Адаптация учащихся: решения для директора
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Адаптация учащихся: решения для директора

Статья содержит практический набор инструментов для директоров и заместителей директоров по учебной работе по контролю за адаптацией учащихся:

• инструкцию по организации психолого-педагогического консилиума;
• пакет документов для организации классно-обобщающего контроля;
• памятку для директора.

Маркевич Ирина

заместитель директора по учебной работе
ГУО «Гимназия № 22 г. Минска»


305 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое адаптация

Адаптация учащихся — самый трудный период в школе.


Словарь

Адаптация учащихся — процесс приспособления организма ребенка к новым усло­виям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.


Данный процесс длительный и имеет физиологические, психологические и социальные аспекты. Поэтому контроль адаптации со стороны администрации просто необходим.

Как организовать адаптацию

Вся деятельность личностно ориентированного УОСО разворачивается вокруг задач обучения, воспитания и развития учащихся. Эти задачи в гимназии № 22 г. Минска формируются на основе «Образа выпускника гимназии», который описан в Концепции гимназии, с учетом возрастных вариантов этих задач на разных ступенях образования. Задачи уточняются и корректируются в процессе анализа данных педагогического и психологического мониторингов.

Для совместного скоординированного решения поставленных задач все участники образовательного процесса должны взаимодействовать. Одной из наиболее важных форм профессионального взаимодействия в гимназии был и остается психолого-­педаго­гический консилиум (далее — ППК).


Словарь

Психолого-педагогический консилиум (ППК) — организационная форма, в рамках которой происходят разработка и планирование психо­лого-педагоги­ческого сопровож­дения учащегося, определенных ученических групп, класса и параллелей.


Что свидетельствует об эффективности ППК

Системное применение ППК позволяет достичь определенных результатов:

  • повышения уровня мотивации учащихся к обучению, уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • положительной динамики участия обу­чающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, творческих турнирах и конкурсах, спортивных соревнованиях.

Использование ППК как способа контроля адаптации учащихся в гимназии применяется с 2018 г.


Статистика

Анализ результативности гимназии за три года


Как провести ППК

Цель ППК — разработать общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным учащимся.

Участники ППК:

  • директор;
  • заместители директора;
  • педагоги;
  • классные руководители;
  • медицинский работник;
  • педагог-­психолог;
  • педагог социальный.

Периодичность проведения ППК. Плановые ППК в гимназии проводятся по I, V, IX и X классам, что обусловлено логикой возрастного развития гимназистов, а также связано с важными этапами в их учебной деятельности.

Традиционно каждый ППК по параллелям проводится в три этапа (т. е. включает три ежегодных заседания).

Периодичность проведения заседаний ППК

Деятельность участников ППК

Эффективные приемы активизации участников на заседаниях ППК:

  • круглый стол;
  • открытый микрофон;
  • мозговой штурм;
  • ярмарка педагогических идей;
  • рефлексивный диалог.

Очень важно, что для нашей гимназии ППК стали естественной, традиционной, привычно-­плановой формой обсуждения проблем и постановки задач работы с учащимися. Консилиум можно использовать и как нетрадиционную форму проведения педагогического совета по преемственности и адаптации учащихся к новым условиям обучения.


От редакции

О других нетрадиционных формах проведения педагогического совета читайте в статье О. Степанец «Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 3)».


Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
образец приказа о проведении классно-обобщающего контроля в X классах;
программа проведения классно-обобщающего контроля;
планы проведения заседаний психолого-педагогических консилиумов по адаптации учащихся;
примеры анкет для учащихся и родителей для мониторинга адаптации.

305 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 419
8

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 919
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок