адаптивной, в т. ч. безбарьерной, образовательной среды, обеспечивающей учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОПФР;
  • разработка и внедрение индикаторов качества, позволяющих определить эффективность деятельности учреждений, реализующих образовательные программы специального образования, органов управления образованием, организационных форм реализации принципа инклюзии в образовании.

II этап (2026–2030 гг.):

  • внедрение эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
  • обновление материальной базы учреждений специального образования;
  • разработка стратегических направлений и механизмов совершенствования дошкольного образования в целях раскрытия потенциалов личности для устойчивого социально-­экономического развития Респуб­лики Беларусь после 2030 г.;
  • разработка и внедрение механизмов организации обучения лиц с ОПФР отдельным компетенциям (частичным квалификациям) и процедуры их сертификации по результатам обучения;

Ожидаемые результаты:

  • функционирование ресурсных центров по вопросам обучения и воспитания лиц с ОПФР;
  • обеспечение равного доступа к получению образования лицами с ОПФР на всех уровнях основного образования и в системе дополнительного образования детей и молодежи, непрерывного образования в течение всей жизни.

Профессионально-­техническое и среднее специальное образование

I этап (2021–2025 гг.):

  • переход к единому виду учреждения образования — колледж;
  • расширение сети ресурсных центров на базе учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО;
  • ежегодная модернизация современными средствами обучения не менее чем в 5 ресурсных центрах;
  • создание центров коллективного пользования учебным и научным оборудованием, в т. ч. для обучения лиц с ОПФР;
  • разработка НПА, регламентирующих систему управления качеством профессионального образования на основе критериев и показателей, позволяющих определять эффективность деятельности колледжей и органов управления образованием;
  • ежегодное обновление образовательных стандартов профессионально-­техни­ческого образования по 8 %, среднего специального образования — по 9 %;
  • обновление НПА, регламентирующих функционирование ведущих учреждений образования в системе ПТО и ССО;
  • развитие сетевого взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  • соответствие содержания образовательных стандартов и научно-­методического обеспечения требованиям профессиональных стандартов и рынка труда;
  • создание высокоэффективной системы ресурсных центров и условий для развития компетенций выпускников посредством реализации сетевого взаимодействия учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО;
  • экономия средств и ресурсов в подготовке рабочих кадров;
  • повышение привлекательности системы ПТО и ССО среди населения Республики Беларусь и ее престижа на международном уровне.

II этап (2026–2030 гг.):

  • создание и внедрение механизмов признания неформального образования и опыта, предшествующего профессиональному обучению, при реализации образовательных программ;
  • разработка образовательных стандартов нового поколения по приоритетным профессиям и специальностям на основе профессиональных стандартов, научно-­методического обеспечения образовательных программ ПТО и ССО с модульным построением содержания;
  • разработка и внедрение механизмов использования базы ресурсных центров для проведения независимой сертификации квалификаций;
  • развитие системы управления качеством профессионального образования с применением критериев и показателей, позволяющих определять эффективность системы профессионального образования;
  • внедрение в образовательный процесс технологий, сочетающих освоение обучающимися образовательных программ с созданием ими объектов интеллектуальной собственности;
  • разработка и внедрение новых механизмов участия организаций реального сектора в процессе подготовки кадров.

Ожидаемые результаты:

  • экономия средств и ресурсов, развитие внебюджетной деятельности;
  • реализация индивидуальных образовательных программ на основе признания предшествующего опыта и результатов обучения, достигнутых в процессе самообразования, в т. ч. отдельных компетенций (частичной квалификации);
  • многоканальное финансирование подготовки кадров в колледжах;
  • соответствие результатов освоения образовательных программ требованиям организаций — заказчиков кадров;
  • рост экспорта услуг в области образования.

Кадровое обеспечение системы образования

I этап (2021–2025 гг.):

  • увеличение количества педагогических работников, получивших высшее образование II ступени, научно-­ориентированное образование, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук;
  • корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам;
  • подбор и обновление кадров в системе образования (по возрасту, наличию ученой степени и звания);
  • расширение практики обучения педагогов на рабочем месте, в т. ч. определение видов практики с 1‑го по 4‑й курс с последовательно выстроенным усложняющимся содержанием;
  • привлечение к обучению будущих педагогов ведущих специалистов образовательной отрасли, в т. ч. учителей-­методистов;
  • развитие института наставничества;
  • разработка секторальной рамки и ряда профессиональных стандартов педагогического образования;
  • разработка и утверждение Концепции непрерывного инженерно-­педагогического образования;
  • разработка новой модели инженерно-­педагогических кадров и новых образовательных стандартов их подготовки;
  • создание агентства по обеспечению качества образования;
  • разработка и апробация механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров;
  • установление партнерских отношений между учреждениями системы педагогического образования и другими социальными институтами;
  • развитие практики повышения профессиональных компетенций педагогами в рамках деятельности профессиональных сообществ, усиление роли института «корпоративного обучения»;
  • создание условий для развития просоциальной активности, культуры и личностного развития молодых педагогов;
  • развитие научно-­педагогических школ и увеличение их численности;
  • создание экспериментально-­иннова­цион­ной среды непрерывного педагогического образования за счет расширения деятельности школ-лабораторий;
  • обеспечение сотрудничества, обмена опытом и научно-­практическими разработками будущих и практикующих специалистов;
  • разработка и реализация мер, направленных на повышение социального статуса педагогической профессии (в т. ч. профессии «мастер производственного обучения» и «преподаватель учреждения профессионального образования»), стимулирующих поступление молодежи на инженерно-­педагогические специальности и привлечение в систему профессионального образования работников предприятий и организаций;
  • организация системной многоканальной работы по формированию и поддержанию имиджа педагогического работника, включая СМИ, систему социального партнерства с рекламодателями, взаимодействие с партнерами и выпускниками, рекламу (печатную, наружную, телевизионную и т. д.), мероприятия паблик рилейшнз, событийный маркетинг, личные контакты, корпоративную культуру, устные рекомендации и др.

Ожидаемые результаты:

  • внедрение профессиональных стандартов педагогической деятельности и механизмов независимой оценки и сертификации педагогических квалификаций;
  • создание условий для выстраивания педагогами индивидуальной образовательной траектории;
  • рост престижности педагогических профессий в обществе;
  • повышение качества подготовки педагогических кадров.

II этап (2026–2030 гг.):

  • подбор и обновление кадров в системе образования (по возрасту, наличию ученой степени и звания);
  • разработка и реализация программы привлечения квалифицированных педагогических кадров в сельские регионы и регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС;
  • внедрение механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров;
  • расширение перечня мер, направленных на повышение социального статуса педагогической профессии.

Ожидаемые результаты:

  • формирование высококвалифицированного научно-­педагогического кадрового состава системы образования, ориентированного на подготовку специалистов для инновационных отраслей экономики.

Экономика образования

I этап (2021–2025 гг.):

  • внедрение нормативного планирования расходов в расчете на одного обучающегося в учреждениях дошкольного, профессионально-­технического и среднего специального образования, финансиру­емых из средств местных бюджетов;
  • разработка нормативной правовой базы, позволяющей осуществлять софинансирование подготовки кадров организациями — заказчиками кадров;
  • разработка механизма бюджетного финансирования реализации учреждениями образования образовательных программ дополнительного образования взрослых по рабочим профессиям (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
  • приоритетное повышение заработной платы педагогических работников в целях обеспечения к 2025 г. соотношения заработной платы со среднереспубликанским уровнем: педагогических работников — до 100 %, учителей — до 106 %, профессорско-­преподавательского состава — до 150 %;
  • внедрение системы материального поощрения научных и педагогических работников, обучающихся с высоким индексом Хирш (h-индексом);
  • создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы учреждений образования и педагогов;
  • наращивание внебюджетной деятельности в учреждениях образования и экспорта услуг;
  • расширение мер по социальной защите работников системы образования и обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение эффективного и рационального использования ресурсов в системе образования;
  • увеличение заработной платы отдельным категориям работников образования.

II этап (2026–2030 гг.):

  • совершенствование нормативного пла­нирования расходов в учреждениях дошкольного, общего среднего, профес­сионально-­технического и среднего спе­циального образования, финансиру­емых за счет средств местных бюджетов;
  • повышение финансовой самостоятельности учреждений образования;
  • совершенствование оплаты труда педагогических работников путем усиления ее дифференциации с учетом объема, сложности и результативности работы.

Ожидаемые результаты:

  • справедливое, прозрачное, рациональное распределение средств на функционирование учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-­технического и среднего специального образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
  • повышение финансовой самостоятельности учреждений образования;
  • повышение привлекательности педагогической профессии.

Полная версия проекта Концепции.

От редакции
Свои предложения по изменениям и дополнениям Концепции вы можете присылать Владимиру Матвеевичу Здановичу на адрес электронной почты zdanovich@minedu.unibel.by до 20 июня. 


6103 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Персонифицированный учет: актуальные изменения

В материале представлена нужная директору УОСО информация: • что такое персонифицированный учет (далее — ПУ); • какие формы документов ПУ (далее — ДПУ) и когда нужно по...
№ 11 (155) 2024 Косько Юрий
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 104
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок