Формы контроля, применяемые Департаментом государственной инспекции труда, в вопросах и ответах
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Формы контроля, применяемые Департаментом государственной инспекции труда, в вопросах и ответах

Продолжаем знакомиться с тем, что собой представляют проверки, проводимые Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент), какие они бывают, чем различаются и как оформляются, что влечет за собой обнаружение проверяющими нарушений законодательства о труде.

Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

1043 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Окончание. Начало в № 11 (2022) журнала

Уведомляется ли проверяемый субъект о проведении проверки и в какой срок?

Законодательством обязанность по уведомлению проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки не установлена.

Что касается выборочной проверки, то согласно п. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок (утв. Указом № 510, далее — Положение о проверках) проверяемому субъекту направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.

Сведения, которые должно содержать уведомление о проведении проверки, закреплены в п. 23 Положения о проверках, а именно:

  • наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;
  • наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения — адрес его места нахождения);
  • месяц начала проверки;
  • проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке);
  • основание проведения проверки (пункт плана выборочных проверок);
  • исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

Форма уведомления установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».

Форма уведомления.

Можно ли перенести дату проверки по уважительным причинам, препятствующим ее проведению?

Законодательно закреплена обязанность проверяемого субъекта по обеспечению возможности проведения выборочной проверки в срок, указанный в уведомлении.

Вместе с тем на практике порой возникают ситуации, когда проверяемый субъект не может обеспечить доступ и возможность проведения проверки соответствующим органам. В таком случае проверяемый субъект не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления может подать соответствующее заявление, указав в нем причины, препятствующие проведению выборочной проверки, и контролирующий (надзорный) орган может принять решение о переносе срока проведения выборочной проверки. О принятом решении проверяющий орган сообщает не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз (п. 31 Положения о проверках).

Законодательством не предусмотрен перечень уважительных причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки.

Обратите внимание
Уважительность причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки, оценивает проверяющий орган.

Полагаем, что длительная болезнь, нахождение уполномоченных должностных лиц проверяемого субъекта в учреждении здравоохранения на стационарном лечении, задержание указанных лиц правоохранительными органами могут быть расценены как уважительные причины, указываемые проверяемым субъектом в заявлении. К заявлению целесообразно приложить копии документов, подтверждающих причины, препятствующие проведению выборочной проверки.

Проводятся ли проверки при неблагоприятной эпидемиологической обстановке?

В таком случае Департамент проводит проверки с учетом Методических рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции (инфекции COVID‑19) в организациях, которые распространяются на работников и посетителей коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, а также индивидуальных предпринимателей. Рекомендации направлены на снижение рисков распространения инфекции, сохранение здоровья в условиях пандемии и должны использоваться в деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности.

В соответствии с подп. 9.2 п. 9 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959) должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами, имеют право знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде и об охране труда, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения.

Помимо изучения документов государственные инспекторы в ходе проверки:

  • посещают и осматривают территории, служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта с целью установления соблюдения (несоблюдения) данным субъектом требований законодательства;
  • проверяют у представителей проверяемого субъекта* документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;

* Представителем проверяемого субъекта (как юридического лица, так и его обособленного подразделения) является его руководитель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта (абз. 10 п. 2 Положения о проверках).

  • истребуют и получают от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии, выписки из них), в т. ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;

Обратите внимание
Если в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и ростом заболеваемости работники трудятся дистанционно, документы могут быть истребованы надзорным органом и направлены проверяемым субъектом посредством электронной связи. Однако это не исключает необходимости представления в надзорный орган оригиналов документов при определенных обстоятельствах.

  • истребуют в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимые для проверки информацию и (или) документы;
  • привлекают экспертов, специалистов, назначают экспертизы (исследования);
  • получают доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
  • вызывают в Департамент представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
  • используют при проведении проверки технические средства, в т. ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов для надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
  • изымают у проверяемого субъекта подлинники документов (иных носителей информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо истребуют выписки из них или копии;
  • истребуют письменные и устные объяснения (разъяснения) от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.

Фиксация устных объяснений должностных лиц и работников проверяемого субъекта может осуществляться посредством звуко- и видеозаписи, в т. ч. в случае невозможности личного присутствия опрашиваемых лиц;

  • проводят отбор проб и образцов продукции и направляют их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических НПА;
  • применяют иные способы выявления и пресечения нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Какие документы выдаются по итогам проверки? Как подать возражения по ним?

По результатам проверки составляется акт проверки либо справка проверки.

Итог проверки, в ходе которой:

  • выявлены нарушения актов законодательства, оформляется актом проверки,
  • не выявлены нарушения актов законодательства, — справкой.

Кроме того, заполняется контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть по вопросам, подлежащим проверке.

Если у проверяемого субъекта есть возражения по акту (справке), то он или его представитель делает об этом запись перед своей подписью, а затем не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде данные возражения в Департамент.

Проверяющие изучают обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и в течение 15 рабочих дней составляют по ним письменное заключение, которое направляют проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручают проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 71 Положения о проверках).

Структурное подразделение Департамента на основании акта, составленного по результатам проверки, выносит решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, выявленных при проверке.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания.

Обратите внимание
Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим является датой составления акта (справки) проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта. При этом в акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

Акт (справка) проверки в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

При необходимости проверяющий вправе истребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от представителей проверяемого субъекта, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства. Данные объяснения прилагаются к акту проверки.

На основании акта проверки в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю (в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) заключения по этим возражениям) уполномоченное должностное лицо Департамента выдает:

  • требование (предписание) — если необходимо устранить нарушения, установленные в ходе проверки, либо
  • решение по акту проверки — если нарушения устранены в ходе проверки.

Согласно п. 73 Положения о проверках решение или требование (предписание) составляется и вручается в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверяемому субъекту или его представителю (в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) заключения по этим возражениям).

Частями 1 и 2 п. 78, ч. 1 п. 79 Положения о проверках субъектам хозяйствования предоставлено право на обжалование требования (предписания).

Для этого проверяемый субъект в течение 30 календарных дней со дня его вынесения должен обратиться в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или к вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены. Дальнейшее обжалование решения по жалобе осуществляется через суд в порядке и сроки, установленные законодательством.

Обратите внимание
Требование (предписание) об устранении нарушений является обязательным для исполнения проверяемым субъектом.

Возможен ли перенос сроков исполнения требования (предписания)?

Субъект хозяйствования независимо от формы собственности обязан исполнить каждый пункт требования (предписания) об устранении нарушений в определенные в нем сроки и в письменной форме сообщить об этом с приложением подтверждающих документов. Кроме этого, проверяющему органу должна быть предоставлена возможность удостовериться на месте в устранении нарушений (п. 73 Положения о проверках).

При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить указанные в требовании (предписании) нарушения в установленные в нем сроки, проверяющий орган может принять решение о переносе сроков устранения нарушений (п. 741 Положения о проверках).

Данные сроки могут быть перенесены по инициативе проверяемого субъекта только один раз. Для этого ему необходимо не позднее 3 рабочих дней до дня истечения сроков, указанных в требовании (предписании), обратиться в Департамент с заявлением, указав в нем причины, препятствующие устранению нарушений в установленные сроки.

Проверяющий орган принимает решение о переносе сроков или об отказе в этом не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 741 Положения о проверках).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение требования (предписания), а также непредставление ответа о его исполнении (неисполнении) влекут административную ответственность уполномоченного должностного лица проверяемого субъекта, предусмотренную ст. 24.1 КоАП.

Какая ответственность предусмотрена за отказ от представления документов?

Согласно ст. 24.11 КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ.

Вместе с тем согласно примечанию к ст. 24.11 КоАП не является административным правонарушением, предусмотренным данной статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более 3 рабочих дней.

Каковы меры ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда?

Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя требований по охране труда повлечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 БВ (ч. 1 ст. 10.13 КоАП), нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя требований по охране труда, повлекшее травмирование работающих, — от 20 до 50 БВ (ч. 2 ст. 10.13 КоАП), а вышеназванное нарушение, совершенное иным работающим, — до 5 БВ (ч. 3 ст. 10.13 КоАП).

За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством, ч. 3 ст. 10.12 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 4 до 50 БВ на должностное лицо и не предусматривает ответственность для юридического лица.

Повторное совершение вышеназванных нарушений в течение 1 года после наложения административного взыскания влечет наложение штрафа в размере от 30 до 100 БВ (ч. 4 ст. 10.12 КоАП).

Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику (кроме нарушений, предусмотренных чч. 1–5 ст. 10.12 КоАП), влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ (ч. 6 ст. 10.12 КоАП).

Будет ли назначена проверка, если наниматель обратится в Департамент с запросом?

Порядок подачи и рассмотрения обращений юридических лиц* установлен Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон № 300-З). Закон № 300 разрешает обращаться с запросом как в устной, так и в письменной или электронной форме.

* За исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-­процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Решение о назначении и проведении внеплановой проверки может быть принято по основаниям и в случаях, определенных Указом № 510. Согласно подп. 12.2 п. 12 Указа № 510 проверка может быть назначена в том случае, если заявитель представит документы, подтверждающие соответствующие нарушения или факты возникновения угрозы причинения либо причинения вреда. При отсутствии у заявителя подтверждающих документов он должен будет представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

Согласно п. 5 ст. 10 Закона № 300 обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее 5 рабочих дней направляются организациями, в которые они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.

Обратите внимание
Не каждое обращение влечет за собой принятие решения о назначении проверки.

Может ли должностное лицо нанимателя обратиться в Департамент устно?

Законодательство разрешает представителям юридического лица обращаться с целью получения консультации по вопросам законодательства о труде.

Устные обращения излагаются в ходе устного приема.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 300 устные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения.

Необходимость представления тех или иных документов оценивает уполномоченное должностное лицо субъекта.

1043 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок