Питание в школе: какой вид процедуры закупки выбрать?
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Питание в школе: какой вид процедуры закупки выбрать?

В редакцию поступил вопрос: «Какой вид процедуры закупки необходимо провес­ти, если ориентировочная стоимость годовой потребности услуг составляет сумму 2900 базовых величин (услуги по организации питания в учреждении образования)?».

Давайте разбираться.

Одинец Александр

Юрист

1319 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В описанной ситуации, если говорить о государственной закупке, следует проводить процедуру запроса ценовых предложений. Также в данном случае может иметь место проведение электронного аукциона.

Если же вести речь о закупках за счет собственных средств (т. е. не являющихся государственными закупками), то следует руководствоваться локальным правовым актом — порядком осуществления закупок за счет собственных средств и провести предусмотренную им конкурентную процедуру закупки (конкурс, электронный аукцион, про­цедуру запроса ценовых предложений, иной вид процедуры).

Указанное обусловлено следующим.

В случае проведения госзакупок

Если рассматривать вопрос государственной закупки (далее — госзакупка), т. е. оплата услуг будет производиться полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то в этом случае следует иметь в виду, что виды процедур госзакупок предусмотрены ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон о госзакупках). К ним отнесены конкурс (открытый, в т. ч. в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием; закрытый), электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, биржевые торги.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках вид процедуры госзакупки определяется исходя из:

  • стоимостного критерия (ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах));
  • положений этой же статьи и иных специальных статей Закона о госзакупках.

В свою очередь, применительно к решению вопроса о возможном проведении двухэтапного открытого конкурса и конкурса с ограниченным участием также следует руководствоваться п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 448 «О проведении открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием» (далее — постановление № 448).

Обратите внимание
К исполнителям услуг по организации питания в учреждении образования установлены дополнительные требования согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»* (далее — постановление № 395).
___________
* С последующими изменениями и дополнениями.

Услуги по организации питания в учреждении образования по ОКРБ 007–2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 с последующими изменениями и дополнениями) отнесены к коду 56.29.20.200 «Услуги столовых и буфетов учреждений образования».

Закупки рассматриваемых услуг не предусмотрены приложением к Закону о госзакупках, стоимость их годовой потребности превышает 300 базовых величин. Следовательно, не представляется возможным вести речь о процедуре закупки из одного источника. Равно названные услуги не предусмотрены в перечне товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов (приложение 6 к постановлению № 395).

Комплексный анализ положений специальных статей Закона о госзакупках (ст. 31, 38, 45) позволил выявить следующие возможности.

В силу ст. 45 Закона о госзакупках и подп. 1.3 п. 1 постановления № 395 закупка рассматриваемых услуг указанной ориентировочной стоимости является основанием для проведения процедуры запроса ценовых предложений (годовая стоимость ориентировочной потребности в них не менее 300 и не более 3000 базовых величин). Вместе с тем в силу п. 2 ст. 38 Закона о госзакупках заказчик вправе вместо названной выше процедуры провести также электронный аукцион. Возможность использовать данное право заказчик определяет самостоятельно (например, существует достаточно конкурентный рынок исполнителей подобных услуг).

Что же касается открытого конкурса, то его проведение в случае закупки рассматриваемых услуг можно было бы рассматривать, если бы стоимость их годовой потребности была более 3000 базовых величин. При этом в силу положений ч. 2 п. 1 (определяющей остаточный принцип для проведения открытого конкурса), п. 4 ст. 31 Закона о госзакупках, абз. 3 п. 2 постановления № 448 в этой ситуации следовало бы проводить конкурс с ограниченным участием (в силу ориентировочной стоимости годовой потребности, превышающей порог для проведения процедуры запроса ценовых предложений, а также того, что в приложении 1 к постановлению № 395 предусмотрены дополнительные требования к их исполнителям в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) договоров на оказание услуг по обеспечению питанием не менее трех лет до даты подачи предложения).

В случае закупки за счет собственных средств

Если рассматривать вопрос закупки названных услуг за счет собственных средств (т. е. не являющихся государственными закупками), то следует обратить внимание на существующее правовое регулирование таких закупок.

Во-первых, правовое регулирование таких закупок осуществляется:

  • постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 229) — в отношении учреждений образования республиканской формы собственности;
  • решениями местных (районных, областных) Советов депутатов — в отношении учреждений образования коммунальной (районной, областной) формы собственности.

Следует отметить, что абсолютное большинство решений местных Советов депутатов впитало в себя (с отдельными оговорками) нормы постановления № 229, потому дальнейший анализ ситуации будет построен на нормах этого постановления.

Во-вторых, п. 2 постановления № 229 определено, что организация, осуществляющая закупки за счет собственных средств, применяет конкурентные процедуры (конкурсы, электронные аукционы и другие виды конкурентных процедур закупок) и процедуру закупки из одного источника.

Виды применяемых процедур, условия их применения и порядок проведения, иные положения в их отношении с учетом требований, содержащихся в подп. 2.2–2.17 п. 2 постановления № 229 определяются в порядке осуществления закупок за счет собственных средств.

Так, основания для проведения процедуры закупки из одного источника предусмотрены непосредственно в постановлении № 229, а именно в ч. 2 подп. 2.2 п. 2, и не содержат прямого указания на возможность ее применения в отношении закупки услуг по организации питания в учреждении образования (кроме случая несостоявшейся конкурентной процедуры и возникшей срочности в ее приобретении). Следовательно, при первичной процедуре закупки рассматриваемых услуг оснований для проведения данной процедуры нет.

В-третьих, следует также определить, распространяется ли вообще постановление № 229 на случай закупки рассматриваемых услуг. Так, подп. 1.2 п. 1 постановления № 229 предусмотрено, что его действие не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1, если иное не установлено в подп. 1.1-1 этого пункта.

Приложение 1 к постановлению № 229 не содержит рассматриваемых нами услуг. Кроме того, данное приложение содержит п. 26, в котором предусмотрены закупки товаров для общественного питания. Однако из этого случая сделано исключение в отношении товаров для организации общественного питания в учреждениях здравоохранения и образования.

Следовательно, если организация, оказывающая услуги по организации питания в учреждении образования является государственной организацией, обязанной руководствоваться постановлением № 229 или соответствующим решением местного Совета депутатов, то товары для оказания услуг ей следует закупать с применением норм этих документов.

1319 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Минской области выбрали лучшего молодого директора школы

В Минской области в рамках конкурса "Молодой директор - 2024" выбрали лучшего руководителя учреждения образования: победителем стал Антон Гульнев - директор Велятичской С...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 112

Готовимся к новому учебному году правильно

Начало учебного года — всегда стресс для всех участников образовательного процесса. Статья поможет директору (как начинающему, так и опытному): • не растеряться в нача...
№ 8 (152) 2024 Маевская Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1467
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок