О развитии системы образования

О развитии системы образования

Какое направление неформального образования получило поддержку в США?
Направление, связанное с созданием программ неформального образования в музеях, заповедниках, эксплораториумах, зоопарках.
Предусмотрено ли Концепцией строительство новых школ?
Да, планируется строительство не менее 50 учреждений общего среднего образования (13 — в Минске), включая школы в Бобруйске, Столбцах, Фаниполе, Гомеле, Барановичах.
Какого результата ожидать от II этапа реализации Концепции по общему среднему образованию?
Повышения уровня общей грамотности населения и функциональной грамотности учащихся; создания условий для признания достижений учащегося наряду с оцениванием его знаний в баллах.


Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683 «О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года» (рег. № 5/49678 от 01.12.2021) (далее — постановление № 683).
Постановление № 683 вступило в силу с 30 ноября 2021 г.

Хомич Елена

Юрист

1170 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Постановлением № 683 утверждена Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (далее — Концепция).

Рассмотрим, каковы мировые тенденции развития образования и как будет развиваться национальная система образования до 2030 г.

Тенденции развития зарубежного образования

В Концепции отмечается, что к одной из основных мировых тенденций развития общего среднего образования, а также образования, получаемого на других образовательных ступенях, можно отнести ориентацию на личность обучающегося в целях наиболее полного раскрытия его способностей и удовлетворения его образовательных потребностей.

Наблюдается переход от преимущественно информативных форм обучения к проблемному, исследовательскому и проектному обучению через использование резервов самостоятельной работы, созданию условий для самоутверждения, самореализации и само­определения личности.

Обратите внимание
В образовании, ориентированном на личность, строго регламентированные контролируемые способы организации педагогического процесса заменяются творческими, развивающими, активизирующими личность способами, а позиции педагога и обу­чающегося преобразуются в личностно-­равноправные, в позиции сотрудничества.

Компетентностный подход в образовании признается ключевым.

Еще одна из тенденций развития зарубежного образования — неотделимость обучения от воспитания. Характерными чертами такого образования являются гуманитаризация, призванная формировать духовность, культуру, целостное развитие всех сторон личности, а также национальная направленность, обеспечивающая сочетание образования с историей и народными традициями, сохранение и обогащение национальных ценностей.

Непрерывность образования, его трансформация в процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, также являются мировой тенденцией развития образовательных систем. При этом обеспечивается достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании.

Наблюдается тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет строгого отбора материала, системного анализа его содержания.

В системе общего среднего образования важной задачей признается формирование у школьников «мягких» («гибких») навыков (soft skills), которые должны стать не просто признаками личности, а ее потребностями. К ним относятся навыки коммуникации (установление контакта, умение доносить свою точку зрения, общение), креативности (комплексная оценка ситуации или проблемы и ее эффективное решение), кооперации (умение работать в команде ради достижения цели), критического мышления (оценка информации и ее отбор для принятия правильного решения).

Инклюзивное образование является одной из ведущих тенденций в образовании лиц с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 424-З «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).

Страны Европейского союза ориентированы на трансформацию и переосмысление роли профессионального образования в контексте тенденций глобализации.

Основными тенденциями развития системы профессионального образования за рубежом являются:

  • прагматизация, цифровизация, индивидуализация профессионального образования;
  • изменение образовательных программ и квалификаций в связи с появлением новых профессий и исчезновением устаревших, а также возникновением потребностей в новых умениях работников, сокращением спроса на профессии низкой квалификации и ручного труда и увеличением спроса на профессии высокоинтеллектуального труда;
  • усиление внимания к социальным умениям и взаимодействию (soft skills), продвинутому уровню владения цифровыми умениями в условиях повышения производительности (digital skills).

Формы организации дополнительного образования детей и молодежи разнообразны. В некоторых странах дальнего зарубежья услуги дополнительного образования детей и молодежи предоставляются в основном в школах. В одних школах участие в дополнительных занятиях обязательно, в других — желательно. Дополнительное образование может организовываться вне школы на местном уровне, в коммунах, федеральных землях, центрах свободного времени и клубах, действующих при школах и предназначенных для различных категорий обучающихся (дошкольников, школьников, студентов, педагогов).

Справочно: дополнительное образование детей и молодежи на базе школ в большинстве стран бесплатное. Часто бесплатно или за небольшую плату программы такого образования предлагаются местными образовательными и культурно-­досуговыми организациями (учрежденными на местном уровне или независимыми некоммерческими).

В США активную поддержку получило направление, связанное с созданием программ неформального образования в музеях, заповедниках, эксплораториумах, зоопарках, с которыми тесно сотрудничают школы.

Справочно: эксплораториум — интерактивный научно-­просветительский центр для детей и взрослых.

Некоммерческие организации, реализующие программы неформального образования, получают поддержку в виде грантов, которые финансируют органы местного самоуправления.

Цели, задачи, направления развития системы общего среднего образования

Общее среднее образование

Цель развития — обеспечение доступного и качественного общего среднего образования для успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении всей жизни.

Основные задачи:

  • обеспечить полный охват бесплатным, качественным общим средним образованием;
  • увеличить количество молодых людей, обладающих необходимыми знаниями и навыками, в т. ч. профессионально-­тех­ническими, для продолжения образования и (или) трудоустройства.
  • Направления развития:
  • образовательная среда учреждений общего среднего образования (далее — УОСО);
  • содержание и научно-­методическое обеспечение общего среднего образования;
  • система учебного книгоиздания;
  • модернизация школьных библиотек;
  • кадровый потенциал УОСО.

Способы достижения цели и решения основных задач:

  • переход к обязательному общему среднему образованию;
  • реализация принципа воспитания через обучение;
  • продолжение оптимизации УОСО и укрепления их материально-­технической базы;
  • продолжение формирования адаптивной образовательной среды, учитывающей особенности и потребности развития каждого учащегося;
  • оптимизация содержания общего среднего образования (образовательные стандарты, учебные программы) в соответствии с современными тенденциями его развития;
  • разработка научно-­методического обеспечения формирования функциональной грамотности учащихся;
  • расширение вариативности содержания общего среднего образования через разработку новой структуры типового учебного плана на основе модульно-­блочного подхода и введения интегрированных учебных курсов;
  • совершенствование практики допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся;
  • модернизация системы выявления, учета, социальной поддержки и работы с одаренной и талантливой молодежью (через функционирование учреждения образования «Национальный детский технопарк», расширение использования STEM-подходов и др.);
  • совершенствование системы независимой аттестации учащихся УОСО;
  • проведение комплексных исследований (в т. ч. независимых) качества образования;
  • оптимизация процесса разработки и издания учебных пособий (в т. ч. электронных);
  • трансформация библиотек УОСО в центры информационных ресурсов, внедрение традиционных и виртуальных практик их работы;
  • изменение перечня должностей служащих в УОСО, внесение изменений в квалификационные требования к педагогическим работникам УОСО;
  • оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы общего среднего образования.

Специальное образование

Цель развития — обеспечение доступности и вариативности образования для лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей.

Основная задача — создать безопасную, адаптивную, в т. ч. доступную, образовательную среду для обучающихся с ОПФР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Направления развития:

  • специальные условия для получения образования;
  • научно-­методическое обеспечение образования лиц с ОПФР;
  • инклюзивная культура всех участников образовательного процесса.

Способы достижения цели и решения основной задачи:

  • совершенствование системы ранней комплексной помощи и комплексного сопровождения лиц с ОПФР;
  • развитие сети учреждений образования, обеспечивающих организацию образовательного процесса для обучающихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
  • оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы специального образования;
  • разработка, апробация и внедрение моделей и методик организации образовательного процесса при реализации принципа инклюзии в образовании;
  • разработка и внедрение научно-­методи­ческого обеспечения формирования функциональной грамотности лиц с ОПФР;
  • формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии в образовании;
  • внедрение лучших образовательных практик в области инклюзии.

Этапы и результаты реализации Концепции

Общее среднее образование

I этап (2021–2025 гг.):

  • разработка отраслевой научно-­техничес­кой программы «Функциональная грамотность»;
  • оснащение кабинетов биологии, трудового обучения, спортивных залов УОСО современным учебным оборудованием и средствами обучения, библиотек УОСО — автоматизированными библиотечно-­информационными системами;
  • реализация проекта Всемирного банка «Модернизация системы образования Республики Беларусь»;
  • внедрение технологии трансформируемого рабочего пространства педагога и обучаемого («умные» доски (smart boards), «умные» парты (smart desks) и др.);
  • совершенствование на постоянной основе учебных пособий, обеспечивающее идеологическое и воспитательное наполнение процесса обучения;
  • увеличение количества классов педагогической, аграрной, спортивно-­педаго­гической, военно-­патриотической направленности и создание классов иной направленности в соответствии с востребованностью профессий на рынке труда;
  • организация в УОСО деятельности экспериментальных площадок, лабораторий, учебно-­опытных участков;
  • реализация STEM-подхода в допрофильной подготовке и профильном обучении учащихся;
  • внедрение механизмов независимой итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ (совмещение итоговых экзаменов с централизованным тестированием и др.);
  • подготовка и утверждение в установленном порядке государственного школьного стандарта;
  • разработка и внедрение индикаторов качества, позволяющих определить эффективность деятельности УОСО, органов управления образованием.

Ожидаемые результаты:

  • строительство не менее 50 УОСО (13 — в Минске), включая школы в Бобруйске, Столбцах, Фаниполе, Гомеле, Барановичах, школы-сады в Кобрине и Столине, детского сада — начальной школы в Молодечно;
  • доведение до 80 % доли УОСО, оснащенных современным учебным оборудованием и средствами обучения (кабинеты биологии, трудового обучения, спортивные залы для занятий физической культурой и спортом);
  • обновление образовательных стандартов, учебных программ по всем учебным предметам с учетом увеличения практико-­ориентированной составляющей содержания образования;
  • повышение доступности общего среднего образования;
  • обеспечение учащихся качественным общим средним образованием, отвечающим принципам устойчивого развития;
  • создание в УОСО практико-­ориентиро­ванной среды;
  • увеличение количества учащихся в профильных классах технико-­технологической направленности до 50 %;
  • обеспечение 100 %-ного охвата учащихся базовых X–XI классов профессиональной подготовкой (за исключением освобожденных от профессиональной подготовки по медицинским показаниям);
  • разгрузка учащихся;
  • укрепление дисциплины и правопорядка в УОСО;
  • обеспечение безопасных условий пребывания учащихся в УОСО.

II этап (2026–2030 гг.):

  • переход к всеобщему общему среднему образованию;
  • дальнейшее укрепление материально-­технической базы УОСО;
  • повышение гибкости и вариативности учебных планов;
  • внедрение паспортов освоенных компетенций при сохранении оценивания итоговых знаний учащихся в баллах.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня общей грамотности населения;
  • рост уровня функциональной грамотности учащихся;
  • создание условий для признания достижений учащегося наряду с оцениванием его знаний в баллах.

Специальное образование

I этап (2021–2025 гг.):

  • увеличение доли учреждений образования, в которых организовано обучение и воспитание детей с ОПФР;
  • увеличение доли учреждений образования, создавших доступную среду с учетом комплексного подхода;
  • приобретение специального оборудования, средств обучения, программного обеспечения для организации образовательного процесса для обучающихся с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
  • обеспечение подвоза обучающихся с ОПФР на специально оборудованном транспорте;
  • совершенствование научно-­методического обеспечения образования лиц с ОПФР;
  • совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в работе с обучающимися с ОПФР.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение равного доступа к качественному образованию лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей;
  • создание безопасной адаптивной, в т. ч. доступной, образовательной среды, обеспечивающей учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОПФР;
  • разработка и внедрение индикаторов качества, позволяющих определить эффективность деятельности учреждений, реализующих образовательные программы специального образования, органов управления образованием, организационных форм реализации принципа инклюзии в образовании.

II этап (2026–2030 гг.):

  • внедрение эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
  • обновление материальной базы учреждений специального образования;
  • разработка и внедрение механизмов организации обучения лиц с ОПФР отдельным компетенциям (частичным квалификациям) и процедуры их сертификации по результатам обучения.

Ожидаемые результаты:

  • функционирование ресурсных центров по вопросам обучения и воспитания лиц с ОПФР;
  • обеспечение равного доступа к получению образования лицами с ОПФР на всех уровнях основного образования и в системе дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых;
  • обеспечение условий для непрерывного образования лиц с ОПФР в течение всей их жизни.

Профессионально-­техническое и среднее специальное образование

I этап (2021–2025 гг.):

  • переход к единому виду учреждения образования — колледжу;
  • трансформация ресурсных центров в центры компетенций, разработка порядка их создания и функционирования;
  • расширение сети центров компетенций на базе учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-­технического образования (далее — ПТО) и среднего специального образования (далее — ССО);
  • ежегодная модернизация современными средствами обучения не менее 5 центров компетенций;
  • создание центров коллективного пользования учебным и научным оборудованием, в т. ч. для обучения лиц с ОПФР;
  • разработка и апробация интегрированной модели подготовки педагогических (инженерно-­педагогических) кадров для системы ПТО и ССО;
  • подготовка правовых актов, регламентирующих систему управления качеством профессионального образования на основе критериев и показателей, позволяющих определять эффективность деятельности колледжей и органов управления образованием;
  • ежегодное обновление образовательных стандартов ПТО на 8 %, ССО — на 9 %;
  • корректировка правовых актов, регламентирующих функционирование ведущих учреждений образования в системе ПТО и ССО;
  • принятие мер по повышению эффективности механизма формирования государственного заказа на подготовку кадров;
  • развитие сетевого взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  • соответствие содержания образовательных стандартов и научно-­методического обеспечения требованиям профессиональных стандартов и рынка труда;
  • создание высокоэффективной системы центров компетенций и условий для развития компетенций выпускников посредством реализации сетевого взаимодействия учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО;
  • оптимизация средств и ресурсов в подготовке рабочих кадров;
  • повышение привлекательности системы ПТО и ССО среди населения Республики Беларусь и ее престижа на международном уровне.

II этап (2026–2030 гг.):

  • разработка образовательных стандартов нового поколения по приоритетным профессиям и специальностям на основе профессиональных стандартов, научно-­методического обеспечения образовательных программ ПТО и ССО с модульным построением содержания;
  • развитие системы управления качеством профессионального образования с применением критериев и показателей, позволяющих определять эффективность системы профессионального образования;
  • внедрение в образовательный процесс технологий, сочетающих освоение обучающимися образовательных программ с созда­нием ими объектов интеллектуальной собственности;
  • разработка и внедрение новых механизмов участия организаций реального сектора в процессе подготовки кадров;
  • создание и внедрение механизмов признания неформального образования и опыта, предшествующего профессиональному обу­чению, при реализации образовательных программ.

Ожидаемые результаты:

  • оптимизация средств и ресурсов, развитие приносящей доходы деятельности;
  • реализация индивидуальных образовательных программ на основе признания предшествующего опыта и результатов обучения, достигнутых в процессе самообразования, в т. ч. отдельных компетенций (частичной квалификации);
  • соответствие результатов освоения образовательных программ требованиям организаций — заказчиков кадров;
  • рост экспорта услуг в области профессионального образования.
1170 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Нарушен Закон о коррупции или нет? История одной проверки

При проведении проверок по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства под пристальное внимание попадает совместительство. Действия руководителя при этом могу...
№ 4 (148) 2024 Фесько Никита,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 260
2
• • •

В каких документах УОСО отразить изменения законодательства о труде

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2024 г. Статья 3 Закона пр...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 881
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок