Контрольная (надзорная) деятельность Департамента направлена на предупреждение и профилактику нарушений. С этой целью, в частности, проводятся мониторинги, разъяснительная работа, различные мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых к субъектам не применяются меры ответственности лишь при условии устранения субъектами выявленных нарушений.
Одним из НПА, на основании которого осуществляет деятельность Департамент, является Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).
Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).
Обратите внимание
Формами государственного надзора, определенными Указом № 510, являются:
• выборочные проверки;
• внеплановые проверки;
• мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
• меры профилактического и предупредительного характера.
Предупредительно-профилактическая направленность надзорной деятельности может реализовываться в виде:
- мониторинга путем направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате его проведения;
- разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
- информирования субъектов о типичных нарушениях, выявляемых надзорными органами в ходе проверок (включая информирование с использованием сети Интернет, средств массовой информации);
- семинаров, круглых столов и др.;
- изучения документов о труде и об охране труда с целью предупреждения нарушений.
Перечисленные формы надзора могут применяться только уполномоченными на проведение проверок контролирующими (надзорными) органами, включенными в перечень, утвержденный Указом № 510.
К таким органам надзора относится и Департамент, уполномоченный проводить проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда.
Каковы особенности проведения Департаментом мониторинга?
Мониторинг, который осуществляется в порядке, определенном Указом № 510, является одной из форм предупреждения нарушений законодательства.
При проведении мониторинга государственный инспектор вправе входить на территорию и (или) объекты организации, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты — с согласия организации.
Запись о проведении мониторинга в книгу учета проверок (ревизий) организации не вносится.
Результаты мониторинга, в ходе которого не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой мониторинга. Справка вручается представителю организации под роспись либо направляется в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному Департаменту месту нахождения организации.
При обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах организации нарушений (недостатков), не создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, государственный инспектор в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга вручает под роспись представителю организации либо направляет заказным письмом с уведомлением о получении рекомендации по их устранению.
Организация, получившая такие рекомендации, вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом структурное подразделение Департамента, проводившее мониторинг, в установленный им срок.
Директору на заметку
При добровольном устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный Департаментом срок меры ответственности к организации и (или) ее должностным лицам не применяются.
В случае неустранения выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) Департамент может инициировать назначение внеплановой проверки.
При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, выносится предложение о приостановлении (запрете) деятельности организации. Приостановление в этом случае осуществляется так же, как и при проведении проверки.
Директор Департамента (его заместитель) может принять решение о применении в установленном законодательством порядке мер ответственности к организации и (или) ее должностным лицам в случае невыполнения рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.
Особенности мониторинга
Какие виды проверок проводит Департамент?
Департаментом проводятся проверки:
Внеплановые проверки назначаются в соответствии с п. 12 Указа № 510 при наличии у Департамента информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Такая информация может поступить в Департамент в т. ч. от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.
Директору на заметку
Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановой проверки.
Выборочные проверки проводятся в соответствии с планами выборочных проверок, которые размещаются на сайте Комитета государственного контроля (короткая ссылка — clck.ru/32Roxw) либо его органов. Указанная информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.
Особенности проверок
Справочно: в 2022 г. для снижения проверочной нагрузки на субъектов Департамент уменьшил продолжительность выборочных и частоту внеплановых проверок. При этом акцент сделан на проведении мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Что такое чек-листы и как ими пользоваться?
Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Заполняются чек-листы обеими сторонами проверки.
С чек-листами можно ознакомиться на сайте Департамента (короткая ссылка — clck.ru/GryFg).
Контрольный список вопросов формируется со ссылкой на структурные элементы НПА, в т. ч. технических НПА. Формулировки вопросов исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы (да, нет, не требуется).
Поскольку чек-листы направляются субъектам еще на стадии планирования выборочных проверок, проверяемый субъект имеет возможность заранее проверить себя и при необходимости скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства о труде и об охране труда и устранить недостатки еще до прихода проверяющих.
За какой период могут проводиться проверки?
Проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства — за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).
Следует учитывать, что проверяемый период может быть расширен, если проверка назначена по поручениям Президента, Совета Министров, председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (ч. 2 п. 16 Указа № 510).
Проверяемый период (или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке) указывается в предписании на проведение проверки (абз. 8 ч. 3 п. 24 Указа № 510).
Какие показатели влияют на назначение выборочной проверки?
Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).
Критерии оценки степени риска разрабатываются каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска») и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.
Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно только в том случае, если сумма баллов, набранная субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т. е. если субъект относится к высокой степени риска.
В отношении субъектов, не имеющих риска или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.
Окончание читайте в № 12 журнала.