Представьте, что на деловой встрече вас попросили за минуту, быстро и кратко, рассказать о себе как о руководителе учреждения образования. Если вы сможете сделать это ярко и четко, то: первое — вас запомнят, второе — у вас появится шанс на перспективу карьерного роста, третье — это сработает на формирование вашей деловой репутации. При этом у вас нет возможности использовать гаджеты и нет времени на статистику вашего профессионального роста. Все, что есть в вашем распоряжении, — это жесты, харизма, правильно выстроенные фразы.
Возникает вопрос: как быстро и качественно презентовать себя? Давайте разбираться!
Лифтовая презентация (от англ. elevator pitch) — это короткий, но емкий рассказ о том, кто вы, чем занимаетесь и какие у вас есть достижения. Сам термин отражает не только формирование выгодного впечатления, но и ограниченность по времени: длина презентации должна быть такой, чтобы она могла быть полностью рассказана за время поездки в лифте (в диапазоне 30‒60 сек).
После лифтовой презентации собеседнику должны стать понятны ваша профессия и уровень компетенции.
Справочно: в 1950‑х гг. в Соединенных Штатах Америки молодые предприниматели встречали своих будущих инвесторов в лифтах высоток, где и рассказывали им о концепции своего бизнеса. Вспомнить хотя бы случай, который произошел с создателями «Гугл» Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Благодаря еlevator pitch они смогли убедить Энди Бехтольшайма, который опаздывал на важную встречу, прямо в лифте. В итоге он инвестировал в их фирму 100 000 долларов.
Как составить лифтовую презентацию
Начните презентацию с себя
Из рассказа должно быть очевидно, кто вы и чем занимаетесь, по какому вопросу к вам можно обратиться. Например, нельзя говорить: «Я директор школы», а нужно: «Я руководитель уникального учреждения образования, из которого выходят одаренные выпускники».
Определите потребителя
Презентация должна быть подстроена под вашу целевую аудиторию и нравиться именно ей. По сути, после рассказа люди должны понимать, какой продукт вы представляете. К примеру, если перед вами коллеги, от которых вы ждете поддержки в организации на базе вашего учреждения ресурсного центра, то презентуйте награды, заслуги — все, что дает вам право продвигать идею, проект. Если это родители школьников, то заинтересуйте их услугами, предоставляемыми в вашем учреждении.
Выделите изюминку
Обязательно объясните, почему вы, ваше учреждение достойны особого внимания. Какие у вас есть достижения (награды, уникальные кадры, дидактическая база и т. д.), чем вы выгодно отличаетесь от других.
Цифры вместо слов
Быстро доказать, что вы молодец, поможет статистика. Приведите реальные данные в цифрах, которые говорят о ваших успехах сами за себя.
Творческий подход
Структуру и стиль подачи вы выбираете сами, поэтому проявите фантазию, придумайте фирменную фишку и постарайтесь запомниться. Не переусердствуйте с креативом: творить и вытворять — это не синонимы. Не используйте в презентации предложения, которые сложно произнести, многозначные фразы. Оставьте только самую суть, чтобы заинтересовать собеседника.
В чем ценность лифтовой презентации
На самом деле никто не знает, где искать выгодные контакты, заинтересованных лиц для реализации проектов или подъема по карьерной лестнице, — это может быть случайная встреча на корпоративном празднике, совещании, конференции, родительском собрании и т. д.
Один из хороших способов поиска нужных людей — посещение информационных мероприятий, семинаров, круглых столов, т. к. в начале встречи все участники представляются, рассказывают о себе, своей работе или их представляют организаторы мероприятия.
Еще лифтовая речь хорошо работает в сети Интернет. Например, это может быть вступительное слово на сайте учреждения или приветственный текст в Viber или Telegram. Здесь важно, оставляя устное или письменное сообщение потенциальным потребителям, заинтересовать, привлечь внимание, не тратя их драгоценное время на большой объем информации.
Лифт-презентация может понадобиться как при любой незапланированной встрече, так и в деловой сфере:
- для оттачивания коммуникативных навыков презентации услуг;
- проведения телефонных переговоров;
- представления услуг на сайте учреждения;
- общения со средствами массовой информации;
- составления сценария презентации в условиях, когда время ограничено.
Любому руководителю, в т. ч. и в сфере образования, нужна «привлекательность». И это не только заслуги, лояльность и красота мысли, это то, что цепляет внимание, то, что пробивает сознание, — это питч из слов.
Питч пригодится, когда вы презентуете себя на конференциях, в СМИ, социальных сетях, общаетесь с вышестоящими инстанциями. Хороший elevator pitch вам не раз поможет быстро и ярко презентовать себя, привлечь внимание к рабочему прототипу или идее.
Практика
Чтобы elevator pitch работал, нужно описать себя, как будто вы и есть продукт. Возьмите лист и напишите 10 важных фактов о вас как о специалисте. Затем выделите два-три наиболее важных качества, внесите их в таблицу.
В графе «Качества» пропишите то, что вы имеете, в графе «Достижения» — то, что вы умеете и чем отличаетесь от других, в графе «Выгода» опишите, в чем ваша полезность.
Таблица
Важные факты о себе
Заполните третью графу таблицы и сделайте самопроверку, задав себе вопрос: лично вам интересно читать о себе? После этого добавьте яркость в презентацию: цитату, изречение, интересный факт, в котором будет отражена польза от вашей работы. Идеальный вариант — включить эмоциональную составляющую. Лучше всего использовать глаголы: «помогаю», «восстанавливаю», «приведу к нужному результату», «спроектирую», «мотивирую», «создаю», «улучшаю».
Заключение
Если у вас есть elevator pitch, вы никогда не будете ломать голову над тем, как ответить на вопрос, кто вы, чем занимаетесь. Используя elevator pitch, вы с легкостью создадите собственный питч, который будет работать и помогать выстраивать деловые отношения. Только доведите текст до совершенства, и он обязательно вам пригодится, когда встретите очень важного человека в лифте.