С изучением адаптации учащихся к обучению в школе педагогические работники сталкиваются при организации образовательного процесса для первоклассников, пятиклассников и, конечно, в момент перехода учащихся в Х класс.
Причинами более пристального внимания к детям в эти периоды являются:
- изменение социального окружения (новый состав как одноклассников, так и педагогов);
- изменение системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения);
- интенсификация учебной нагрузки (в т. ч. профилизация обучения);
- внутренние эмоциональные переживания учащегося (из-за особенностей подросткового периода и трудностей самоопределения).
Цель адаптационного периода — помочь учащимся познакомиться с новыми ситуациями.
С сентября 2021 г. Министерством образования Республики Беларусь подготовлены к использованию Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса адаптации к обучению в школе обучающихся 1‑х классов, а также Методические рекомендации по организации деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению процесса психологической адаптации учащихся 5‑х классов к обучению в средней школе (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 01.09.2021).
Справочно: с документами можно ознакомиться по коротким ссылкам — clck.ru/dXXtP; clck.ru/dXXu2.
Данные документы в основном отражают подходы к работе педагогов-психологов, однако в процессе изучения адаптации, анализа ее результатов и выработки коррекционно-практических мероприятий принимают участие и иные педагогические работники: заместитель директора, классный руководитель, учителя-предметники, педагог социальный и т. д.
Главной задачей адаптационного периода десятиклассников является обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы.
В нашем учреждении образования вопрос «Процесс адаптации учащихся X классов к новым условиям обучения» включен в перечень самоконтроля первого раздела «Общее управление учреждением образования» плана работы школы на 2021/2022 учебный год. Его выполнение координирует заместитель директора по учебной работе, курирующий данную параллель. Изучение проводится в период октября ‒ ноября.
Данный процесс условно можно разделить на несколько этапов.
Этап подготовки
В конце сентября готовится приказ о проведении контроля состояния адаптации учащихся Х классов, которым утверждаются план и программа изучения.
В программе конкретизируется содержание контроля и назначаются ответственные по направлениям изучения.
Образец приказа о проведении контроля состояния адаптации учащихся Х классов
Педагогами-психологами осуществляются подбор диагностик для изучения личности учащихся и инструктирование классных руководителей об особенностях их проведения.
С целью изучения личностных особенностей учащихся, классных коллективов, в которых они обучаются, а также выявления особенностей взаимоотношений участников образовательного процесса, складывающихся в связи с совместной деятельностью, педагогами-психологами используются:
- методика изучения мотивации учения подростков (для учащихся IX‒XI классов). Авторы — М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. Методика дает возможность определить уровень развития учебной мотивации старшеклассников;
- методика измерения самооценки. Авторы — Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан). Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств (здоровье, способности, характер и т. д.), она отражает показатель самооценки учащимися уровня развития у них этих качеств и их притязаний (т. е. отражает уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял учащихся);
- шкала социально-ситуационной тревоги О. Кондаша. Методика направлена на изучение разных видов тревожности: школьной, самооценочной, межличностной, вызванной общением со сверстниками;
- анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Л. Г. Федоренко для оценки привлекательности классного коллектива;
- социометрические исследования Дж. Морено, позволяющие оценить межличностные отношения в классном коллективе, выявить степень сплоченности-разобщенности в классе, соотносительный авторитет членов групп (лидеры, отвергнутые), внутригрупповые сплоченные образования во главе с неформальными лидерами;
- диагностика уровня воспитанности учащихся по методике М. И. Шиловой, которая отражает культурный уровень воспитанности учащегося и уровень воспитанности в семье. Анализ результатов дает представление о воспитательном потенциале учащихся класса;
- анкета «Факторы риска подростков 14‒15 лет» В. А. Хриптовича в рамках психосоциального анкетирования, регламентированного Методическими рекомендациями по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления психоактивных веществ (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 22.09.2021, согласованы с первым заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь Е. Л. Богдан).
Справочно: с документом можно ознакомиться по короткой ссылке — clck.ru/dXY 6x.
Этап изучения
На данном этапе организуется посещение уроков в Х классах с последующим анализом и самоанализом.
Для анализа урока можно использовать карту оценки урока.
Пример карты оценки урока
В ходе урока характеризуются состояние образовательного процесса в классе, выполнение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса, уровень сформированности у учащихся умений и навыков, уровень взаимодействия учителей и учащихся на уроке, реализация воспитательного потенциала учебных занятий, особенности поведения учащихся на уроке и т. д.
В этот же период обращается внимание на:
- оформление и ведение страниц классных журналов учителями-предметниками (своевременность отражения и эффективность контрольно-оценочной деятельности в классе, ее влияние на мотивацию к обучению, работа учителей-предметников по повышению результатов учебной деятельности);
- оформление часов организационно-воспитательной работы в журнале (устанавливается система воспитательной работы в классе, взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся, формы и методы работы с классным коллективом, в т. ч. по улучшению уровня адаптации);
- оформление медицинских сведений и показателей физического развития в журнале (важно при наличии в классе учащихся с особенностями психофизического развития; значимыми могут быть даже сведения по охвату питанием).
Обратите внимание
О личности учащегося многое можно узнать в ходе анализа ведения рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ.
Обязательно проводятся беседы с участниками образовательного процесса — учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, в ходе которых выясняются основные проблемы классного коллектива.
В период изучения проводятся анкетирование и анализ его результатов педагогом-психологом.
К периоду изучения необходимо отнести еще и посещение семей классными руководителями с целью знакомства с условиями проживания и воспитания обучающихся с обязательным отражением даты посещения конкретной семьи на странице учета часов организационно-воспитательной работы в классном журнале.
Согласно Методическим рекомендациям по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации (утв. Министром образования Республики Беларусь И. В. Карпенко 14.12.2017), классный руководитель должен посетить все семьи учащихся Х классов до 1 ноября, а семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, — до 1 января.
Этап обобщения результатов
На этом этапе предполагается проведение оценки полученных результатов в ходе достаточно длительного наблюдения. По итогам проведенной работы заместитель директора готовит аналитическую информацию, которая доводится до сведения всех педагогических работников, осуществляющих работу в Х классах. Как правило, это происходит в период осенних каникул на педагогическом консилиуме.
Справочно: педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия педагогического коллектива, в рамках которой происходят разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик, педагог-психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения ученика (класса, параллели) разрабатывает и реализует общую линию дальнейшего обучения и развития конкретного учащегося.
Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая ситуация вносит свои коррективы в процесс проведения педагогического консилиума. В этом году всем классным руководителям и учителям-предметникам, работающим в Х классах, было предложено заранее сдать информацию о классных коллективах с указанием своих выводов об уровне адаптации десятиклассников и предложений по совершенствованию взаимодействия с ними.
Рекомендации по анализу классного коллектива и подготовке характеристики класса в рамках изучения уровня адаптации, разработанные в средней школе № 41 г. Гродно
Сам консилиум был организован и проведен в формате конференции Zoom. Современные информационно-коммуникационные технологии позволили высказаться всем заинтересованным, не собираясь в одном помещении. Дистанционный педагогический консилиум не потерял своей значимости.
Этап обобщения результатов изучения уровня адаптации учащихся Х классов позволил определить наиболее острые проблемы в развитии классных коллективов, передать имеющиеся у психолога знания о классах и отдельных учащихся в них тем субъектам образовательного процесса, которые с ними взаимодействуют и обладают большими возможностями влияния.
По результатам консилиума некоторым педагогам были даны рекомендации стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения учащихся. Совместно были выработаны направления деятельности педагогического коллектива по повышению результатов учебной деятельности учащихся, уровня их умений, навыков, компетенций, выявлены причины их склонностей и привычек, проведен мозговой штурм по поиску решения тех или иных проблем, условий, влияющих на полноценное развитие подростков.
При качественной организации изучения и проведения анализа результатов можно наметить программу индивидуального развития учащегося, например программу по сопровождению высоко мотивированного учащегося (по подготовке к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях и т. п.) или учащегося, требующего дополнительного педагогического внимания (корректировка программы сопровождения индивидуальной профилактической работы обучающегося или учащегося из семьи, находящейся в социально опасном положении).
Результаты, полученные в процессе изучения уровня адаптации обучающихся, являются основой планирования дальнейшей работы с классом специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения, классного руководителя и учителей-предметников.
В любом случае по результатам консилиума должны быть даны рекомендации участникам образовательного процесса Х классов, распределены обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса.
Проведение педагогического консилиума оформляется протоколом.
Примеры формулировок, закрепляемых в протоколе
Информация о результатах проведения педагогического консилиума рассматривается на совещании при директоре школы.
В обязательном порядке на основе классно-обобщающего контроля проводятся собрания учащихся и их законных представителей (в т. ч. в индивидуальном порядке), принимаются решения по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в определении и реализации их индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выбранного профиля обучения.
Таким образом, изучение адаптационных процессов десятиклассников является важным этапом деятельности педагогического коллектива, требует системного подхода и направлено на полноценное развитие личности учащихся.