Формы контроля, применяемые Департаментом государственной инспекции труда, в вопросах и ответах
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Формы контроля, применяемые Департаментом государственной инспекции труда, в вопросах и ответах

Что такое чек-листы?
Контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок.
Уведомляется ли проверяемый субъект о проведении внеплановой проверки?
Законодательно обязанность по уведомлению проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки не установлена.
Требуется ли согласие организации на нахождение государственного инспектора на территории и (или) объектах организации, которые не являются общедоступными?
При проведении мониторинга требуется, а при проведении проверки — нет.

На практике у организаций возникает ряд вопросов, связанных с планированием, назначением и проведением проверок.
Давайте разберемся, что собой представляют проверки, проводимые Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент), какие они бывают, чем различаются и как оформляются, что влечет за собой обнаружение проверяющими нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Читайте по теме статью А. Сидоренко и Е. Мисник «Проверки госинспекции труда: устраняем нарушения законодательства о труде и об охране труда».

Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

1754 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Контрольная (надзорная) деятельность Департамента направлена на предупреждение и профилактику нарушений. С этой целью, в частности, проводятся мониторинги, разъяснительная работа, различные мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых к субъектам не применяются меры ответственности лишь при условии устранения субъектами выявленных нарушений.

Одним из НПА, на основании которого осуществляет деятельность Департамент, является Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).

Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

Обратите внимание
Формами государственного надзора, определенными Указом № 510, являются:
• выборочные проверки;
• внеплановые проверки;
• мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
• меры профилактического и предупредительного характера.

Предупредительно-­профилактическая направленность надзорной деятельности может реализовываться в виде:

  • мониторинга путем направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате его проведения;
  • разъяснительной работы о порядке со­блюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
  • информирования субъектов о типичных нарушениях, выявляемых надзорными органами в ходе проверок (включая информирование с использованием сети Интернет, средств массовой информации);
  • семинаров, круглых столов и др.;
  • изучения документов о труде и об охране труда с целью предупреждения нарушений.

Перечисленные формы надзора могут применяться только уполномоченными на проведение проверок контролирующими (надзорными) органами, включенными в перечень, утвержденный Указом № 510.

К таким органам надзора относится и Департамент, уполномоченный проводить проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда.

Каковы особенности проведения Департаментом мониторинга?

Мониторинг, который осуществляется в порядке, определенном Указом № 510, является одной из форм предупреждения нарушений законодательства.

При проведении мониторинга государственный инспектор вправе входить на территорию и (или) объекты организации, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты — с согласия организации.

Запись о проведении мониторинга в книгу учета проверок (ревизий) организации не вносится.

Результаты мониторинга, в ходе которого не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой мониторинга. Справка вручается представителю организации под роспись либо направляется в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному Департаменту месту нахождения организации.

При обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах организации нарушений (недостатков), не создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, государственный инспектор в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга вручает под роспись представителю организации либо направляет заказным письмом с уведомлением о получении рекомендации по их устранению.

Организация, получившая такие рекомендации, вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом структурное подразделение Департамента, проводившее мониторинг, в установленный им срок.

Директору на заметку
При добровольном устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный Департаментом срок меры ответственности к организации и (или) ее должностным лицам не применяются.
В случае неустранения выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) Департамент может инициировать назначение внеплановой проверки.

При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, выносится предложение о приостановлении (запрете) деятельности организации. Приостановление в этом случае осуществляется так же, как и при проведении проверки.

Директор Департамента (его заместитель) может принять решение о применении в установленном законодательством порядке мер ответственности к организации и (или) ее должностным лицам в случае невыполнения рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Особенности мониторинга

Какие виды проверок проводит Департамент?

Департаментом проводятся проверки:

  • внеплановые;
  • выборочные.

Внеплановые проверки назначаются в соответствии с п. 12 Указа № 510 при наличии у Департамента информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-­культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Такая информация может поступить в Департамент в т. ч. от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

Директору на заметку
Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановой проверки.

Выборочные проверки проводятся в соответствии с планами выборочных проверок, которые размещаются на сайте Комитета государственного контроля (короткая ссылка — clck.ru/32Roxw) либо его органов. Указанная информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.

Особенности проверок

Справочно: в 2022 г. для снижения проверочной нагрузки на субъектов Департамент уменьшил продолжительность выборочных и частоту внеплановых проверок. При этом акцент сделан на проведении мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Что такое чек-листы и как ими пользоваться?

Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Заполняются чек-листы обеими сторонами проверки.

С чек-листами можно ознакомиться на сайте Департамента (короткая ссылка — clck.ru/GryFg).

Контрольный список вопросов формируется со ссылкой на структурные элементы НПА, в т. ч. технических НПА. Формулировки вопросов исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы (да, нет, не требуется).

Поскольку чек-листы направляются субъектам еще на стадии планирования выборочных проверок, проверяемый субъект имеет возможность заранее проверить себя и при необходимости скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства о труде и об охране труда и устранить недостатки еще до прихода проверяющих.

За какой период могут проводиться проверки?

Проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства — за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).

Следует учитывать, что проверяемый период может быть расширен, если проверка назначена по поручениям Президента, Совета Министров, председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (ч. 2 п. 16 Указа № 510).

Проверяемый период (или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке) указывается в предписании на проведение проверки (абз. 8 ч. 3 п. 24 Указа № 510).

Какие показатели влияют на назначение выборочной проверки?

Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

Критерии оценки степени риска разрабатываются каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска») и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно только в том случае, если сумма баллов, набранная субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т. е. если субъект относится к высокой степени риска.

В отношении субъектов, не имеющих риска или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.

Окончание читайте в № 12 журнала.

1754 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок