Согласно действующему законодательству бюджетные организации должны вести учет драгметаллов, входящих в состав объектов (оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий, иных средств).
Данные по содержанию драгметаллов при постановке объектов (например, основных средств) на учет заносятся в учетные документы в соответствии со сведениями, указанными в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, другой конструкторской документации) со ссылкой на эту документацию. Сказанное определено п. 47 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 34 с последующими изменениями и дополнениями; далее — Инструкция № 34).
Согласно п. 49 Инструкции № 34 при отсутствии информации о наличии драгметаллов в технической документации сведения по их содержанию заносятся в учетную документацию на основании следующих данных:
1) лабораторных анализов;
2) определенных комиссионно (комиссией) на основании сведений, содержащихся в перечнях (справочниках) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгоценные металлы, разработанных РУП «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней» (далее — РУП МХЛДМ);
Справочно: в качестве справочных допускается использовать данные, содержащиеся в справочниках (перечнях), разработанных во времена СССР, а также в Российской Федерации (без согласования с РУП МХЛДМ). Организации могут при необходимости разрабатывать с учетом специфики производства собственные перечни (справочники) деталей, изделий и иных средств, материалов, содержащих драгметаллы. Эти перечни, кроме перечней по изделиям военной и специальной техники, должны быть согласованы с РУП МХЛДМ (см.: ч. 2 п. 49, п. 50 Инструкции № 34).
3) сведений переработчиков, которые передаются этими организациями на договорной основе.
Определение содержания драгметаллов комиссионно осуществляется комиссией из числа компетентных в данных вопросах работников организации, назначенной руководителем организации, с оформлением акта, утверждаемого руководителем организации, ссылка на который дается в учетных документах. При необходимости могут привлекаться на договорной основе компетентные специалисты сторонних организаций (организации, обслуживающие (монтирующие и ремонтирующие) вычислительную, медицинскую, торговую и другую технику, занимающиеся ее ликвидацией, переработчики, а также РУП МХЛДМ) (см.: ч. 3 п. 34, п. 52 Инструкции № 34).
Сведения о содержании драгметаллов, определяемые из перечней, разработанных РУП МХЛДМ, а также комиссионно, являются справочными. В учетных документах следует указывать метод определения содержания драгметаллов — «комиссионно» (см.: п. 53 Инструкции № 34).
В соответствии с п. 72-1 Инструкции № 34 Министерство финансов Республики Беларусь ежегодно на основании представленных переработчиками данных утверждает перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно (далее — перечень). Учет драгметаллов в ломе и отходах изделий, включенных в перечень, не производится.
Справочно: в настоящее время действует перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 декабря 2016 г. № 115.
Перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно
В Инструкции № 34 имеются положения, направленные на упрощение учета драгметаллов, входящих в состав объектов.
Директору на заметку
Учреждение на основании решения руководителя вправе определить содержание драгметаллов, входящих в состав объектов, после их списания, а не при постановке их на учет. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (см.: ч. 4 п. 34 Инструкции № 34) (далее — упрощенный способ).
По мнению автора, решение руководителя по выбору способа определения содержания драгметаллов в объектах должно оформляться приказом. Кроме того, оно должно отражаться в учетной политике учреждения.
При списании объектов извлеченные детали и узлы, изготовленные с применением драгметаллов и не используемые для ремонта других объектов, подлежат сдаче организациям-переработчикам.
Справочно: перечень организаций, имеющих право осуществлять сбор и переработку лома и отходов драгоценных металлов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, устанавливающих в соответствии с законодательством порядок приемки и зачисления ценностей, хранящихся у них, в фонд переработки Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 545 (с последующими изменениями и дополнениями).
Переработчики должны иметь специальное разрешение (лицензию) на деятельность, связанную со сбором и переработкой лома и отходов, содержащих драгметаллы. Они заключают с поставщиками (организациями-сдатчиками, включая бюджетные организации) договоры на поставку драгметаллов в виде лома и отходов с обязательством по их переработке и поставке извлеченных драгметаллов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее — Госфонд).
Справочно: порядок сдачи на переработку лома и отходов, содержащих драгметаллы, и приемки их переработчиками регулируется Инструкцией о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. № 87 (с последующими изменениями и дополнениями).
Порядок расчетов переработчиков с поставщиками драгметаллов в виде лома и отходов установлен Инструкцией о порядке расчетов за поставки драгоценных металлов в Госфонд (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 марта 2004 г. № 59 с последующими изменениями и дополнениями).
Определение содержания (массы) драгметаллов в ломе и отходах, содержащих драгметаллы
Определение содержания (массы) драгметаллов в ломе и отходах в организациях, не применяющих упрощенный способ
В соответствии с п. 71 Инструкции № 34 лом и отходы (изъятые детали, узлы, комплектующие изделия), содержащие драгметаллы, приходуются на основании актов списания объектов и прилагаемых к ним актов демонтажа (изъятия). Лом и отходы ставятся на учет по номенклатуре, общей массе и массе (содержанию) в них драгметаллов в чистоте.
В актах списания должны указываться масса (содержание) драгметаллов, находящихся в подлежащих списанию объектах (оборудовании, приборах и иных изделиях), а также масса (содержание) драгметаллов в подлежащих оприходованию ломе и отходах (см.: п. 69 Инструкции № 34).
Согласно п. 70 Инструкции № 34 после утверждения акта списания объектов организации обязаны изъять из них детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы, и составить акт демонтажа (изъятия), в котором отражаются:
1) наименование, количество и масса в лигатуре изъятых деталей из драгметаллов и их сплавов (масса в лигатуре — это масса сплава однородной смеси из нескольких веществ, полученного в расплавленном состоянии и обладающего свойствами металла);
2) наименование, количество ценностей, содержащих драгметаллы, содержание в них драгметаллов согласно паспорту или учетным документам на объект, подлежащий списанию;
3) соответствие номенклатуры и конструктивного исполнения изъятых узлов, деталей и комплектующих (в т. ч. установленных на платах), а также примененных сплавов и покрытий их номенклатуре и конструктивному исполнению (виду сплавов и покрытий), предусмотренным паспортом или формуляром;
4) комплектность изделия и узлов, причины некомплектности изделия или его узлов, причины несоответствия номенклатуры и конструктивного исполнения узлов, деталей и покупных изделий (замена при изготовлении, ремонте, другие причины).
Справочно: при несоответствии номенклатуры, конструктивного исполнения, вида сплава или покрытия, при некомплектности, отсутствии паспортов или учетных документов на прибор или изделие производится перерасчет содержания драгметаллов исходя из фактически примененных узлов, деталей, комплектующих с учетом их конструктивного исполнения. Перерасчет производится с использованием методов определения содержания драгметаллов при постановке объектов на учет (см.: п. 49–52 Инструкции № 34).
Обратите внимание
Разборка списанных объектов может производиться собственными силами организаций-сдатчиков, а также переработчиками или другими сторонними организациями на договорной основе, в т. ч. совместно с организацией-сдатчиком.
При разборке списанных объектов переработчиками, другими сторонними организациями на договорной основе производится первичная обработка получаемых при разборке лома и отходов драгметаллов, перерасчет содержания драгметаллов в них и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома и отходов).
Драгметаллы в ломе и отходах ставятся на учет по фактической массе по данным лабораторного анализа. При отсутствии таких данных содержание (масса) драгметаллов в ломе и отходах устанавливается с использованием методов определения содержания драгметаллов при постановке объектов на учет или среднестатистических данных переработчиков, осуществляющих производство драгметаллов и продукции из лома и отходов, на аналогичные виды лома и отходов (см.: п. 72 Инструкции № 34).
Окончательное количество драгметаллов, за которое организация-сдатчик получит выручку, определяется по данным переработчика.
Определение содержания (массы) драгметаллов в ломе и отходах в организациях, применяющих упрощенный способ
При применении упрощенного способа определения содержания драгметаллов в актах списания объектов не нужно указывать массу (содержание) драгметаллов, находящихся в подлежащих списанию объектах, а также массу (содержание) драгметаллов в подлежащих оприходованию ломе и отходах (см.: п. 69 Инструкции № 34).
После утверждения акта списания объектов организации обязаны изъять из них детали, узлы и комплектующие изделия, содержащие драгметаллы, и составить акт демонтажа (изъятия), содержание которого приведено выше.
Разборка списанных объектов может производиться собственными силами организаций-сдатчиков, а также переработчиками или другими сторонними организациями на договорной основе, в т. ч. совместно с организацией-сдатчиком.
Согласно п. 70 Инструкции № 34 при упрощенном способе определения содержания драгметаллов и разборке объектов собственными силами организаций-сдатчиков в акте демонтажа (изъятия) количество драгметаллов, содержащихся в изъятых деталях, узлах и комплектующих изделиях, допускается не отражать. В этом случае организация-сдатчик ставит на учет лом и отходы, содержащие драгметаллы (по наименованию, количеству и общей массе), и сдает их переработчикам. Количество драгметаллов определяется на основании данных переработчика (по результатам демонтажа и первичной обработки лома и отходов). При этом организация-сдатчик одновременно с постановкой на учет драгметаллов производит их списание.
При упрощенном способе определения содержания драгметаллов и разборке списанных объектов переработчиками производится первичная обработка получаемых при разборке лома драгметаллов, установление содержания драгметаллов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома и отходов). В этом случае содержание (массу) драгметаллов в ломе и отходах организация-сдатчик определяет также на основании данных переработчика с одновременной постановкой их на учет и списанием.