Организация профессиональной подготовки учащихся по трудовому обучению
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация профессиональной подготовки учащихся по трудовому обучению

По каким моделям может осуществляться профессиональная подготовка на III ступени общего среднего образования по трудовому обучению?
По одной из трех моделей.
Что утверждается приказом директора?
Перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые будут осваивать учащиеся; состав групп с указанием класса; список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению.
Кто обеспечивает методическую поддержку при организации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования по трудовому обучению?
Комплексную методическую поддержку обеспечивает РИПО.

Кравчук Татьяна

Заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Пинска», магистр педагогических наук

2274 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В материале представлен опыт работы учреждения образования по организации профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по I модели.

С 2018/2019 учебного года в учреждениях общего среднего образования для учащихся X классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, введен учебный предмет «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Основная цель профессиональной подготовки — предоставление учащимся ІІІ ступени общего среднего образования возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию.

Образовательная программа профессиональной подготовки рабочих в X–XI классах может быть реализована на базе учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-­технического, среднего специального, высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (см.: Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих (далее — Положение о профессиональном обучении), утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «О вопросах дополнительного образования взрослых» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 954)).

Правовое обеспечение профессиональной подготовки учащихся X–XI классов в 2021/2022 учебном году

В дополнение к правовым документам, указанным в общей части инструктивно-­методического письма Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2021 «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», необходимо руководствоваться:

* С последующими изменениями и дополнениями.

Организация трудового обучения по модели I

Особенности организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» изложены в инструктивно-­методическом письме Министерства образования Республики Беларусь от 09.07.2021 «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета ”Трудовое обучение”» (далее — письмо об организации профессиональной подготовки учащихся).

Реализация указанной профессиональной подготовки осуществляется по одной из трех моделей:

  • I модель — организация учебных занятий непосредственно в учреждении общего среднего образования;
  • II модель — организация учебных занятий для учащихся нескольких учреждений общего среднего образования на базе одного учреждения по принципу межшкольных факультативных занятий;
  • III модель — организация учебных занятий на базе учреждений профессионально-­технического, среднего специального образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи и иных учреждений образования.

Рассмотрим особенности реализации профессиональной подготовки по I модели.

В соответствии с типовым учебным планом средней школы, школы-­интерната для детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада — средней школы, детского сада — средней школы (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — типовой учебный план УО) и примечанием 3 к нему в X–XI классах реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в X–XI классах в объеме 6 ч в неделю осуществляется учащимися, изучающими все учебные предметы на базовом уровне; на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов, которые включают теоретическое обучение, производственное обучение, в т. ч. производственную практику в объеме 120 ч.

При организации трудового обучения по I модели осуществляется подготовка учащихся в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп): 6 учебных часов на одну группу преду­смотрены табличной частью типового учебного плана УО, 6 учебных часов на вторую группу выделяются дополнительно в соответствии с п. 3 примечаний к типовому учебному плану УО.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 обучающихся.

Для освоения учащимися образовательной программы требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации (п. 20 Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 № 1334 с последующими изменениями и дополнениями).

Директору на заметку
Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения конкретных образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования, то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится к компетенции руководителя учреждения образования.

Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти X класса, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний и др.) — на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.03.2021 № 188 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X‒XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» определен перечень профессий рабочих (должностей служащих) для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках часов трудового обучения, а также утвержден примерный учебный план для разработки учебно-­программной документации по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессиям для учащихся Х–XI классов учреждений общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».

Перечень профессий рабочих (должностей служащих) для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках часов трудового обучения для учащихся X классов учреждений общего среднего образования и X (XI) классов учреждений специального образования на 2021/2022 учебный год

Примерный учебный план для разработки учебно-­программной документации по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессиям рабочих (должностям служащих) для учащихся X–XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках часов трудового обучения 

Учебный план учреждения общего среднего образования содержит учебный предмет «Трудовое обучение» в X–XI классах. В пояснительной записке к учебному плану отражается количество групп с указанием профессий рабочих (должностей служащих).

Приказом руководителя учреждения образования утверждаются:

  • перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые будут осваивать учащиеся;
  • состав групп с указанием класса;
  • список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению.

Примерный образец приказа об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) на III ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году

Учебная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов разрабатывается учреждением образования на основе примерной учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X‒XI классов, содержания тарифно-­квалификационных (квалификационных) характеристик по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих).

