Ментальные карты, или майндмэппинг в управленческой деятельности
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Ментальные карты, или майндмэппинг в управленческой деятельности

Цель любой организации, а также учреждения образования — повышение эффективности деятельности. Достигается это в большей степени благодаря профессионализму и компетентности персонала.

При этом особенно важен уровень профессионализма и общего развития руководителя учреждения образования. Составляющей его частью является наличие интеллектуальной компетентности. Социологическими исследованиями установлено, что только 10 % людей имеют талант к управлению. Остальные же 90 % имеют потенциальную способность к овладению и эффективному использованию управленческих умений и методов путем беспрерывного обучения.

Таким образом, сейчас актуален поиск методов и приемов, позволяющих повышать уровень интеллектуальной компетентности руководителя учреждения образования.

Санина Марина

Директор государственного учреждения образования «Старосельский ясли-сад – средняя школа Рогачевского района»

5174 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Интеллектуальная компетентность руководителя предполагает использование всех психических процессов (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение) для организации эффективной деятельности учреждения образования, подразумевает обучение на протяжении всей жизни и включает в себя овладение умением анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать, применять теоретические знания на практике, предусматривать и оценивать последствия, создавать сопутствующий климат на рабочем месте.

Перечисленные качества современного руководителя позволят ему вести трудовую деятельность в соответствии с тенденциями современного развития образования.

Соответственно, на основе важности развития интеллектуальной компетентности руководителя возникает проблема поиска эффективных методов ее формирования.

Ментальные карты

Среди таких инновационных методов можно назвать майндмэппинг или майнд-­менеджмент. В основе этого метода лежит построение ментальных карт (интеллект-карт, mind maps).

Ментальные карты представляют собой способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Это удобная альтернатива записи линейной информации.

Практика показывает, что ментальные карты — очень эффективный инструмент для структурирования и запоминания больших объемов информации, подготовки и проведения презентаций, мозговых штурмов, принятия решений, тайм-менеджмента, разработки сложных проектов, и др.

Основой составления ментальных карт является радиантное мышление. Оно представляет собой цепь логических ассоциативных рядов, отходящих от центрального основного понятия. Такой вид записи информации считается наиболее простым для восприятия.

Пример интеллект-­карты размещен на схеме 1. Одновременно этот пример иллюстрирует преимущества ментальных карт перед стандартным способом записи информации.

Схема 1

Пример интеллект-­карты

Справочно: концепция схематического изображения информации была предложена Аристотелем в I в. до н. э. Аристотель впервые показал, что между интеллектуальным прорывом и мыслями, которые к нему ведут, существует связь.
Интеллектуальная картография продолжала развиваться. В 60‑е годы XX в. ментальная карта сделала американскую автомобильную индустрию мировым лидером. Визуальная схема основных терминов и понятий, полная картина всего процесса изготовления авто подобно рычагу подняла эффективность автомобилестроения США.
Английский психолог Тони Бьюзен завершил формирование концепции интеллект-­карты в 70‑е годы XX в. Именно он смоделировал этот метод организации мыслительной деятельности и ввел данный термин.

Согласно задумке Тони Бьюзена интел­лект-­карта имеет следующие отличительные черты:

  1. Объект изучения помещается в центре листа. Он является своеобразным фокусом внимания, поэтому должен быть самым ярким и запоминающимся Как правило, это рисунок или символ.
  2. Основные темы / проблемы, связанные с объектом изучения, расходятся от центра лучами, своеобразными радиусами. На них записываются ключевые слова, которые также могут быть подкреплены рисунками, символами.
  3. Центральных ветвей не должно быть более 5–7;
  4. На ответвлениях от центральных ветвей фиксируются (словами или символами) идеи второго или третьего порядка. Они выстраиваются по принципу ассоциативных или последовательных взаимосвязей.
  5. Ветви формируют связанную узловую структуру.

Использование ментальных карт в деятельности руководителя

Применение ментальных карт в управленческой деятельности руководителя учреждения образования позволяет осуществлять планирование деятельности руководителя. Эта деятельность рассматривается как непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности. При этом сетевая форма планирования проста в составлении и эксплуатации только для тех, кто глубоко знает процесс, который нужно спланировать, и кто приобрел устойчивые навыки в составлении и чтении ментальных карт.

Для начинающего руководителя эта форма записи не позволяет видеть в перспективе весь комплекс необходимых работ, логическую последовательность и взаимосвязь проводимых мероприятий.

Пример интеллект-­карты, которая демонстрирует возможность комплексного отражения информации для руководителя учреждения образования, представлен на схеме 2*.

*    Структурные компоненты, представленные в ментальной карте, носят рекомендательный характер и могут изменяться в зависимости от вида учреждения образования, целей и задач на учебный год, кадрового потен­циала и других факторов.  

Схема 2

Пример интеллект-карты для руководителя учреждения образования

В современных быстро меняющихся условиях на первое место выходит умение анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие учреждения образования; оценивать возможные риски и вероятность развития событий по тому или иному сценарию; выбирать приоритетные направления развития; осуществлять мониторинг разработанного плана, своевременно и аргументированно вносить изменения в планирование работы. От всего этого зависит успешность работы учреждения образования, его место на рынке образовательных услуг и востребованность выпускников на рынке труда.

Выводы

Для повышения эффективности работы учреждения образования руководителю необходимо постоянно повышать уровень профессиональных и личностных компетентностей, одной из которых является интеллектуальная компетентность.

Одним из прогрессивных методов ее повышения является использование интеллект-карт.

Руководитель учреждения образования может использовать их для планирования работы на день, на неделю, на год и более длительные сроки для рассмотрения всех возможных перспектив учреждения образования.

Также этот метод эффективен при проведении собраний, на которых необходимо принимать важные решения. Используя ментальную карту, все варианты решений можно расположить на одной схеме.

5174 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 417
8
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок