Есть ли возможность дополнительного заработка у работников сферы образования
Вопрос выполнения иной оплачиваемой работы работниками ГУО остается одним из наиболее чувствительных в практической деятельности. Существенные трудности возникают, когда сотрудник подпадает под статус государственного должностного лица (далее — ГДЛ), а предлагаемая работа осуществляется за пределами места основной занятости. В статье — антикоррупционные правила и разъяснения о законности подработок для разных категорий работников.

Антикоррупционный запрет: когда применяется
Законодательство о борьбе с коррупцией предусматривает ряд ограничений для отдельных категорий работников государственных организаций. В первую очередь — для ГДЛ и лиц, приравненных к ним. Конкретные запреты зависят от того, к какой из этих категорий относится работник.
Понятия указанных категорий определены в абз. 3 и 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией.
Так, к ГДЛ относятся лица, постоянно или временно (в т. ч. по специальному полномочию) занимающие в государственных организациях должности, связанные с выполнением:
организационно-распорядительных обязанностей;
административно-хозяйственных обязанностей.
В системе образования к таким должностям, как правило, относятся руководитель, его заместители, руководители подразделений, заведующий хозяйством, а в некоторых случаях — и иные сотрудники в зависимости от объема их полномочий.
От редакции
Дополнительную информацию об определении ГДЛ, а также практические рекомендации для учреждений образования по отнесению работников к этой категории читайте с статье Куницы Е. Как избежать ошибок в определении ГДЛ: практические рекомендации // Директор школы, гимназии, лицея. — 2025. — № 1.
При этом важно понимать, что само по себе отнесение к ГДЛ не означает автоматического запрета на выполнение иной оплачиваемой работы. Запрет установлен не для всех представителей данной категории, а только для отдельных должностей, прямо указанных в законе. На это следует обратить особое внимание при оценке правомерности дополнительной деятельности конкретного работника.
На кого распространяется запрет
Ключевая норма, регулирующая возможность выполнения иной оплачиваемой работы, содержится в ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией. В ней установлен прямой запрет выполнять оплачиваемую работу, не связанную с основными трудовыми обязанностями:
- для руководителей государственных организаций;
- их заместителей.
Важно: под работой для целей данной нормы понимается не только трудовая деятельность по совместительству, но и любая деятельность по гражданско-правовому договору, в т. ч.:
- оказание услуг,
- выполнение работ,
- создание объектов интеллектуальной собственности.
Как быть с остальными работниками
Для всех других работников ГУО (включая ГДЛ, не упомянутых в ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией 1 , а также лиц, приравненных к ним) антикоррупционное ограничение на иную оплачиваемую работу не установлено.
Это означает, что если сотрудник не занимает одну из вышеуказанных должностей, он вправе выполнять дополнительную работу как по трудовому договору, так и на основании гражданско-правовых соглашений.

В каждом конкретном случае определяющим является не только наименование должности, но и фактический объем полномочий.
Например, воспитатель ГПД в случае одновременного наделения его организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями может попасть под антикоррупционные ограничения.
В таких ситуациях решение должно приниматься индивидуально на основе анализа закона, должностной инструкции и приказов по учреждению.
Есть ли исключения
Антикоррупционное законодательство предусматривает ограниченный перечень исключений, когда выполнение иной оплачиваемой работы допускается даже для директора, его заместителей.
Такая деятельность должна относиться исключительно к следующим сферам:
- педагогическая деятельность в части реализации содержания образовательных программ;
- научная деятельность;
- культурная и творческая деятельность;
- медицинская практика.
Данные исключения прямо закреплены в ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией.
Согласно подп. 1.20 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании под образовательной программой понимается совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного или специального образования.
В связи с этим к допустимым исключениям не относятся индивидуальные консультации без привязки к программе, подготовка частных презентаций, ведение курсов вне утвержденных образовательных программ и т. д.
Даже если деятельность имеет внешнее позиционирование как педагогическая в рамках образовательной программы, окончательная юридическая оценка проводится исходя из ее соответствия критериям Кодекса об образовании.
Пример 1
Заместитель директора ГУО по договору ведет занятия в лицензированной организации в рамках образовательной программы повышения квалификации. Деятельность подпадает под педагогическую, программа утверждена, договор оформлен — антикоррупционный запрет не нарушен.
Пример 2
Тот же заместитель в свободное время оказывает частные платные консультации или ведет курс, не связанный с утвержденной образовательной программой. В этих действиях будет усмотрено нарушение антикоррупционного запрета с последующим привлечением к ответственности.
Есть ли ограничения на совместительство
Из буквального толкования ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией следует, что норма не содержит ограничений в отношении работы руководителей, их заместителей на условиях внутреннего совместительства. Однако такие дополнительные ограничения могут быть установлены в иных НПА.
Так, ст. 255 ТК ограничивает право руководителя ГУО выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, медицинской практики.
Следовательно, с учетом ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией и ст. 255 ТК руководители ГУО не вправе работать как на условиях внешнего, так и на условиях внутреннего совместительства.
Например, руководитель ГУО даже в свободное от основной работы время не вправе оказывать платные консультационные услуги, заниматься репетиторством по договору подряда и т. д.
При этом допустимо осуществление руководителем на платной основе дополнительной педагогической деятельности, но только в части реализации образовательных программ.
Пример
Руководитель ГУО участвует в работе экзаменационной комиссии другого учреждения образования, деятельность комиссии охватывается (предусматривается) содержанием соответствующей образовательной программы. Антикоррупционный запрет не нарушен.
Вывод: вопрос работы руководителя ГУО по совместительству требует особого внимания и взвешенной оценки с учетом как трудового, так и антикоррупционного законодательства.
Рекомендации для руководителя
✓ Определите круг работников, подпадающих под статус ГДЛ. Не ограничивайтесь наименованием должности — анализируйте фактический функционал: наличие управленческих полномочий, права распоряжения имуществом, подчиненных и участия в административно-хозяйственной деятельности.
✓ Проинформируйте работников об ограничениях. Особенно при подписании антикоррупционного обязательства (ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией 1 ). Это не только правовая обязанность, но и важный элемент профилактики.
✓ Контролируйте внешние трудовые отношения ГДЛ. При наличии информации о выполнении иной работы запрашивайте копии договоров. Убедитесь, что деятельность входит в перечень разрешенных исключений, установленных законодательством (например, реализация образовательных программ).
✓ Запрашивайте разъяснения. При наличии сомнений обращайтесь за разъяснением в прокуратуру или Министерство труда и социальной защиты. Это снизит риск правовой ошибки и последующего вмешательства контролирующих органов.
Заключение
Антикоррупционные ограничения — это не формальность. Их нарушение влечет последствия как для работника (дисциплинарная и иная ответственность), так и для руководителя (контроль со стороны прокуратуры, репутационные риски, привлечение к ответственности).
Системный и юридически корректный подход — самый эффективный способ соблюсти баланс между желанием работника получить дополнительный доход и ограничениями, направленными на предупреждение конфликта интересов и злоупотреблений.
по теме










