Формы контроля, применяемые Департаментом государственной инспекции труда, в вопросах и ответах

Формы контроля, применяемые Департаментом государственной инспекции труда, в вопросах и ответах

Что такое чек-листы?
Контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок.
Уведомляется ли проверяемый субъект о проведении внеплановой проверки?
Законодательно обязанность по уведомлению проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки не установлена.
Требуется ли согласие организации на нахождение государственного инспектора на территории и (или) объектах организации, которые не являются общедоступными?
При проведении мониторинга требуется, а при проведении проверки — нет.

На практике у организаций возникает ряд вопросов, связанных с планированием, назначением и проведением проверок.
Давайте разберемся, что собой представляют проверки, проводимые Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент), какие они бывают, чем различаются и как оформляются, что влечет за собой обнаружение проверяющими нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Читайте по теме статью А. Сидоренко и Е. Мисник «Проверки госинспекции труда: устраняем нарушения законодательства о труде и об охране труда».

Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

1194 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Контрольная (надзорная) деятельность Департамента направлена на предупреждение и профилактику нарушений. С этой целью, в частности, проводятся мониторинги, разъяснительная работа, различные мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых к субъектам не применяются меры ответственности лишь при условии устранения субъектами выявленных нарушений.

Одним из НПА, на основании которого осуществляет деятельность Департамент, является Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).

Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

Обратите внимание
Формами государственного надзора, определенными Указом № 510, являются:
• выборочные проверки;
• внеплановые проверки;
• мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
• меры профилактического и предупредительного характера.

Предупредительно-­профилактическая направленность надзорной деятельности может реализовываться в виде:

  • мониторинга путем направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате его проведения;
  • разъяснительной работы о порядке со­блюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
  • информирования субъектов о типичных нарушениях, выявляемых надзорными органами в ходе проверок (включая информирование с использованием сети Интернет, средств массовой информации);
  • семинаров, круглых столов и др.;
  • изучения документов о труде и об охране труда с целью предупреждения нарушений.

Перечисленные формы надзора могут применяться только уполномоченными на проведение проверок контролирующими (надзорными) органами, включенными в перечень, утвержденный Указом № 510.

К таким органам надзора относится и Департамент, уполномоченный проводить проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда.

Каковы особенности проведения Департаментом мониторинга?

Мониторинг, который осуществляется в порядке, определенном Указом № 510, является одной из форм предупреждения нарушений законодательства.

При проведении мониторинга государственный инспектор вправе входить на территорию и (или) объекты организации, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты — с согласия организации.

Запись о проведении мониторинга в книгу учета проверок (ревизий) организации не вносится.

Результаты мониторинга, в ходе которого не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой мониторинга. Справка вручается представителю организации под роспись либо направляется в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному Департаменту месту нахождения организации.

При обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах организации нарушений (недостатков), не создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, государственный инспектор в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга вручает под роспись представителю организации либо направляет заказным письмом с уведомлением о получении рекомендации по их устранению.

Организация, получившая такие рекомендации, вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом структурное подразделение Департамента, проводившее мониторинг, в установленный им срок.

Директору на заметку
При добровольном устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный Департаментом срок меры ответственности к организации и (или) ее должностным лицам не применяются.
В случае неустранения выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) Департамент может инициировать назначение внеплановой проверки.

При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, выносится предложение о приостановлении (запрете) деятельности организации. Приостановление в этом случае осуществляется так же, как и при проведении проверки.

Директор Департамента (его заместитель) может принять решение о применении в установленном законодательством порядке мер ответственности к организации и (или) ее должностным лицам в случае невыполнения рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Особенности мониторинга

Какие виды проверок проводит Департамент?

Департаментом проводятся проверки:

  • внеплановые;
  • выборочные.

Внеплановые проверки назначаются в соответствии с п. 12 Указа № 510 при наличии у Департамента информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-­культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Такая информация может поступить в Департамент в т. ч. от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

Директору на заметку
Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановой проверки.

Выборочные проверки проводятся в соответствии с планами выборочных проверок, которые размещаются на сайте Комитета государственного контроля (короткая ссылка — clck.ru/32Roxw) либо его органов. Указанная информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.

Особенности проверок

Справочно: в 2022 г. для снижения проверочной нагрузки на субъектов Департамент уменьшил продолжительность выборочных и частоту внеплановых проверок. При этом акцент сделан на проведении мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Что такое чек-листы и как ими пользоваться?

Чек-листы представляют собой контрольные списки вопросов, которые Департамент применяет в ходе внеплановых и выборочных проверок. Заполняются чек-листы обеими сторонами проверки.

С чек-листами можно ознакомиться на сайте Департамента (короткая ссылка — clck.ru/GryFg).

Контрольный список вопросов формируется со ссылкой на структурные элементы НПА, в т. ч. технических НПА. Формулировки вопросов исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы (да, нет, не требуется).

Поскольку чек-листы направляются субъектам еще на стадии планирования выборочных проверок, проверяемый субъект имеет возможность заранее проверить себя и при необходимости скорректировать свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства о труде и об охране труда и устранить недостатки еще до прихода проверяющих.

За какой период могут проводиться проверки?

Проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства — за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).

Следует учитывать, что проверяемый период может быть расширен, если проверка назначена по поручениям Президента, Совета Министров, председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (ч. 2 п. 16 Указа № 510).

Проверяемый период (или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке) указывается в предписании на проведение проверки (абз. 8 ч. 3 п. 24 Указа № 510).

Какие показатели влияют на назначение выборочной проверки?

Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

Критерии оценки степени риска разрабатываются каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска») и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно только в том случае, если сумма баллов, набранная субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т. е. если субъект относится к высокой степени риска.

В отношении субъектов, не имеющих риска или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.

Окончание читайте в № 12 журнала.

1194 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Подведены итоги заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

29 марта завершился заключительный этап республиканской олимпиады по 18 учебным предметам. На протяжении пяти дней высокий уровень знаний демонстрировали более 1,5 тыс. ц...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 246

Новые нормы ТК на практике: алгоритм предоставления социального отпуска

Одним из существенных изменений, внесенных в ТК с 1 января 2024 г., является изменение позиции законодателя в отношении порядка и условий предоставления социального отпус...
№ 11 (143) 2023 Самосейко Владимир,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1619
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок