Просим разъяснить квалификационные требования к должности «Педагог дополнительного образования».
Что понимать под образованием «по профилю образования, соответствующему направлению деятельности»?
Может ли педагог, имеющий образование, соответствующее педагогической деятельности, пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории в должности педагога дополнительного образования? Например, может ли быть допущен к аттестации на присвоение квалификационной категории в должности педагога дополнительного образования по туристско-краеведческому направлению специалист с образованием профиля «Педагогика» по специальности «Технология (технический труд). Физика» или «Педагогика и психология дошкольная»?
Подобные вопросы возникают из-за сомнений в правильности трактовки понятия «профиль образования, соответствующий направлению деятельности».
В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Классификатор) профиль образования — это подсистема системы специальностей и квалификаций, наименование которой определяется родом профессиональной деятельности, выделенным на основе общности отдельных видов экономической деятельности по определенному признаку классификации (п. 3.10 Классификатора).
Профиль образования значительно более широкое понятие, чем понятие освоенной специальности (специальность согласно п. 3.13 Классификатора — это вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, — подсистема группы специальностей).
В нашем случае профиль образования должен быть «Педагогика», т. к. именно этот профиль соответствует направлению деятельности, а именно — педагогической деятельности.
Диплом о педагогическом образовании дает, как и ранее, право его обладателю на занятие должности педагога дополнительного образования, а также на допуск к аттестации на присвоение квалификационной категории по этой должности.
Обратите внимание
Законодательство не устанавливает отдельных квалификационных требований к профилям реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (техническому, спортивно-техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, физкультурно-спортивному и другим, указанным в ст. 229 Кодекса об образовании).
В противном случае система дополнительного образования детей и молодежи лишилась бы подавляющего количества кадров.
Таким образом, педагог дополнительного образования по туристско-краеведческому направлению, получивший высшее (среднее специальное) педагогическое образование по специальности «Технология (технический труд). Физика» или «Педагогика и психология дошкольная», может претендовать на допуск к аттестации на присвоение квалификационной категории по этой должности (при условии выполнения иных требований, изложенных в Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями)).
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 утверждена новая редакция выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (вступил в силу с 28 февраля 2021 г.). Документ не ограничил, а наоборот, расширил возможности для занятия должности педагога дополнительного образования. Сейчас претендовать на нее могут лица, получившие любое высшее образование, даже отличное от педагогического, при условии переподготовки по специальности «Педагогика дополнительного образования детей и молодежи», причем без предъявления требований к стажу работы.