Что такое адаптация
Адаптация учащихся — самый трудный период в школе.
Словарь
Адаптация учащихся — процесс приспособления организма ребенка к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.
Данный процесс длительный и имеет физиологические, психологические и социальные аспекты. Поэтому контроль адаптации со стороны администрации просто необходим.
Как организовать адаптацию
Вся деятельность личностно ориентированного УОСО разворачивается вокруг задач обучения, воспитания и развития учащихся. Эти задачи в гимназии № 22 г. Минска формируются на основе «Образа выпускника гимназии», который описан в Концепции гимназии, с учетом возрастных вариантов этих задач на разных ступенях образования. Задачи уточняются и корректируются в процессе анализа данных педагогического и психологического мониторингов.
Для совместного скоординированного решения поставленных задач все участники образовательного процесса должны взаимодействовать. Одной из наиболее важных форм профессионального взаимодействия в гимназии был и остается психолого-педагогический консилиум (далее — ППК).
Словарь
Психолого-педагогический консилиум (ППК) — организационная форма, в рамках которой происходят разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп, класса и параллелей.
Что свидетельствует об эффективности ППК
Системное применение ППК позволяет достичь определенных результатов:
- повышения уровня мотивации учащихся к обучению, уровня обученности и воспитанности учащихся;
- положительной динамики участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, творческих турнирах и конкурсах, спортивных соревнованиях.
Использование ППК как способа контроля адаптации учащихся в гимназии применяется с 2018 г.
Статистика
Анализ результативности гимназии за три года
Как провести ППК
Цель ППК — разработать общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным учащимся.
Участники ППК:
- директор;
- заместители директора;
- педагоги;
- классные руководители;
- медицинский работник;
- педагог-психолог;
- педагог социальный.
Периодичность проведения ППК. Плановые ППК в гимназии проводятся по I, V, IX и X классам, что обусловлено логикой возрастного развития гимназистов, а также связано с важными этапами в их учебной деятельности.
Традиционно каждый ППК по параллелям проводится в три этапа (т. е. включает три ежегодных заседания).
Периодичность проведения заседаний ППК
Деятельность участников ППК
Эффективные приемы активизации участников на заседаниях ППК:
- круглый стол;
- открытый микрофон;
- мозговой штурм;
- ярмарка педагогических идей;
- рефлексивный диалог.
Очень важно, что для нашей гимназии ППК стали естественной, традиционной, привычно-плановой формой обсуждения проблем и постановки задач работы с учащимися. Консилиум можно использовать и как нетрадиционную форму проведения педагогического совета по преемственности и адаптации учащихся к новым условиям обучения.
От редакции
О других нетрадиционных формах проведения педагогического совета читайте в статье О. Степанец «Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 3)».
Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
образец приказа о проведении классно-обобщающего контроля в X классах;
программа проведения классно-обобщающего контроля;
планы проведения заседаний психолого-педагогических консилиумов по адаптации учащихся;
примеры анкет для учащихся и родителей для мониторинга адаптации.