Психологи рекомендуют демократический стиль управления
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Психологи рекомендуют демократический стиль управления

Наталья Геннадьевна НОВАК — практикующий психолог, специалист в области педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. На консультации к Наталье Геннадьевне приходят руководители различного уровня, и сама она изучает искусство управления не первый год. В беседе специалист рассказала, какими психологическими законами управления стоит руководствоваться в повседневной деятельности и как вести себя в ситуации конфликта руководителям учреждений общего среднего образования.

Новак Наталья

Практикующий психолог, специалист в области педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины

2066 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Редакция: Наталья Геннадьевна, на ваш взгляд, чем знание теоретических основ психологии управления может помочь директорам школ, гимназий, лицеев на практике?


Наталья Геннадьевна: Изучение психологии управления позволит руководителям в сфере образования получить знания, умения и навыки более эффективной организации деятельности педагогического коллектива, познакомиться с технологиями взаимодействия и воздействия, а также психологическими аспектами принятия управленческих решений. Приобретенный опыт также будет способствовать повышению конфликтологической компетентности и разнообразит арсенал социально-психологических навыков и техник, необходимых в сфере управления в образовании.


Ред.: В процессе управления директор школы взаимодействует не только с подчиненными, педагогами, но и с учащимися, их родителями. Каким должен быть стиль руководства и взаимодействия с каждой отдельно взятой группой?


Н.Г.: У каждого директора со временем вырабатывается определенный стиль руководства, но в любом случае общение первого лица школы должно быть деловым, им должны соблюдаться правила и нормы делового этикета. Современные директора школ уходят от более распространенного ранее авторитарного стиля. В настоящее время все больше продвигается идея партисипативного менеджмента — такого управления, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены коллектива, в т.ч. и сами школьники (институт самоуправления). В этом случае объекты управления становятся его субъектами и таким образом проявляют большую заинтересованность в процессе и результатах какой-либо деятельности. Ведь если каждый участник образовательного процесса сможет осуществить личный вклад в процесс управления, руководитель достигнет больших результатов.

От редакции
Модель партисипативного менеджмента описывает широкий спектр схем вовлечения сотрудников в управление организацией. Это путь преодоления отчуждения работников от процесса и результатов труда, стимулирования чувства ответственности и профессиональной гордости за свой труд.
Виды участия сотрудников в деятельности организации могут быть cгруппированы так:
1. Контакты сверху вниз (например, от руководителя к подчиненным).
2. Формы решения проблем снизу вверх, разработанные с целью вовлечения в процесс управления подразделением/организацией сотрудников либо через личное общение, либо через механизм малых групп. К подобным формам относится работа целевых групп/проектных команд, кружки качества, изучение мнений и отношений по вопросам деятельности подразделения/организации с помощью анкет, участие сотрудников в выработке решений и т.д.
3. Финансовое участие, реализуемое через схемы, связывающие вознаграждение отдельных сотрудников с работой подразделения, организации. Эти схемы включают участие в прибыли, систему индивидуальных и коллективных премий и пр.
4. Представительное участие, в которое сотрудники вовлекаются посредством рабочих советов, переговоров по заключению коллективных договоров и пр.

Однако, например, в ситуациях угрозы жизни, единовластие, категоричность и разумное давление могут оказаться спасительными. Психологи рекомендуют в большинстве случаев применять демократический стиль, характеризующийся высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а успех служит вознаграждением.

Попустительский (либеральный, анархический) стиль свидетельствует, скорее, об отсутствии управления, но также есть ситуации, когда и его применение позволит добиться нужных результатов. Такое «руководство» будет способствовать нивелированию влияния авторитета в ситуации поиска новых нестандартных решений или формированию у коллег ответственного отношения к решаемым задачам.

Другими словами, показателем высокого профессионализма является умение директора выбирать стиль управления с учетом конкретной педагогической ситуации.


Ред.: Как следует вести себя руководителю, когда он оказывается в ситуации конфликта с педагогами, учениками, родителями?


Н.Г.: Как показывает практика, большинство конфликтных ситуаций разрешаются на уровне их возникновения и не доходят до директора.

Если без административного вмешательства не обойтись, то для решения проблемы директору сначала нужно получить полную картину конфликтной ситуации, изучить аргументы всех сторон. Директор должен понимать, что каждый участник конфликта считает себя правым и требует соответствующих действий. Основное условие конструктивного разрешения конфликтов — открытое общение сторон, в котором директор выступает в роли посредника, медиатора. При прояснении ситуации становится очевидным, что разрешение части конфликтов можно делегировать классному руководителю или педагогу-психологу. 


Ред.: Говорят, плох тот руководитель, который делает работу вместо подчиненных, а хорош тот, который грамотно организовал работу. Как руководителю не делать работу за подчиненных?


Н.Г.: Директорам необходимо понимать, что управление — это процесс достижения цели усилиями других людей, когда его составляющие делятся между участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми.

Один из важнейших по значимости критериев эффективного управления персоналом успешного директора — умение делегировать полномочия. В руках руководителя сосредоточена верховная власть, которую обычно хотят получить еще несколько человек в организации. Формально это сделать нельзя, но можно удовлетворить их потребность во власти, расширив на время полномочия. Успешный руководитель не боится лишиться власти. Наоборот, если он грамотно делегирует полномочия, то получает качественно выполненную работу, лояльных сотрудников, массу инициативных предложений, сплоченный коллектив, а еще и свободное время на исполнение непосредственных обязанностей в рабочем процессе, которые делегировать никак нельзя, но на которые никогда не хватает времени!


Ред.: А существуют ли универсальные психологические законы управления? Если да, то какие?


Н.Г.: Да, можно говорить о том, что существуют определенные законы управления. Во-первых, это закон неопределенности отклика, который утверждает: разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона: даже один и тот же человек в разное время может по-разному реагировать на одно и то же воздействие (зависит от настроения человека, его эмоционального состояния и пр.).

Закон неадекватности взаимного восприятия состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие устроено таким образом, что практически никогда не бывает полностью адекватным, точным и полным. С учетом закона неадекватности восприятия при подходе к людям руководители должны использовать принцип универсальной талантливости, который с управленческой точки зрения принимает форму девиза: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом». Не забывать также о принципе постоянного развития способностей и принципе неисчерпаемости, ведь ни одна оценка, данная человеку, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной — она либо завышена, либо занижена. Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя.

Закон искажения информации иногда называют законом потери смысла управленческой информации. Его суть заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т.д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». В основе потери смысла информации лежит язык, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными ни были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %.

Закон самосохранения состоит в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.

Например, на педсовете руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих сразу сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», — ответил на это директор. В этой ситуации у всех присутствующих сознание переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек начинает думать, как не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему.

Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий недостатки или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т.д.

Ред.: Наталья Геннадьевна, спасибо за интересный разговор! 

Беседовала Екатерина КОВАЛЕНКО

2066 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Какое оптимальное количество садов, школ, колледжей и университетов должно быть в населенных пунктах Беларуси?

Постановлением Министерства образования от 7 октября 2024 г. № 119 установлен порядок определения оптимального количества бюджетных организаций, оказывающих услуги в сфер...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 150
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок