Постановлением № 683 утверждена Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (далее — Концепция).
Рассмотрим, каковы мировые тенденции развития образования и как будет развиваться национальная система образования до 2030 г.
Тенденции развития зарубежного образования
В Концепции отмечается, что к одной из основных мировых тенденций развития общего среднего образования, а также образования, получаемого на других образовательных ступенях, можно отнести ориентацию на личность обучающегося в целях наиболее полного раскрытия его способностей и удовлетворения его образовательных потребностей.
Наблюдается переход от преимущественно информативных форм обучения к проблемному, исследовательскому и проектному обучению через использование резервов самостоятельной работы, созданию условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности.
Обратите внимание
В образовании, ориентированном на личность, строго регламентированные контролируемые способы организации педагогического процесса заменяются творческими, развивающими, активизирующими личность способами, а позиции педагога и обучающегося преобразуются в личностно-равноправные, в позиции сотрудничества.
Компетентностный подход в образовании признается ключевым.
Еще одна из тенденций развития зарубежного образования — неотделимость обучения от воспитания. Характерными чертами такого образования являются гуманитаризация, призванная формировать духовность, культуру, целостное развитие всех сторон личности, а также национальная направленность, обеспечивающая сочетание образования с историей и народными традициями, сохранение и обогащение национальных ценностей.
Непрерывность образования, его трансформация в процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, также являются мировой тенденцией развития образовательных систем. При этом обеспечивается достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании.
Наблюдается тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет строгого отбора материала, системного анализа его содержания.
В системе общего среднего образования важной задачей признается формирование у школьников «мягких» («гибких») навыков (soft skills), которые должны стать не просто признаками личности, а ее потребностями. К ним относятся навыки коммуникации (установление контакта, умение доносить свою точку зрения, общение), креативности (комплексная оценка ситуации или проблемы и ее эффективное решение), кооперации (умение работать в команде ради достижения цели), критического мышления (оценка информации и ее отбор для принятия правильного решения).
Инклюзивное образование является одной из ведущих тенденций в образовании лиц с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 424-З «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).
Страны Европейского союза ориентированы на трансформацию и переосмысление роли профессионального образования в контексте тенденций глобализации.
Основными тенденциями развития системы профессионального образования за рубежом являются:
- прагматизация, цифровизация, индивидуализация профессионального образования;
- изменение образовательных программ и квалификаций в связи с появлением новых профессий и исчезновением устаревших, а также возникновением потребностей в новых умениях работников, сокращением спроса на профессии низкой квалификации и ручного труда и увеличением спроса на профессии высокоинтеллектуального труда;
- усиление внимания к социальным умениям и взаимодействию (soft skills), продвинутому уровню владения цифровыми умениями в условиях повышения производительности (digital skills).
Формы организации дополнительного образования детей и молодежи разнообразны. В некоторых странах дальнего зарубежья услуги дополнительного образования детей и молодежи предоставляются в основном в школах. В одних школах участие в дополнительных занятиях обязательно, в других — желательно. Дополнительное образование может организовываться вне школы на местном уровне, в коммунах, федеральных землях, центрах свободного времени и клубах, действующих при школах и предназначенных для различных категорий обучающихся (дошкольников, школьников, студентов, педагогов).
Справочно: дополнительное образование детей и молодежи на базе школ в большинстве стран бесплатное. Часто бесплатно или за небольшую плату программы такого образования предлагаются местными образовательными и культурно-досуговыми организациями (учрежденными на местном уровне или независимыми некоммерческими).
В США активную поддержку получило направление, связанное с созданием программ неформального образования в музеях, заповедниках, эксплораториумах, зоопарках, с которыми тесно сотрудничают школы.
Справочно: эксплораториум — интерактивный научно-просветительский центр для детей и взрослых.
Некоммерческие организации, реализующие программы неформального образования, получают поддержку в виде грантов, которые финансируют органы местного самоуправления.
Цели, задачи, направления развития системы общего среднего образования
Общее среднее образование
Цель развития — обеспечение доступного и качественного общего среднего образования для успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении всей жизни.
Основные задачи:
- обеспечить полный охват бесплатным, качественным общим средним образованием;
- увеличить количество молодых людей, обладающих необходимыми знаниями и навыками, в т. ч. профессионально-техническими, для продолжения образования и (или) трудоустройства.
- Направления развития:
- образовательная среда учреждений общего среднего образования (далее — УОСО);
- содержание и научно-методическое обеспечение общего среднего образования;
- система учебного книгоиздания;
- модернизация школьных библиотек;
- кадровый потенциал УОСО.
Способы достижения цели и решения основных задач:
- переход к обязательному общему среднему образованию;
- реализация принципа воспитания через обучение;
- продолжение оптимизации УОСО и укрепления их материально-технической базы;
- продолжение формирования адаптивной образовательной среды, учитывающей особенности и потребности развития каждого учащегося;
- оптимизация содержания общего среднего образования (образовательные стандарты, учебные программы) в соответствии с современными тенденциями его развития;
- разработка научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности учащихся;
- расширение вариативности содержания общего среднего образования через разработку новой структуры типового учебного плана на основе модульно-блочного подхода и введения интегрированных учебных курсов;
- совершенствование практики допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся;
- модернизация системы выявления, учета, социальной поддержки и работы с одаренной и талантливой молодежью (через функционирование учреждения образования «Национальный детский технопарк», расширение использования STEM-подходов и др.);
- совершенствование системы независимой аттестации учащихся УОСО;
- проведение комплексных исследований (в т. ч. независимых) качества образования;
- оптимизация процесса разработки и издания учебных пособий (в т. ч. электронных);
- трансформация библиотек УОСО в центры информационных ресурсов, внедрение традиционных и виртуальных практик их работы;
- изменение перечня должностей служащих в УОСО, внесение изменений в квалификационные требования к педагогическим работникам УОСО;
- оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы общего среднего образования.
Специальное образование
Цель развития — обеспечение доступности и вариативности образования для лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей.
Основная задача — создать безопасную, адаптивную, в т. ч. доступную, образовательную среду для обучающихся с ОПФР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Направления развития:
- специальные условия для получения образования;
- научно-методическое обеспечение образования лиц с ОПФР;
- инклюзивная культура всех участников образовательного процесса.
Способы достижения цели и решения основной задачи:
- совершенствование системы ранней комплексной помощи и комплексного сопровождения лиц с ОПФР;
- развитие сети учреждений образования, обеспечивающих организацию образовательного процесса для обучающихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
- оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы специального образования;
- разработка, апробация и внедрение моделей и методик организации образовательного процесса при реализации принципа инклюзии в образовании;
- разработка и внедрение научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности лиц с ОПФР;
- формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии в образовании;
- внедрение лучших образовательных практик в области инклюзии.
Этапы и результаты реализации Концепции
Общее среднее образование
I этап (2021–2025 гг.):
- разработка отраслевой научно-технической программы «Функциональная грамотность»;
- оснащение кабинетов биологии, трудового обучения, спортивных залов УОСО современным учебным оборудованием и средствами обучения, библиотек УОСО — автоматизированными библиотечно-информационными системами;
- реализация проекта Всемирного банка «Модернизация системы образования Республики Беларусь»;
- внедрение технологии трансформируемого рабочего пространства педагога и обучаемого («умные» доски (smart boards), «умные» парты (smart desks) и др.);
- совершенствование на постоянной основе учебных пособий, обеспечивающее идеологическое и воспитательное наполнение процесса обучения;
- увеличение количества классов педагогической, аграрной, спортивно-педагогической, военно-патриотической направленности и создание классов иной направленности в соответствии с востребованностью профессий на рынке труда;
- организация в УОСО деятельности экспериментальных площадок, лабораторий, учебно-опытных участков;
- реализация STEM-подхода в допрофильной подготовке и профильном обучении учащихся;
- внедрение механизмов независимой итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ (совмещение итоговых экзаменов с централизованным тестированием и др.);
- подготовка и утверждение в установленном порядке государственного школьного стандарта;
- разработка и внедрение индикаторов качества, позволяющих определить эффективность деятельности УОСО, органов управления образованием.
Ожидаемые результаты:
- строительство не менее 50 УОСО (13 — в Минске), включая школы в Бобруйске, Столбцах, Фаниполе, Гомеле, Барановичах, школы-сады в Кобрине и Столине, детского сада — начальной школы в Молодечно;
- доведение до 80 % доли УОСО, оснащенных современным учебным оборудованием и средствами обучения (кабинеты биологии, трудового обучения, спортивные залы для занятий физической культурой и спортом);
- обновление образовательных стандартов, учебных программ по всем учебным предметам с учетом увеличения практико-ориентированной составляющей содержания образования;
- повышение доступности общего среднего образования;
- обеспечение учащихся качественным общим средним образованием, отвечающим принципам устойчивого развития;
- создание в УОСО практико-ориентированной среды;
- увеличение количества учащихся в профильных классах технико-технологической направленности до 50 %;
- обеспечение 100 %-ного охвата учащихся базовых X–XI классов профессиональной подготовкой (за исключением освобожденных от профессиональной подготовки по медицинским показаниям);
- разгрузка учащихся;
- укрепление дисциплины и правопорядка в УОСО;
- обеспечение безопасных условий пребывания учащихся в УОСО.
II этап (2026–2030 гг.):
- переход к всеобщему общему среднему образованию;
- дальнейшее укрепление материально-технической базы УОСО;
- повышение гибкости и вариативности учебных планов;
- внедрение паспортов освоенных компетенций при сохранении оценивания итоговых знаний учащихся в баллах.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня общей грамотности населения;
- рост уровня функциональной грамотности учащихся;
- создание условий для признания достижений учащегося наряду с оцениванием его знаний в баллах.
Специальное образование
I этап (2021–2025 гг.):
- увеличение доли учреждений образования, в которых организовано обучение и воспитание детей с ОПФР;
- увеличение доли учреждений образования, создавших доступную среду с учетом комплексного подхода;
- приобретение специального оборудования, средств обучения, программного обеспечения для организации образовательного процесса для обучающихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
- обеспечение подвоза обучающихся с ОПФР на специально оборудованном транспорте;
- совершенствование научно-методического обеспечения образования лиц с ОПФР;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОПФР.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение равного доступа к качественному образованию лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
- создание безопасной адаптивной, в т. ч. доступной, образовательной среды, обеспечивающей учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОПФР;
- разработка и внедрение индикаторов качества, позволяющих определить эффективность деятельности учреждений, реализующих образовательные программы специального образования, органов управления образованием, организационных форм реализации принципа инклюзии в образовании.
II этап (2026–2030 гг.):
- внедрение эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
- обновление материальной базы учреждений специального образования;
- разработка и внедрение механизмов организации обучения лиц с ОПФР отдельным компетенциям (частичным квалификациям) и процедуры их сертификации по результатам обучения.
Ожидаемые результаты:
- функционирование ресурсных центров по вопросам обучения и воспитания лиц с ОПФР;
- обеспечение равного доступа к получению образования лицами с ОПФР на всех уровнях основного образования и в системе дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых;
- обеспечение условий для непрерывного образования лиц с ОПФР в течение всей их жизни.
Профессионально-техническое и среднее специальное образование
I этап (2021–2025 гг.):
- переход к единому виду учреждения образования — колледжу;
- трансформация ресурсных центров в центры компетенций, разработка порядка их создания и функционирования;
- расширение сети центров компетенций на базе учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования (далее — ПТО) и среднего специального образования (далее — ССО);
- ежегодная модернизация современными средствами обучения не менее 5 центров компетенций;
- создание центров коллективного пользования учебным и научным оборудованием, в т. ч. для обучения лиц с ОПФР;
- разработка и апробация интегрированной модели подготовки педагогических (инженерно-педагогических) кадров для системы ПТО и ССО;
- подготовка правовых актов, регламентирующих систему управления качеством профессионального образования на основе критериев и показателей, позволяющих определять эффективность деятельности колледжей и органов управления образованием;
- ежегодное обновление образовательных стандартов ПТО на 8 %, ССО — на 9 %;
- корректировка правовых актов, регламентирующих функционирование ведущих учреждений образования в системе ПТО и ССО;
- принятие мер по повышению эффективности механизма формирования государственного заказа на подготовку кадров;
- развитие сетевого взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
- соответствие содержания образовательных стандартов и научно-методического обеспечения требованиям профессиональных стандартов и рынка труда;
- создание высокоэффективной системы центров компетенций и условий для развития компетенций выпускников посредством реализации сетевого взаимодействия учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО;
- оптимизация средств и ресурсов в подготовке рабочих кадров;
- повышение привлекательности системы ПТО и ССО среди населения Республики Беларусь и ее престижа на международном уровне.
II этап (2026–2030 гг.):
- разработка образовательных стандартов нового поколения по приоритетным профессиям и специальностям на основе профессиональных стандартов, научно-методического обеспечения образовательных программ ПТО и ССО с модульным построением содержания;
- развитие системы управления качеством профессионального образования с применением критериев и показателей, позволяющих определять эффективность системы профессионального образования;
- внедрение в образовательный процесс технологий, сочетающих освоение обучающимися образовательных программ с созданием ими объектов интеллектуальной собственности;
- разработка и внедрение новых механизмов участия организаций реального сектора в процессе подготовки кадров;
- создание и внедрение механизмов признания неформального образования и опыта, предшествующего профессиональному обучению, при реализации образовательных программ.
Ожидаемые результаты:
- оптимизация средств и ресурсов, развитие приносящей доходы деятельности;
- реализация индивидуальных образовательных программ на основе признания предшествующего опыта и результатов обучения, достигнутых в процессе самообразования, в т. ч. отдельных компетенций (частичной квалификации);
- соответствие результатов освоения образовательных программ требованиям организаций — заказчиков кадров;
- рост экспорта услуг в области профессионального образования.