На основании учебной программы разрабатывается календарно-­тематическое планирование, утверждаемое руководителем учреждения образования. Календарно-­тематическое планирование содержит номера и наименования разделов, тем, отдельных учебных занятий теоретического и производственного обучения и выполняемых работ (заданий) во время прохождения производственной практики, количество учебных часов, цель обучения, формы (тип, вид) учебного занятия и формы организации производственной практики, средства обучения и иные компоненты (на основании методических рекомендаций по разработке учебных программ допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования).

Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по четвертям в пределах учебного года.

При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся X–XI классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.

Обратите внимание
Профессиональная подготовка возможна на протяжении 6‑дневной рабочей недели. Учебный предмет «Трудовое обучение» включается в расписание учебных занятий. При включении учебного предмета «Трудовое обучение» в расписание субботы необходимо предусмотреть организацию питания учащихся в соответствии с законодательством.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся рекомендуется руководствоваться показателями оценки результатов учебной деятельности, приведенными в приложении к письму об организации профессиональной подготовки учащихся.

Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X–XI (XII) классах УОСО и УСО 

В процессе изучения учебного предмета «Трудовое обучение» заполняется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X–XI классов учебных занятий, в рамках которых реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В классном журнале по учебному предмету «Трудовое обучение» заполняется только сводная ведомость учета результатов учебной деятельности и поведения учащихся.

Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» за четверть выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения, и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти.

В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в XI классе, запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится.

Руководством учреждения образования анализируется успеваемость учащихся X–XI классов по учебному предмету, посещаемость учащихся.

Анализ учебных достижений учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессии «Оператор электронно-­вычислительных машин (персональных электронно-­вычис­лительных машин)» 4‑го разряда 

Учет пропусков занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» учащихся в рамках реализации программы профессиональной подготовки, разработанные в учреждении

Особенности производственной практики

Профессиональная подготовка учащихся включает теоретическое и производственное обучение, в т. ч. производственную практику.

Темы учебных занятий теоретического обучения отражаются в журнале по 1 учебному часу, темы учебных занятий производственного обучения, как правило, по 2‒4 учебных часа.

Задачи производственного обучения — формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся X–XI классов, осваивающих содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов, совместно с организациями — заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися, во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами.

Производственное обучение планируется концентрированно или чередуется с теоретическим обучением.

Обратите внимание
Общее руководство производственным обучением от учреждения образования осуществляют заместитель руководителя, мастер производственного обучения.

Содержание производственного обучения определяется учебными программами, разработанными и утвержденными в учреждениях образования, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся.

Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов.

В начальном периоде производственного обучения формируются первоначальные профессиональные знания, умения и навыки учащихся.

В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся.

В заключительном периоде производственного обучения (на производственной практике) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях — в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.

Учебные программы заключительного этапа производственного обучения (производственной практики) согласовываются с организациями, на базе которых он проводится (в случае прохождения производственной практики на базе нескольких организаций учебные программы производственной практики утверждаются одной из этих организаций).

Производственная практика входит в состав производственного обучения (как последняя тема) и проводится после прохождения тем теоретического обучения с учетом специфики осваиваемой профессии рабочего (должности служащего).

Для проведения производственного обучения между учреждениями образования и организациями заключается договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов.

Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования.

Учет учебно-­производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета учебно-­производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения. Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях.

Документы об обучении

По завершении профессиональной подготовки учащимся оформляется документ об обучении, документ об образовании:

  • справка об обучении (выдается в случаях, когда для полного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с присвоением квалификации рабочего (должности служащего) предусмотренных типовым учебным планом учебных часов недостаточно; в случаях, когда учащиеся не сдали (не сдавали) квалификационный экзамен или не были допущены к сдаче квалификационного экзамена по причинам, указанным в Методических рекомендациях по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X‒XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (утв. Министерством образования Республики Беларусь 20.02.2020); в случаях объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии);
  • свидетельство о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии (выдается учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен).

Комплексную методическую поддержку по вопросам организации профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» всех участников образовательного процесса обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования».


2274 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Получите и распишитесь, или Алгоритм применения дисциплинарного взыскания

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. Как поступить директору в такой непростой ситуации и...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 939
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок