Новые подходы к направлению и рассмотрению обращений

Новые подходы к направлению и рассмотрению обращений

Как изменится порядок подачи электронных обращений?
Подать электронное обращение и получить результат его рассмотрения можно будет на отдельном сайте http://обращения.бел.
Можно ли будет в качестве обращения направлять ссылки на интернет-ресурсы?
Нет, такие обращения будут оставлены без рассмотрения по существу.

Чижова Наталья

Советник-консультант гражданского, финансового и социального права главного правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

924 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В предыдущих номерах журнала мы уже рассказывали об изменениях, внесенных в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — действующий Закон об обращениях)*.

* См. статьи Валерия Жданова «Об изменениях в Законе об обращениях граждан и юридических лиц» (№ 8 (2022)) и Ксении Терентьевой «Новшества Закона об обращениях граждан и юридических лиц» (№ 4 (2022)).

В связи с тем, что время вступления в силу изменений приближается и уже совсем скоро нужно будет работать по новым правилам, предлагаем вам продолжить вникать в нюансы работы с обращениями граждан и юридических лиц.

Итак, 2 января 2023 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “Об обращениях граждан и юридических лиц”» (далее — Закон № 176-З), направленный на совершенствование порядка рассмотрения обращений, в т. ч. с учетом новых методов коммуникаций.

Пересмотр подходов к работе с обращениями обусловлен введением единой рес­публиканской автоматизированной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.

Подача и рассмотрение электронных обращений

Возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения будет обеспечена посредством системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Для этой цели создается отдельный сайт (http://обращения.бел), на котором заявителям необходимо будет пройти авторизацию, выбрав один из альтернативных вариантов:

  • самостоятельно зарегистрироваться на сайте системы обращений с использованием номера контактного телефона;
  • воспользоваться электронной цифровой подписью;
  • зарегистрироваться и пройти авторизацию через внешние системы — Единую систему идентификации физических и юридических лиц (посредством ID-карт) или национальную почтовую электронную систему.

После прохождения авторизации заявитель попадет в личный кабинет, из которого он сможет направлять обращения в государственные органы и организации.

Внедрение этой системы в работу государственных органов и организаций позволит автоматизировать процессы учета и обработки обращений, обеспечить централизованное хранение всех обращений и результатов их рассмотрения, предоставит действенные инструменты анализа и оценки работы с обращениями государственных органов и организаций на всех уровнях государственного управления.

В связи с этим предлагается отказаться от используемых в настоящее время способов направления обращений — на адрес электронной почты (e-mail) и (или) через специальную рубрику «Электронные обращения».

Обратите внимание
Электронные обращения, в которых употребляются нецензурные либо оскорбительные слова или выражения, будут оставлены без рассмотрения по существу (ст. 16 Закона № 176-З).

Возможность оставления таких обращений без рассмотрения по существу в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 действующего Закона об обращениях (в частности, в случае несоблюдения требований п. 5 ст. 12) на практике вызывает споры и не является очевидной для всех заинтересованных. В связи с этим в ст. 25 действующего Закона об обращениях внесено прямое указание на возможность оставления таких обращений без рассмотрения по существу.

Практика рассмотрения электронных обращений свидетельствует о том, что заявители порой вместо сути обращения указывают ссылку на сторонний ресурс, на котором размещена некая информация (например, видео или фотографии). Порядок рассмотрения такого рода обращений вызывает проблемы у правоприменителя. Поэтому в ст. 25 действующего Закона об обращениях внесены корректировки, предусматривающие недопустимость изложения сути обращения в виде ссылки на интернет-­ресурсы. Несоблюдение данного требования также позволит оставлять обращения без рассмотрения по существу на основании абз. 2 п. 1 ст. 15 действующего Закона об обращениях.

Это важно
Недопустимо излагать обращения в виде ссылки на интернет-­ресурсы. Несоблюдение данного требования позволит оставлять обращения без рассмотрения по существу.

Переходными положениями Закона № 176-З установлено, что электронные обращения, поданные в государственные органы и иные государственные организации до 2 января 2023 г., подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим Законом об обращениях.

Особенности подачи и рассмотрения письменных обращений

Относительно письменных обращений также предусмотрены некоторые изменения.

Использовать книгу замечаний и предложений в дальнейшем будут индивидуальные предприниматели и организации, реализующие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Перечень таких сфер деятельности будет определен Советом Министров Республики Беларусь (ст. 15 Закона № 176-З).

Данное изменение систематизирует работу с обращениями, поскольку изначально книга замечаний и предложений предусматривалась для внесения замечаний и предложений по качеству оказываемых услуг. Однако на практике она зачастую использовалась не по назначению, а как параллельный инструмент подачи письменных обращений. При предоставлении книги замечаний и предложений нередко возникали конфликтные ситуации, поскольку сотрудники разъясняли порядок внесения замечаний и предложений, на что негативно реагировали заявители, или же по различным причинам книгу не могли предоставить (замена книги, отсутствие ответственного за ее ведение сотрудника и др.).

Необходимо отметить, что внесение в книгу записей, не содержащих вопросов, относящихся к компетенции организаций, индивидуальных предпринимателей, влекло оставление обращений без рассмотрения и увеличивало документооборот.

Относительно письменных обращений дополнительным основанием для оставления их без рассмотрения по существу будут являться случаи, когда заявитель очевидно злоупотребляет своим правом на обращение. Примером такой ситуации может быть направление обращений, в которых содержатся угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждения к совершению противоправного деяния (ст. 11 Закона № 176-З).

Для сравнения: схожий подход использован и в гражданском законодательстве. Так, в ч. 1 п. 1 ст. 9 ГК предусмотрено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Нередко в обращении содержится просьба заявителя не направлять ему ответ на обращение. Действующая модель работы с обращениями, содержащими такую просьбу, не предполагает возможности не направлять ответ заявителю. Более того, отсутствие ответа на такое обращение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.10 КоАП. Следование требованиям законодательства в таком случае и направление ответа на обращение вызывает непонимание у заявителя, а также напрасную трату ресурсов организации. В связи с этим п. 3 ст. 14 действующего 3акона об обращениях дополнен правовыми основаниями, позволяющими не направлять ответ заявителю в случае наличия его просьбы об этом.

Обратите внимание
Действующий 3акон об обращениях дополнен правовыми основаниями, позволяющими не направлять ответ заявителю в случае наличия его просьбы об этом (ст. 10 Закона № 176-З).

Действующий Закон об обращениях дополнен ст. 251, в которой определен порядок работы с письменными обращениями аналогичного содержания, носящими массовый характер.

В настоящее время порядок работы с обращениями, носящими массовый характер, аналогичного содержания определен только в отношении электронных обращений. В частности, ответ на такие обращения может размещаться на сайте государственного органа или иной государственной организации. Тем не менее на практике нередки случаи массового поступления письменных обращений либо одновременно как письменных, так и электронных обращений аналогичного содержания. Особенностью направления таких обращений является стремление заявителей привлечь внимание к конкретной проблеме путем координации действий по массовому направлению обращений от разных заявителей.

В связи с этим ответ на такие письменные обращения по аналогии с ответом на массовые электронные обращения будет размещаться на сайте государственного органа или иной государственной организации.

В целом новации Закона № 176-З призваны уравновесить пользование правами и выполнение обязанностей заявителями.

В работе лиц, рассматривающих обращения, основным правилом должно стать то, что эффективная работа с обращениями граждан — залог защиты наших прав и интересов.

924 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 3 (2024) за 5 минут: освобождение от итоговой аттестации, результативное совещание, новый порядок назначения пособий, аренда помещений в УОСО, ограничения для государственных должностных лиц

Кроме того, в 3-м номере журнала: • Новые факультативы • Медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией • Как оставить учащегося выпускного класса на второй год? •...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 308
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок