Есть ли возможность дополнительного заработка у работников сферы образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Есть ли возможность дополнительного заработка у работников сферы образования

Вопрос выполнения иной оплачиваемой работы работниками ГУО остается одним из наиболее чувствительных в практической деятельности. Существенные трудности возникают, когда сотрудник подпадает под статус государственного должностного лица (далее — ГДЛ), а предлагаемая работа осуществляется за пределами места основной занятости. В статье — антикоррупционные правила и разъяснения о законности подработок для разных категорий работников.

Куница Егор

директор по безопасности бизнеса и правовым вопросам компании BDC Consulting

677 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Антикоррупционный запрет: когда применяется

Законодательство о борьбе с коррупцией предусматривает ряд ограничений для отдельных категорий работников государственных организаций. В первую очередь — для ГДЛ и лиц, приравненных к ним. Конкретные запреты зависят от того, к какой из этих категорий относится работник.

Понятия указанных категорий определены в абз. 3 и 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией.

Так, к ГДЛ относятся лица, постоянно или временно (в т. ч. по специальному полномочию) занимающие в государственных организациях должности, связанные с выполнением:

организационно-­распорядительных обязанностей;

административно-­хозяйственных обязанностей.

В системе образования к таким должностям, как правило, относятся руководитель, его заместители, руководители подразделений, заведующий хозяйством, а в некоторых случаях — и иные сотрудники в зависимости от объема их полномочий.


От редакции

Дополнительную информацию об определении ГДЛ, а также практические рекомендации для учреждений образования по отнесению работников к этой категории читайте с статье Куницы Е. Как избежать ошибок в определении ГДЛ: практические рекомендации // Директор школы, гимназии, лицея. — 2025. — № 1. 


При этом важно понимать, что само по себе отнесение к ГДЛ не означает автоматического запрета на выполнение иной оплачиваемой работы. Запрет установлен не для всех представителей данной категории, а только для отдельных должностей, прямо указанных в законе. На это следует обратить особое внимание при оценке правомерности дополнительной деятельности конкретного работника.

На кого распространяется запрет

Ключевая норма, регулирующая возможность выполнения иной оплачиваемой работы, содержится в ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией. В ней установлен прямой запрет выполнять оплачиваемую работу, не связанную с основными трудовыми обязанностями:

  • для руководителей государственных организаций;
  • их заместителей.

Важно: под работой для целей данной нормы понимается не только трудовая деятельность по совместительству, но и любая деятельность по гражданско-­правовому договору, в т. ч.:

  • оказание услуг,
  • выполнение работ,
  • создание объектов интеллектуальной собственности.

Как быть с остальными работниками

Для всех других работников ГУО (включая ГДЛ, не упомянутых в ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией 1 , а также лиц, приравненных к ним) антикоррупционное ограничение на иную оплачиваемую работу не установлено.

Это означает, что если сотрудник не занимает одну из вышеуказанных должностей, он вправе выполнять дополнительную работу как по трудовому договору, так и на основании гражданско-­правовых соглашений.

В каждом конкретном случае определяющим является не только наименование должности, но и фактический объем полномочий.

Например, воспитатель ГПД в случае одновременного наделения его организационно-­распорядительными или административно-­хозяйственными полномочиями может попасть под антикоррупционные ограничения.

В таких ситуациях решение должно приниматься индивидуально на основе анализа закона, должностной инструкции и приказов по учреждению.

Есть ли исключения

Антикоррупционное законодательство преду­сматривает ограниченный перечень исключений, когда выполнение иной оплачиваемой работы допускается даже для директора, его заместителей.

Такая деятельность должна относиться исключительно к следующим сферам:

  • педагогическая деятельность в части реализации содержания образовательных программ;
  • научная деятельность;
  • культурная и творческая деятельность;
  • медицинская практика.

Данные исключения прямо закреплены в ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией.

Согласно подп. 1.20 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании под образовательной программой понимается совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного или специального образования.

В связи с этим к допустимым исключениям не относятся индивидуальные консультации без привязки к программе, подготовка частных презентаций, ведение курсов вне утвержденных образовательных программ и т. д.

Даже если деятельность имеет внешнее позиционирование как педагогическая в рамках образовательной программы, окончательная юридическая оценка проводится исходя из ее соответствия критериям Кодекса об образовании.


Пример 1

Заместитель директора ГУО по договору ведет занятия в лицензированной организации в рамках образовательной программы повышения квалификации. Деятельность подпадает под педагогическую, программа утверждена, договор оформлен — антикоррупционный запрет не нарушен.


Пример 2

Тот же заместитель в свободное время оказывает частные платные консультации или ведет курс, не связанный с утвержденной образовательной программой. В этих действиях будет усмотрено нарушение антикоррупционного запрета с последующим привлечением к ответственности.


Есть ли ограничения на совместительство

Из буквального толкования ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией следует, что норма не содержит ограничений в отношении работы руководителей, их заместителей на условиях внутреннего совместительства. Однако такие дополнительные ограничения могут быть установлены в иных НПА.

Так, ст. 255 ТК ограничивает право руководителя ГУО выполнять оплачиваемую работу на усло­виях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, медицинской практики.

Следовательно, с учетом ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией и ст. 255 ТК руководители ГУО не вправе работать как на условиях внешнего, так и на условиях внутреннего совместительства.

Например, руководитель ГУО даже в свободное от основной работы время не вправе оказывать платные консультационные услуги, заниматься репетиторством по договору подряда и т. д.

При этом допустимо осуществление руководителем на платной основе дополнительной педагогической деятельности, но только в части реализации образовательных программ.


Пример

Руководитель ГУО участвует в работе экзаменационной комиссии другого учреждения образования, деятельность комиссии охватывается (предусматривается) содержанием соответствующей образовательной программы. Антикоррупционный запрет не нарушен.


Вывод: вопрос работы руководителя ГУО по совместительству требует особого внимания и взвешенной оценки с учетом как трудового, так и антикоррупционного законодательства.

Рекомендации для руководителя

Определите круг работников, подпадающих под статус ГДЛ. Не ограничивайтесь наименованием должности — анализируйте фактический функционал: наличие управленческих полномочий, права распоряжения имуществом, подчиненных и участия в административно-­хозяйственной деятельности.

Проинформируйте работников об ограничениях. Особенно при подписании антикоррупционного обязательства (ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией 1 ). Это не только правовая обязанность, но и важный элемент профилактики.

Контролируйте внешние трудовые отношения ГДЛ. При наличии информации о выполнении иной работы запрашивайте копии договоров. Убедитесь, что деятельность входит в перечень разрешенных исключений, установленных законодательством (например, реализация образовательных программ).

Запрашивайте разъяснения. При наличии сомнений обращайтесь за разъяснением в прокуратуру или Министерство труда и социальной защиты. Это снизит риск правовой ошибки и последующего вмешательства контролирующих органов.

Заключение

Антикоррупционные ограничения — это не формальность. Их нарушение влечет последствия как для работника (дисциплинарная и иная ответственность), так и для руководителя (контроль со стороны прокуратуры, репутационные риски, привлечение к ответственности).

Системный и юридически корректный подход — самый эффективный способ соблюсти баланс между желанием работника получить дополнительный доход и ограничениями, направленными на предупреждение конфликта интересов и злоупотреблений.


677 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

К вам пришел молодой специалист: беда или победа?

Каждый год педагогические вузы выпускают сотни специалистов, готовых нести знания в массы. Но по статистике, больше половины из них покидают школу уже через год-два. Поче...
№ 8 (164) 2025
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок