Перенос информационных систем и ресурсов УО на специально созданные ресурсы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Перенос информационных систем и ресурсов УО на специально созданные ресурсы

Что такое РЦОД и зачем он нужен?
Республиканский центр обработки данных предназначен для размещения программно-технических средств республиканской платформы и других программно-технических средств, информационных систем и информационных ресурсов, в т.ч. государственных учреждений образования.
Есть ли организации, помогающие учреждениям переносить информационные системы и ресурсы на специально созданные платформы?
Да, ООО «Белорусские облачные технологии».
Что поможет принять решение о целесообразности (нецелесообразности) размещения информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы?
Перечень оснований, определяющих нецелесообразность размещения информационной системы (информационного ресурса) ввиду специфики ее (его) назначения и (или) эксплуатации.

Титова Наталья

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Физкультурно-спортивный центр детей и молодежи Фрунзенского района г. Минска», кандидат педагогических наук

Круглик Юрий

Директор ГУО «Гимназия № 19 г. Минска», магистр педагогических наук

1814 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016‒2022 годы (утв. на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь 03.11.2015 № 26 (далее — Стратегия развития информатизации)) определены ряд основных задач:

  • совершенствование национальной ин­формационно-­коммуникационной инфраструктуры;
  • обеспечение непрерывности, безотказности, безопасности информационных потоков;
  • развитие эффективной и прозрачной системы государственного управления посредством внедрения передовых информационно-­коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности.

Работа по их реализации включает:

  • дальнейшее развитие сетей широкополосного доступа, а также современных сервисов и услуг, предоставляемых на их основе;
  • расширение сферы применения республиканской платформы на основе технологий облачных вычислений с использованием средств шифрования отечественного производства для функционирования ведомственных информационных систем, ресурсов и оказания электронных услуг как на территории страны, так и за ее пределами;
  • обеспечение необходимого уровня защиты информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.

Правовое регулирование

В сфере образования необходимо обеспечить в т. ч. развитие национальной системы образовательных информационных ресурсов, системы электронных услуг в сфере образования и совершенствование программно-­технической инфраструктуры системы образования.

Ключевым фактором в организации работы по обеспечению цифрового доверия, защиты информационных ресурсов и информационно-­коммуникационной инфраструктуры является хранение информации, в т. ч. персональных данных граждан Республики Беларусь, исключительно в центрах обработки данных и дата-центрах, расположенных на территории Республики Беларусь. Основными НПА, регулирующими эти вопросы, а также вопросы размещения информационных ресурсов и систем, использования государственными органами и организациями национального сегмента сети Интернет, телекоммуникационных технологий, являются:

Терминология

Работникам учреждений образования, ответственным за информатизацию либо в обязанности которых входят вопросы обеспечения работоспособности и защиты информационных систем (информационных ресурсов), следует знать, что в соответствии с Законом:

  • база данных — совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях;
  • банк данных — организационно-­техничес­кая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими;
  • информационная система — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-­технических средств;
  • информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах;
  • комплекс программно-­технических средств — совокупность программных и технических средств, обеспечивающих осуществление информационных отношений с помощью информационных технологий.

В Законе содержатся и другие термины и их определения, касающиеся информатизации и сферы высоких технологий.

Республиканский центр обработки данных

В 2014 г. в целях дальнейшего развития в Республике Беларусь информационного общества, совершенствования инфраструктуры сети передачи данных, а также повышения уровня обслуживания и качества предоставляемых информационных услуг создан республиканский центр обработки данных (далее — РЦОД), предназначенный для размещения программно-­технических средств республиканской платформы и других программно-­технических средств, информационных систем и информационных ресурсов государственных органов и государственных организаций, в т. ч. государственных учреждений образования.

Республиканский центр обработки данных представляет собой специализированный комплекс зданий (сооружений), оборудованных инженерными системами, подключенный к единой республиканской сети передачи данных и (или) выделенным сетям электросвязи и принадлежащий на праве собственности ООО «Белорусские облачные технологии».

Республиканская платформа — совокупность программно-­технических средств и информационных систем, подключенных к единой республиканской сети передачи данных, позволяющая ООО «Белорусские облачные технологии» оказывать услуги РЦОД и услуги республиканской платформы, в т. ч. с использованием технологий облачных вычислений.

Справочно: на сайте ООО «Белорусские облачные технологии» в разделе «Услуги» размещен перечень услуг РЦОД и услуг республиканской платформы. Кроме этого, в разделе «Документы, заявления» размещены правила оказания услуг республиканской платформы, формы договоров и соглашений, образцы документов для заполнения, включая опросные листы для услуг, соглашения с правообладателями программного обеспечения и методические рекомендации.

Обратите внимание
Государственные организации, в т. ч. государственные учреждения образования, обязаны размещать существующие, создаваемые (приобретаемые, модернизируемые) информационные системы (информационные ресурсы), включая официальные сайты учреждений образования и почтовые сервисы, на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы. Их размещение осуществляется поэтапно на основании планов-­графиков, ежегодно утверждаемых до 1 июля Советом Министров Республики Беларусь.

Информационные системы (информационные ресурсы) государственных организаций, в т. ч. государственных учреждений образования, интегрированные с общегосударственной автоматизированной информационной системой, и соответствующие программно-­технические средства размещаются на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформе либо на информационно-­коммуникационной инфраструктуре Национального центра электронных услуг (далее — НЦЭУ), в т. ч. с применением программно-­аппаратного комплекса динамической доверенной среды.

Финансирование расходов, связанных с размещением государственными организациями, в т. ч. государственными учреждениями образования, информационных систем (информационных ресурсов), программно-­технических средств на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы либо на информационно-­коммуникационной инфраструктуре НЦЭУ, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в республиканском и (или) местных бюджетах на содержание государственных организаций, в т. ч. государственных учреждений образования, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Информационные системы (информационные ресурсы), оператором которых является НЦЭУ, информационные системы (информационные ресурсы), в отношении которых их владельцами (собственниками) принято решение о нецелесообразности их размещения на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы, и соответствующие программно-­технические средства размещаются на этих ресурсах по желанию их владельцев (собственников). Решение принимается на основании Методики оценки и принятия решения о целесообразности размещения существующих, создаваемых (приобретаемых, модернизируемых) программно-­технических средств, информационных систем (ресурсов) государственных органов и иных государственных организаций, хозяйственных обществ, в которых Республика Беларусь либо административно-­территориальная единица обладает акциями (долями в уставных фондах) в размере более 50 процентов, на ресурсах республиканского центра обработки данных и (или) республиканской платформы (утв. постановлением № 182 (далее — Методика)).

Целесообразность (нецелесообразность) размещения

Методикой детально определен порядок принятия решения о целесообразности (нецелесообразности) размещения информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы.

Так, в государственной организации, в т. ч. государственном учреждении образования, по решению ее руководителя создается комиссия, в состав которой включаются ответственные за вопросы информатизации и защиты информации работники, а также при необходимости иные работники данной организации (учреждения образования) и (или) иных организаций.

Решение о целесообразности (нецелесообразности) размещения информационной системы (информационного ресурса) принимается руководителем государственной организации (учреждения образования) путем издания распорядительного документа на основании соответствующего заключения, сформированного комиссией по установленной форме.

Руководитель государственной организации (учреждения образования) вправе принять решение о целесообразности размещения информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы без создания комиссии и подготовки ею соответствующего заключения.

В своей работе и при принятии решения комиссия должна учитывать перечень оснований, определяющих нецелесообразность размещения информационной системы (информационного ресурса) ввиду специфики их назначения и эксплуатации (далее — перечень), изложенный в приложении 2 к Методике.

Также Вы можете ознакомиться со следующей формой документов:
Перечень оснований, определяющих нецелесообразность размещения информационной системы (информационного ресурса) ввиду специфики ее (его) назначения и (или) эксплуатации

В случае, если в ходе оценки целесообразности (нецелесообразности) размещения информационной системы (информационного ресурса) комиссией будут выявлены технологические, функциональные и иные особенности, не указанные в перечне, которые, по мнению комиссии, могут являться основанием для принятия решения о нецелесообразности размещения информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы, государственная организация (учреждение образования) направляет через вышестоящую государственную организацию запрос в Оперативно-­аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, содержащий сведения об информационной системе (информационном ресурсе), достаточные для определения обоснованности формирования заключения о нецелесообразности размещения. Информация о согласовании (несогласовании) признания нецелесообразным размещения информационной системы (информационного ресурса) рассматривается в течение 6 месяцев и является основанием для подготовки окончательного заключения комиссии.

Кроме этого, комиссией может осуществляться оценка экономической целесообразности (нецелесообразности) размещения информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы, в ходе которой анализируется текущее состояние информационной системы (информационного ресурса), а также выполняются соответствующие расчеты.

Директору на заметку
Расчет предстоящих среднегодовых затрат, необходимых для оплаты услуг хостинга информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы, осуществляется ООО «Белорусские облачные технологии» по запросу государственной организации (учреждения образования) в течение 30 календарных дней со дня поступления такого запроса.

Размещение информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы признается экономически нецелесообразным, если:

  • среднегодовые затраты на размещение превышают среднегодовую стоимость владения информационной системой (информационным ресурсом) и ее системой защиты информации;
  • размещение потребует доработки прикладного программного обеспечения, стоимость которой превышает или соответствует остаточной стоимости материальных и нематериальных активов, входящих в состав информационной системы (информационного ресурса);
  • текущее состояние существующей информационной системы (информационного ресурса) позволяет обеспечить ее эксплуатацию без проведения модернизации, модернизации ИТ-инфраструктуры для нее в течение более двух лет.

Решение о нецелесообразности размещения информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы действует до момента вывода из эксплуатации либо до наступления необходимости осуществления модернизации информационной системы (информационного ресурса).

Сведения об информационной системе (информационном ресурсе), в отношении которой руководителем государственной организации (учреждения образования) принято решение о нецелесообразности размещения на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы, учитываются при заполнении опросных листов и представляются в установленном порядке в ООО «Белорусские облачные технологии». Кроме этого, копии решений о нецелесообразности размещения направляются в Оперативно-­аналитический центр при Президенте Республики Беларусь для учета.

Таким образом, Методика позволяет провести объективную комплексную оценку информационной системы (информационного ресурса) для принятия решения о целесо­образности ее размещения на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы.

Размещение программно-­технических средств, информационных систем (информационных ресурсов) государственных организаций (учреждений образования) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы регулируется Положением о порядке размещения программно-­технических средств, информационных систем (ресурсов) государственных организаций на ресурсах республиканского центра обработки данных и (или) республиканской платформы (утв. приказом № 26).

После принятия решения о целесообразности размещения информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы государственные организации (учреждения образования) осуществляют их размещение самостоятельно, в т. ч. с привлечением иных организаций, либо на основании договора на оказание инфраструктурных услуг, заключаемого с ООО «Белорусские облачные технологии».

Самостоятельное размещение или оказание услуг по размещению

В случае самостоятельного размещения, в т. ч. с привлечением иных организаций, государственная организация (учреждение образования) не менее чем за месяц до начала выполнения работ, связанных с размещением каждой информационной системы (информационного ресурса), направляет соответствующую заявку в ООО «Белорусские облачные технологии», где в течение 30 рабочих дней с момента получения заявки осуществляется резервирование ресурсов РЦОД и (или) республиканской платформы. Все работы по размещению информационных систем (информационных ресурсов) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы осуществляются в соответствии с правилами оказания услуг РЦОД и услуг республиканской платформы.

При самостоятельном размещении информационных систем (информационных ресурсов) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы государственная организация (учреждение образования) обеспечивает сохранность информации, работоспособность программно-­технических средств, информационных систем (информационных ресурсов) до момента подписания с ООО «Белорусские облачные технологии» акта начала оказания услуг РЦОД и (или) услуг республиканской платформы.

Следует учитывать, что при разработке технического задания на создание (приобретение, модернизацию) информационной системы (информационного ресурса) государственная организация (учреждение образования) согласовывает с ООО «Белорусские облачные технологии» технические требования к инфраструктуре, требования по защите информации с определением ориентировочных сроков создания информационной системы (информационного ресурса). При необходимости заключается соглашение о конфиденциальности. В адрес ООО «Белорусские облачные технологии» также направляется соответствующая заявка.

В случае размещения информационной системы (информационного ресурса) государственной организации (учреждения образования) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы путем оказания ООО «Белорусские облачные технологии» инфраструктурных услуг все риски, права, обязанности, ответственность и сроки выполнения работ определяются соответствующим договором на оказание инфраструктурных услуг.

После размещения информационной системы (информационного ресурса) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы ООО «Белорусские облачные технологии» совместно с государственной организацией (учреждением образования) — владельцем информационной системы (информационного ресурса) обеспечивает (с учетом классов типовых информационных систем) защиту информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования правомерного доступа к ней при оказании государственным организациям услуг РЦОД и (или) республиканской платформы. В этих целях ООО «Белорусские облачные технологии» руководствуется политикой информационной безопасности и разрабатывает необходимые локальные документы, в т. ч. определяющие порядок посещения РЦОД, правила оказания услуг РЦОД и услуг республиканской платформы, основные положения соглашения о конфиденциальности и иные документы, необходимые для обеспечения защиты информации.

Государственные организации (учреждения образования) при эксплуатации ресурсов РЦОД и (или) республиканской платформы руководствуются вышеназванными требованиями и рекомендациями и несут ответственность за действия своих работников, а также работников иных организаций, выполняющих разработку, доработку, администрирование, эксплуатацию и техническую поддержку программно-­технических средств, информационных систем (информационных ресурсов), которые могут повлечь нарушение сохранности, доступности, конфиденциальности и целостности информации, размещенной на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы.

Сохранность, доступность, конфиденциальность и целостность информации, размещенной на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы, обеспечиваются ООО «Белорусские облачные технологии» и государственной организацией (учреждением образования) в соответствии с законодательством и условиями договоров оказания услуг с использованием ресурсов РЦОД и (или) республиканской платформы.

Планирование и реализация мероприятий по переносу и размещению информационных систем (информационных ресурсов) на ресурсах РЦОД и (или) республиканской платформы являются важным аспектом функционирования государственных организаций (учреждений образования) в современных условиях, который позволяет защитить их информацию и информационную инфраструктуру от негативных воздействий, повысить уровень цифрового доверия, обеспечить надежность функционирования всех систем и минимизировать возможные негативные последствия в результате неправомерных действий третьих лиц.

1814 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Законопроект по вопросам образования принят в первом чтении

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов по во...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 147
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок