С 2015 г. всем работникам установлено повышение тарифных окладов за контрактную форму найма в размере 50 % по Декрету № 29. Данное повышение включается и в плановый фонд заработной платы при исчислении экономии по вакантным должностям (профессиям). Правомерно ли такое включение?
Правомерно.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 16 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждена Инструкция о порядке расчета планового фонда заработной платы работников учреждений образования и экономии средств, предусмотренных на оплату труда (далее — Инструкция о порядке расчета).
В п. 7 Инструкции о порядке расчета определено, что для вакантных должностей (профессий) в штатное расписание включается оклад с учетом повышений, установленных законодательством, в т. ч. повышений тарифных окладов за контрактную форму найма, согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29).
Плановый фонд заработной платы согласно п. 12 Инструкции о порядке расчета рассчитывается на основании утвержденного штатного расписания и учитывается в фонде оплаты труда при расчете экономии средств, направляемых на премирование работников.
Таким образом, повышение тарифных окладов согласно Декрету № 29, включенное в штатное расписание по вакантным должностям (профессиям), входит в экономию средств, направляемых на премирование работников.
Факультатив по ОБЖ совпадает по времени с занятиями в музыкальной школе, перенести которые нельзя. Возможно ли при предоставлении документа из музыкальной школы не посещать факультатив по ОБЖ?
Освободить от посещения факультатива нельзя, но можно организовать изучение ОБЖ в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Все учебные предметы, включенные в типовой учебный план общего среднего образования на 2018/2019 учебный год (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2018 г. № 43; далее — типовой учебный план), обязательны для изучения учащимися I–XI классов. В соответствии с типовым учебным планом предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во ІІ–VІІ классах.
В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь от 13 июля 2018 г.) в VІІІ классах обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности осуществляется за счет учебных часов факультативных занятий. При этом проводимые занятия учитываются при определении максимальной допустимой недельной учебной нагрузки и являются обязательными для посещения.
Вместе с тем в соответствии с п. 69 Положения об учреждении общего среднего образования (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 с последующими изменениями и дополнениями; далее — Положение) для одаренных и талантливых учащихся образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может осуществляться индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом. При организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом учащийся может осваивать самостоятельно содержание осваиваемой им образовательной программы общего среднего образования полностью или частично, т. е. по всем или по некоторым учебным предметам.
Для решения вопроса об организации образовательного процесса по ОБЖ в соответствии с индивидуальным учебным планом необходимо подать заявление на имя руководителя учреждения образования. Решение об организации (отказе в организации) образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом руководитель учреждения образования принимает на протяжении десяти календарных дней со дня подачи заявления (п. 70 Положения). Организация образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется в соответствии с п. 71–74 Положения.
Может ли учитель, имеющий среднее специальное образование по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях» и квалификацию «Воспитатель в дошкольных учреждениях», быть допущен к аттестации на повышение квалификационной категории по должности «Учитель»?
Не может.
Согласно выпуску 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями; далее — выпуск 28 ЕКСД) учитель осуществляет реализацию образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, программ воспитания.
В то же время сферой профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования является деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Объектом профессиональной деятельности является организация образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Таким образом, образование по специальности «Воспитатель дошкольного образования» не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым выпуском 28 ЕКСД к должности «Учитель».
Чем отличаются классные часы от информационных? Когда их лучше проводить?
Информационные часы проводятся еженедельно по тематике, определяемой учреждением образования в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы на текущий год, который разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 гг., инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь.
Информационные часы могут проводиться в любой день недели до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания учитываются особенности образовательного процесса учреждения образования, по возможности — мнения и пожелания учащихся, их законных представителей.
Продолжительность информационного часа составляет для учащихся I–IV классов — до 15 мин, для учащихся V и XI классов — от 20 до 45 мин.
На классном часе рассматриваются вопросы состояния дисциплины, результаты учебной деятельности обучающихся, их участия в культурной и общественной жизни класса. График проведения классных часов может быть гибким в соответствии с выбранной формой его организации.
Допускается проведение классного часа до начала учебных занятий, что не влияет на смещение начала учебных занятий, а также в шестой школьный день (например, проведение конкурсного мероприятия).
Продолжительность классного часа составляет до 45 мин. При проведении классного часа в активной форме (например, экскурсии на различные объекты и др.) на его проведение может отводиться больше времени.
Информационные и классные часы должны быть прописаны в режиме работы учреждения образования, который утверждается его руководителем.
Почему учреждениям образования доводятся нормативы по сдаче макулатуры от класса?
Учреждениям образования запрещается устанавливать нормы по сбору макулатуры.
В Республике Беларусь разработана Государственная программа «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016–2020 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 326 с последующими изменениями и дополнениями), включающая восемь подпрограмм, среди которых — «Обращение с коммунальными отходами и использование вторичных материальных ресурсов». Сегодня сбор и переработка вторсырья находится в числе государственных приоритетов.
Вопросы бережливости в отношении природных и использования вторичных ресурсов рассматриваются в ходе воспитательного процесса в учреждениях образования Республики Беларусь.
В настоящее время бытовые отходы становятся серьезной угрозой для природы и здоровья человека. Решение возникающей проблемы напрямую зависит от повседневных действий каждого человека. Для того чтобы ответственное обращение с бытовыми отходами стало нормой поведения, важно с самого раннего возраста включать детей в активную экологическую и природоохранную деятельность. Учащиеся принимают участие в акциях «Сдай макулатуру — посади дерево», «Утилизация мусора», «Вторая жизнь вещей», «Чистая капля воды», направленных на энергосбережение и рациональное использование природных ресурсов.
Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 138 Кодекса об образовании запрещается устанавливать учреждениям образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности, в т. ч. нормы по сбору макулатуры.
Должен ли учитель при 36-часовой неделе находиться в школе все 36 ч?
Нет.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 ТК рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.
Нормы часов педагогической нагрузки за ставку и продолжительность рабочего времени учителей установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями; далее — постановление № 255).
Для учителя учреждения общего среднего образования при реализации образовательных программ общего среднего образования установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю, а норма часов педагогической нагрузки за ставку — в количестве 20 ч в неделю (см.: абз. 2 п. 2 постановления № 255, п. 1 приложения 2 к постановлению № 255).
Рабочее время учителя, в отличие от рабочего времени большинства работников других профессий, подразделяется на время, в течение которого он проводит уроки (педагогическая нагрузка), и время, в течение которого он выполняет иные обязанности, предусмотренные его должностной инструкцией, разработанной на основании квалификационной характеристики должности, содержащейся в выпуске 28 ЕКСД.
Поэтому, несмотря на норму, приведенную в ч. 1 ст. 110 ТК, требующую, чтобы в течение рабочего времени работник находился на рабочем месте и выполнял свои трудовые обязанности, учителя в течение 36 ч в неделю не всегда должны быть на работе (в учреждении общего среднего образования) и вторую, как правило, ненормированную часть рабочего времени могут проводить дома (обычно это касается субботы) и выполнять такую работу, как подготовка к урокам, написание поурочных планов и планов мероприятий, разработка заданий для учащихся и др. Но, хотя учитель и будет находиться дома, это время для него также является рабочим.
У воспитателя группы продленного дня 5-дневная или 6-дневная рабочая неделя?
Определяется нанимателем.
В соответствии с ч. 4 ст. 123 ТК режим рабочего времени (порядок распределения норм продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели и других календарных периодов) устанавливается локальными НПА учреждения образования (правилами внутреннего трудового распорядка, расписанием учебных занятий и др.).
В свою очередь, п. 4 ст. 158 Кодекса об образовании определено, что образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в т. ч. учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.
В соответствии с выпуском 28 ЕКСД воспитатель при работе с группой обучающихся организует жизнь и деятельность коллектива обучающихся в учреждениях образования в соответствии со спецификой и режимом работы учреждения образования. Кроме того, воспитатель планирует воспитательную работу, обеспечивая взаимосвязь обучения и воспитания.
Поэтому хотя в шестой день недели (субботу), как правило, не предусмотрено проведение учебных занятий, но для каждого педагогического работника учреждения общего среднего образования шестой день недели (суббота) является рабочим днем.
Вместе с тем с учетом п. 6 ч. 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 124 ТК и исходя из должностных обязанностей отдельным категориям работников учреждения общего среднего образования (в т. ч. воспитателям группы продленного дня) наниматель по согласованию с профсоюзом может установить другой режим работы, который должен быть прописан в трудовом договоре (контракте) работника. В этом случае для таких категорий работников может быть предусмотрена и пятидневная рабочая неделя.