О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Какие статьи КоАП исключаются из перечня административных правонарушений, являющихся основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними?
Статьи, по которым подростки к административной ответственности вообще не привлекаются (разведение костров в запрещенных местах, нарушение правил пользования метрополитеном и др.); статьи за правонарушения с низкой степенью общественной вредности (курение в запрещенных местах).
Зачем вносятся изменения в Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?
С целью приведения Закона в соответствие с КоАП.
Когда изменения вступят в силу?
Основные положения Закона № 200-З вступят в силу с 1 сентября 2022 г.

Лимож Николай

Юрист

2161 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Принят Закон Республики Беларусь от 18.05.2022 № 169-З (далее — Закон № 169-З), который вносит изменения в Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Закон № 200-З) — основной законодательный акт, регулирующий правоотношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вступление в силу Закона № 169-З предусмотрено с 1 сентября 2022 г. (за исключением отдельных положений).

Целью его принятия является приведение Закона № 200-З в соответствие с КоАП.

Ниже изложены основные изменения, внесенные в Закон № 200-З.

Изменения в работе с несовершеннолетними

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9.2 «Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего» КоАП если санкция статьи предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствует заработок, стипендия или иной доход, то к нему применяются меры воспитательного воздействия.

Как следует из названия ст. 9.2 КоАП, меры воспитательного воздействия выступают альтернативой штрафу. Несовершеннолетний, по сути, должен считаться привлеченным к административной ответственности.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 5.1 «Профилактические меры воздействия» и ч. 1 ст. 9.4 «Меры воспитательного воздействия» КоАП меры воспитательного воздействия к несовершеннолетнему применяются только при его освобождении от административной ответственности.

В результате несовершеннолетние, совершившие одно и то же правонарушение, находятся в неравном положении в зависимости от наличия дохода, поскольку правовые последствия административной ответственности и профилактических мер воздействия существенно отличаются.

Кроме того, с несовершеннолетним, привлеченным в соответствии с законодательством к административной ответственности, будет организовано проведение индивидуальной профилактической работы.

С целью принятия дополнительных мер воздействия к подросткам, вступившим в конфликт с законом, и создания равных условий для несовершеннолетних, имеющих заработок, и тех, у кого таковой отсутствует, ст. 5 Закона № 200-З дополнена нормой, предусматривающей организацию и проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, в отношении которых применены профилактические меры воздействия в виде предупреждения и (или) мер воспитательного воздействия.

В ст. 13 Закона № 200-З внесены изменения, касающиеся определения конкретного перечня административных правонарушений, при совершении которых с детьми проводится индивидуальная профилактическая работа учреждениями образования (см. таблицу).

Таблица

Сравнение редакций ч. 2 ст. 13 Закона № 200-З

Помимо этого, введена новая категория детей, с которыми инспекции по делам несовершеннолетних будут проводить индивидуальную профилактическую работу. Это несовершеннолетние, в отношении которых за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 10.1, 11.111.3, 16.29, 18.14, 18.15, 19.119.3, 19.519.8, 19.1019.12, 24.3, 24.23 или 24.29 КоАП, применены профилактические меры воздействия в виде предупреждения и (или) мер воспитательного воздействия.

Указанная корректировка сохраняет подходы, заложенные в действующей редакции абз. 9 ч. 1 ст. 21 Закона № 200-З по категорированию несовершеннолетних, нуждающихся в профилактическом воздействии органов внутренних дел. При этом из перечня административных правонарушений, являющихся основанием для проведения индивидуальной профилактической работы, исключены статьи КоАП, по которым подростки к административной ответственности вообще не привлекаются (например, разведение костров в запрещенных местах, нарушение требований по обеспечению пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, нарушение правил пользования метрополитеном), а также за правонарушения с низкой степенью общественной вредности (например, курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах).

Данная корректировка позволит сотрудникам органов внутренних дел сконцентрировать основные усилия на работе с детьми, склонными к совершению преступлений и административных правонарушений с высокой степенью общественной вредности.

В ст. 14 Закона № 200-З внесены изменения, касающиеся установления возможности помещения в специальное учебно-­воспитательное учреждение или специальное лечебно-­воспитательное учреждение несовершеннолетнего, если в течение года к нему за совершение административных правонарушений, предусмотренных в абз. 3 ч. 5 ст. 14 Закона № 200-З, четыре раза применялись профилактические меры воздействия в виде предупреждения и (или) мер воспитательного воздействия.

Необходимость данных изменений обусловлена изменившимся подходом к привлечению к административной ответственности — исключением предупреждения из перечня видов административного взыскания.

Справочно: по состоянию на 1 января 2021 г. в названных учреждениях закрытого типа воспитывалось более 150 детей, большая часть из которых помещена в такие учреждения в связи с совершением административных правонарушений с применением административного взыскания в виде предупреждения.

Следует также отметить, что согласно п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989* во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В связи с этим и с учетом абз. 7 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семьеч. 2 ст. 2 Закона № 200-З дополнена соответствующим принципом деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

*   Ратифицирована постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 28.07.1990 «О ратификации Конвенции о правах ребенка» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1990 г., № 1, ст. 7).

Кроме того, учитывая, что общепризнанные принципы международного права согласно законам Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» и от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон о НПА) не отнесены к законодательству Республики Беларусь, ст. 3 «Правовое регулирование отношений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Закона № 200-З изложена в новой редакции (текущее название статьи — «Законодательство Республики Беларусь о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Иные изменения

  1. В целях соблюдения принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений в ч. 5 ст. 7 Закона № 200-З внесено изменение, согласующее Закон № 200-З с Законом Республики Беларусь от 26.05.2021 № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»: вместо таких видов наказания, как лишение свободы и пожизненное заключение, введено соответственно наказание в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.
  2. Корректировка ст. 14 и 21 Закона № 200-З обусловлена изменением нумерации соответствующих статей КоАП.
  3. В Закон № 200-З внесены изменения, направленные на приведение его в соответствие с новыми требованиями нормотворческой техники с учетом п. 3 ст. 78 Закона о НПА.
2161 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минтруда – об увеличении заработной платы бюджетникам, выполняющим дополнительные трудовые обязанности

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь с 1 января 2025 г. в условиях оплаты труда работников бюджетных организаций предусмотрены следующие новшества.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 162

Изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях для школ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 и от 2...
№ 8 (152) 2024 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1599
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок