В 1998 г. с золотой медалью окончил гимназию № 1 г. Витебска, в 2003 г. — филологический факультет ВГУ им. П. М. Машерова (с отличием), в 2006 г. — аспирантуру ВГУ имени П. М. Машерова по специальности «русская литература», в 2010 г. — переподготовку в Академии последипломного образования по специальности «Менеджмент в сфере образования».
С 2001 по 2004 гг. работал учителем русского языка и литературы в средней школе № 37 г. Витебска, а с 2007 по 2009 гг. — заместителем директора по учебной работе СШ № 2 г. Витебска.
С августа 2009 г. возглавляет гимназию № 2 г. Витебска.
Автор ряда научных статей по теории и истории литературы, управлению развитием учреждения образования.
Отличник образования Республики Беларусь, «Человек года Витебщины — 2016», член Совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов.
По словам директора, его главное хобби — работа.
Кроме него важное увлечение в жизни руководителя — рок-музыка. В 1997 г. был признан лучшим вокалистом нескольких рок-фестивалей Беларуси. Пишет статьи об истории рок-музыки, заканчивает написание книг «100 величайших рок-песен» и «100 классических хард-рок и хэви-металл альбомов XX века».
Любит спорт, в детстве играл в сборной области по футболу. Сейчас изредка играет в футбол и баскетбол с сыновьями, проводит товарищеские встречи сборной учителей со сборной гимназистов.
Редакция: Рада приветствовать вас, Константин Леонидович! Расскажите, осознанно ли вы принимали решение связать свою жизнь с педагогикой или всему виной случай?
Константин Леонидович: Конечно, без случая не обошлось. В XI классе я выиграл олимпиаду по русскому языку, после чего заленился и не стал куда-то еще пробовать поступать, потому что уже был принят без экзаменов на филологический факультет.
Потом хотел быть преподавателем университета. Но тогда не нашлось места на кафедре, и я пошел в школу, о чем ни разу не пожалел. Тем более, как говорится, «гены пальцем не раздавишь» — у меня еще прадед и дед были директорами школ, а папа был замечательным учителем истории. Так что я педагог уже в четвертом поколении.
Ред.: В 2020 г. гимназия была признана лучшей в республике. Поделитесь опытом, как стать первым среди равных?
К.Л.: Во-первых, у учебного заведения должна быть четко выстроенная стратегия развития. Уже под нее и подбираются кадры и ресурсное обеспечение.
Во-вторых, следует серьезно относиться к формированию имиджа учреждения. Это помогает бороться за одаренных учащихся. Кроме того, позитивный имидж облегчает доступ учреждения к лучшим ресурсам (финансовым, информационным, человеческим). Имея такой имидж, учебное заведение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, т. к. предстает способным в большей степени обеспечить стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие. Наконец, устойчивый позитивный имидж создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в т. ч. к инновационным процессам.
В-третьих, как известно, кадры решают все! Этот тезис не утратит своей актуальности никогда. Поэтому основой своей руководящей деятельности я вижу грамотный подбор, расстановку и обучение педагогов.
Исследовав мировой опыт управления развитием образовательных организаций, я сделал вывод: все высокоэффективные школьные системы мира сосредоточивали внимание на повышении качества работы учителя, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на образовательный уровень учеников.
За годы работы в гимназии нам удалось создать один из самых ярких педагогических коллективов в образовательном пространстве Витебщины. Это команда, мотивированная на успех. У нас работают настоящие звезды педагогического олимпа: математики А. В. Шуголь и С. Г. Матросова, тренеры по программированию В. П. Лактина и М. С. Костенко, историк О. В. Чаплыгина, биологи М. В. Демидаш и В. М. Коцур, филологи Л. Н. Прусова и Н. П. Довбешко. Эти педагоги пришли в гимназию уже состоявшимися профессионалами и смогли достичь высоких результатов республиканского уровня с нашими детьми.
Мы привлекли к работе 8 преподавателей вузов, кандидатов и докторов наук, которые помогают выходить на новые рубежи нашим одаренным учащимся. За последние годы значительно прогрессировали и учителя, которые давно работают в учреждении. Многие из них еще и являются выпускниками гимназии: филологи Е. К. Моисеева и О. М. Коломийцева, преподаватель английского языка А. С. Миненко, и, наверное, лучший географ страны С. Н. Кривенко.
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГИМНАЗИЯ № 2 Г. ВИТЕБСКА»
Старейшее учебное заведение города. Свою летопись ведет с 1918 г. (в то время — средняя школа № 9).
С 1960 г. становится первым в области учебным заведением с углубленным изучением английского языка.
В 1996 г. средней школе № 9 был присвоен статус гуманитарной гимназии № 2.
В 2014 г. произошло переформатирование учреждения. Оно перешло от лингвистической направленности к многопрофильности при сохранении серьезных традиций иноязычного образования. Выработан и современный девиз — «Гимназия максимальной реализации».
Благодаря участию с 2015 г. в республиканском эксперименте по апробации учебных планов в условиях реализации профильного обучения в гимназии созданы инженерно-технические, экономические, информационно-технологические, медицинские, юридические и гуманитарные классы.
С V класса в учебный план введено обучение вторым иностранным языкам (испанскому, китайскому, французскому или немецкому) на отметочном уровне. С VIII класса у учащихся есть возможность изучения шведского и польского языков на факультативном уровне. Данная система не имеет аналогов среди учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.
Эффективна сложившаяся система работы со способными и талантливыми детьми, что подтверждается результативностью участия гимназистов в олимпиадах всех уровней. По итогам заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам 2021 г. гимназия получила 24 диплома по 11 предметам, что является лучшим результатом в стране. С 2016 г. гимназисты завоевали 15 медалей международных олимпиад по математике, программированию, географии, русскому языку.
Исследовательская деятельность учеников организуется в рамках научного общества «Эврика». Гимназия является одним из самых результативных учреждений в стране в рамках научно-исследовательской деятельности — в нашей копилке 9 дипломов республиканского конкурса работ исследовательского характера за 2020–2021 гг.
В 2012, 2014, 2017, 2019 гг. на базе гимназии прошли международные конференции «Диалог языков и культур в XXI веке», в работе которых приняли участие педагоги и учащиеся, дипломатические работники из 10 стран.
Много лет в учреждении работает драматическая студия, в которой ставятся спектакли по классическим и современным произведениям белорусских, русских и зарубежных писателей. Участники студии завоевали Гран-при на городском конкурсе «Школьный театр — 2017», а также первое место в «Школьном театре — 2018».
Кроме того, на базе учреждения существует развитая сеть объединений по интересам.
Команды по интеллектуальным играм ежегодно побеждают в чемпионатах области, республики и международных турнирах. В 2017 г. учащиеся стали чемпионами Европы по «Брейн-рингу».
Футбольная команда гимназии становилась победителем международных турниров в Даугавпилсе, Витебске, призером турнира в Смоленске.
Также с 2015 г. учреждение проводит «Венский бал».
В гимназии умеют интересно проводить свободное время, о чем регулярно сообщает гимназическое интернет-телевидение, а также гимназическая газета «The Gymnasium Times», которая в 2014 г. заняла первое место на международном конкурсе школьных печатных изданий, проводившемся Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга.
В 2012 г. статья о гимназии была напечатана в международной энциклопедии «Лучшие люди Беларуси, России, Украины и Казахстана».
В 2014 г. гимназия была занесена на городскую Доску Почета, в 2015 — на областную и Республиканскую Доску Почета как победитель соревнования среди организаций образования и науки, первой из учебных заведений Витебской области.
В 2020 г. учреждение было признано лучшим учреждением общего среднего образования, расположенным в городской местности.
Учащиеся гимназии Михаил Москалев, Николь Фургал, Анастасия Васильева — стипендиаты специального Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, победители республиканских и международных фестивалей и конкурсов.
Ред.: Что, на ваш взгляд, главное в эффективном управлении учреждением?
К.Л.: Самое главное — четко расставлять приоритеты и грамотно делегировать полномочия.
Директор обязан быть стратегом, четко видеть перспективы развития учреждения. Он должен создавать такие условия, чтобы педагоги и учащиеся каждый с радостью стремились в учебное заведение.
У меня часто спрашивают: «Как вам удается привлечь таких профессиональных педагогов? Сколько вы им платите?» Что ж, поделюсь маленьким секретом привлечения высококвалифицированных кадров. Не умаляя финансового стимулирования как действенного метода мотивирования педагогов, скажу, что во вторую гимназию города Витебска учителя идут не за баснословными барышами — их в бюджетной организации и быть не может. Идут за спокойной и доброжелательной атмосферой, за чутким вниманием руководителя к любым жизненным и профессиональным потребностям, за профессиональным ростом.
Приглашая педагога, я создаю для него должную инфраструктуру, которая включает в себя как обеспечение учителя необходимым оборудованием, так и устройство его ребенка в хороший садик, помощь в медицинских услугах для членов семьи и многое другое.
Ред.: Какие экспериментальные и инновационные проекты реализуются в гимназии? Расскажите о самом главном на ваш взгляд.
К.Л.: Сейчас мы реализуем республиканский экспериментальный проект «Апробация модели формирования поликультурной личности обучающихся посредством обучения второму иностранному языку на отметочном уровне на II ступени общего среднего образования».
Также ведем областной инновационный проект по ранней информатизации начальной школы.
Но главные наши проекты — это создание ведущих в стране центров математического и лингвистического образования. Судя по результатам, нам многое удается!
Ред.: Какие предметные отрасли наиболее востребованы и результативны в гимназии?
К.Л.: Наши приоритеты — математика, программирование, иностранные языки.
При этом концепция «гимназии максимальной реализации», при которой ребенок может достичь серьезных результатов в любой образовательной отрасли, позволяет добиться успехов по большинству предметов. Так, на заключительном этапе республиканской олимпиады 2021 г. наши гимназисты завоевали 24 диплома по 11 предметам, среди которых иностранные языки, русский и белорусский язык, математика, информатика, химия, биология, история, обществоведение и география.
Ред.: Как сформировать вокруг себя эффективную команду — не простых исполнителей, а инициативных и креативных коллег-единомышленников?
К.Л.: Банально, но факт: важно «зажечь» коллег идеей, сформировать внутренний гимназический патриотизм и ментальность победителей.
Ред.: Вот уже более 10 лет вы руководите гимназией. Остались ли еще какие-то сложности в работе? К чему вы сегодня стремитесь?
К.Л.: Сложности были и будут всегда. Эффективность менеджера и состоит в том, как эти сложности преодолеваются. Главная для нас сложность — отмена экзаменов в гимназии. Но мы и здесь выкручиваемся, чтобы это не самое верное, на мой взгляд, решение не влияло на качество работы с одаренными учащимися.
Главная задача, которая ждет нас впереди — создать образовательный центр мирового уровня. Сделать это будет очень сложно, но, как гласит китайская народная мудрость: «В этом мире всё возможно. На невозможное просто нужно чуть больше времени». Я не сомневаюсь, что благодаря помощи и поддержке Министерства образования, областного управления по образованию, руководства города и нашего Железнодорожного района, выстроенной системе работы, блистательным педагогическим кадрам в каждой предметной отрасли, и конечно же, нашим талантливым гимназистам мы выполним эту задачу и на долгие годы станем одним из главных национальных и мировых образовательных центров!
Беседовала Елена АЛЕКСАНЕ
по теме