Можно ли обязать учителя на время летних каникул работать воспитателем в летнем лагере с дневным пребыванием при школе (рабочее время за день в лагере составляет 9 ч без перерыва)? Оплата в летний период производится только за 20 тарифицируемых часов (фактическая работа в лагере составляет 45 ч); по коллективному договору за работу в лагере воспитателем также доплачивают 10 % от оклада. На основании каких НПА осуществляется порядок назначения воспитателей в школьный лагерь?
Общая продолжительность рабочего времени учителя не должна превышать 36 ч в неделю.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) для учителя определена норма часов педагогической нагрузки за ставку 20 ч в неделю и установлено, что сокращенная продолжительность его рабочего времени не должна превышать 36 ч в неделю.
В соответствии с квалификационной характеристикой учителя, содержащейся в выпуске 28 единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (далее — выпуск 28 ЕКСД) (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями) в должностные обязанности учителя кроме выполнения педагогической нагрузки входит осуществление воспитательной работы с обучающимися.
Учитывая, что в период каникул учебные занятия не проводятся, на основании приказа руководителя учителя привлекаются к работе в школьном лагере с дневным пребыванием детей. При этом за учителем сохраняется его заработок. Кроме того, учителю может устанавливаться надбавка за характер труда по решению нанимателя.
Согласно ч. 3–4 ст. 123 ТК режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя, и определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности). График работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом.
Правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования для учителя разрабатываются с учетом продолжительности учебной недели (пятидневной или шестидневной), сокращенной продолжительности рабочего времени учителя и его должностных обязанностей.
Таким образом, режим рабочего времени учителя во время работы в лагере определяется правилами внутреннего трудового распорядка или с учетом особенностей организации образовательного процесса — графиком работ (расписанием занятий). При этом общая продолжительность его рабочего времени не должна превышать 36 ч в неделю.
Почему сейчас нет дифференциации в окладах учителей с высшим и средним специальным образованием?
Квалификационные характеристики должностей специалистов определены выпуском 28 ЕКСД.
В соответствии с ним к должности «Учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, к педагогической деятельности допускаются работники, имеющие как высшее, так и среднее специальное образование. Должностные обязанности у них одинаковые.
С 01.01.2020 оплата труда педагогических работников установлена за выполняемую работу, независимо от имеющегося образования.
При этом дифференциация в оплате труда педагогов существует. Она осуществляется за счет надбавки за специфику работы в сфере образования и зависит от имеющейся квалификационной категории педагогического работника.
В 2018 г. работнику была присвоена II квалификационная категория по должности «Учитель». Сейчас он работает заместителем директора по учебной работе и хочет повысить свою категорию. Какие для этого нужно соблюсти условия? Необходимо ли ему устроиться в данном учреждении учителем по совместительству? Если да, то с какой нагрузкой: 0,25 ставки или достаточно 1 ч в неделю по совместительству?
Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по аттестации).
Согласно Инструкции по аттестации аттестация на присвоение квалификационной категории производится по занимаемой должности.
В случаях выполнения руководящими работниками учреждения работы на условиях совместительства (внутреннего или и внешнего) в должностях, по которым предусматривается категорирование (например, должность учителя), данные педагогические работники обладают правом пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории.
Объем работы по занимаемой должности для присвоения квалификационной категории как по основной работе, так и работе по совместительству Инструкцией по аттестации не установлен.
Таким образом, педагогический работник имеет право претендовать на присвоение квалификационной категории независимо от объема педагогической нагрузки, установленной по занимаемой должности.
Сохранились ли какие-нибудь льготы для молодых специалистов, включенных в банк данных одаренной молодежи?
Часть льгот сохранилась.
До 1 января 2020 г. молодым специалистам, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи, направленным на работу по распределению в бюджетные организации после получения высшего образования (в т. ч. высшего образования II ступени), предусматривалось повышение тарифных ставок (окладов) в течение двух лет с момента заключения трудового договора (контракта):
- на 50 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 273 «О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов» (утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27) (далее — Указ № 273);
- на 10 % в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2010 № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (утратил силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138) (далее — постановление № 1267).
С 1 января 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» изменена система оплаты труда работников бюджетной сферы. В связи с этим отдельные НПА признаны утратившими силу, в т. ч. Указ № 273 и постановление № 1267.
В настоящее время отсутствуют акты законодательства, в централизованном порядке устанавливающие выплаты молодым специалистам, в т. ч. включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи. Принятие нормативных и локальных правовых актов по данному вопросу находится в компетенции органов государственного управления, имеющих в подчинении бюджетные организации, руководителей бюджетных организаций.
Так, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (с последующими изменениями и дополнениями) установлена надбавка педагогическим работникам из числа молодых специалистов, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи (в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 45 % от оклада).
Должно ли учреждение образования хранить дубликаты характеристик учащихся, которые заканчивают базовую и среднюю школу? В настоящее время мы выдаем оригинал характеристики вместе со свидетельством либо аттестатом. Подобный вопрос возникает в учреждениях достаточно часто. Выпускники разных лет (закончившие учреждение два, три года, а иногда и пять лет назад) обращаются за характеристикой, которая им необходима при поступлении в вузы силовых структур либо для устройства на работу. Никаких нормативных документов, регулирующих хранение характеристик, мы найти не смогли. Как в этом случае отвечать обратившимся?
Такого требования законодательство не содержит.
Перечнем документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и государственной молодежной политики, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, учреждений образования с частной формой собственности (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 с последующими изменениями и дополнениями), хранение дубликатов характеристик выпускников учреждений образования не предусмотрено.
Характеристика-рекомендация для поступления в вузы силовых структур, к примеру, в Академию МВД, рассмотренная педагогическим советом и утвержденная руководителем учреждения образования, выдается для абитуриентов из числа гражданской молодежи, оканчивающих учреждения общего среднего, профессионально-технического или среднего специального образования в год поступления. Для иных абитуриентов из числа гражданской молодежи требуется характеристика-рекомендация с последнего места работы (учебы), утвержденная руководителем.
Возможно ли перевести ученика на класс ниже (например, перевести учащегося IX класса в VIII класс) по обоюдному желанию ученика и его родителей и, соответственно, каков порядок осуществления такого перевода?
Такой перевод невозможен.
Порядок перевода учащихся, получающих общее среднее образование, регулируется Инструкцией о порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, получающих общее среднее образование (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2013 № 55 с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с п. 7 указанной Инструкции перевод учащегося возможен в другое учреждение образования или в иной форме получения образования на третьей ступени общего среднего образования. Иные случаи перевода, в т. ч. перевод учащихся, получающих общее среднее образование, на класс ниже законодательством об образовании не предусмотрены.
Учитывая изложенное, перевод учащегося IX класса в VIII класс не представляется возможным.
Иногда возникают ситуации, когда в день проведения контрольной на уроке присутствуют пять и менее учеников. При каком количестве учеников нельзя проводить контрольную работу?
Требования к необходимому количеству учащихся, присутствующих на уроке при проведении контрольной работы, НПА не установлены.
Требования к проведению контрольных работ в учреждениях образования установлены специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее — Специфические требования) (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525).
Так, в п. 67 Специфических требований установлено, что контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.
Запрещается проведение контрольных работ в пятницу и на последних уроках в учреждениях общего среднего образования.
В то же время возможен перенос сроков проведения контрольной работы.
Решение о переносе сроков проведения контрольной работы принимает руководитель учреждения образования, который должен обеспечить организацию образовательного процесса с учетом требований санитарных норм и складывающейся ситуации.
Два учителя нашей школы ушли в феврале в отпуск по уходу за ребенком. Протарифицирован только один педагог, который принят на работу дополнительно, а всем остальным привлекаемым на замену учителям из нашей школы часы оплачивают как замену. Правильно ли это?
Особенности труда педагогических работников сферы образования регулируются постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «Об особенностях регулирования труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями). Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме. Педагогическая нагрузка учителей может меняться с началом, а также в течение учебного года.
Внесение изменений в педагогическую нагрузку учителей, заменяющих временно отсутствующих работников, которым назначено пособие по беременности и родам, осуществляется в случае замещения сроком до четырех месяцев (ст. 292 ТК).
В иных случаях замена временно отсутствующего педагогического работника (учителя) производится за фактически отработанное время из расчета оклада педагогического работника с учетом надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, надбавки за специфику работы в сфере образования, надбавки за работу по контракту, а также доплаты за особые условия труда (при необходимости).
Является ли отметка в журнале посещения учениками занятий музыкальной направленности о присутствии (отсутствии) на индивидуальном факультативном занятии учащегося достаточным подтверждением того, что ученик был на занятии? Есть ли необходимость проводить сверку с классными журналами и табелем по питанию в школе? В случае отсутствия ученика в школе на обычных уроках имеет ли право учитель не проводить факультативное занятие с этим учеником и ставить ему отметку об отсутствии, даже если ученик пришел на факультативное занятие?
НПА проведение сверки посещаемости на основных и факультативных занятиях, равно как и сверки посещения факультативных занятий с табелем питания в школе не предусмотрено.
Согласно п. 63 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение), учредитель учреждения общего среднего образования вправе принять решение об организации образовательного процесса индивидуально при освоении на факультативных занятиях музыкальной направленности содержания учебной программы факультативных занятий для I–IX классов, направленной на изучение игры на музыкальном инструменте.
Факультативные занятия музыкальной направленности проводятся в соответствии с отдельным расписанием, которое утверждается руководителем учреждения общего среднего образования (п. 67 Положения).
В соответствии с должностными обязанностями, определенными выпуском 28 ЕКСД учитель осуществляет учет посещаемости обучающихся.
В случае посещения учащимися факультативных занятий «Игра на музыкальном инструменте» проведение факультативных занятий фиксируется в журнале учета посещения учащимися учебных занятий и результатов учебной деятельности по учебному предмету «Игра на музыкальном инструменте», форма которого согласована Министерством образования. Заполняется журнал в соответствии с указаниями к его оформлению и ведению.
НПА проведение сверки посещаемости на занятиях, проведенных учителем, с посещением учащимся иных занятий в этот день, равно как и сверки посещения факультативных занятий с табелем питания в школе, не предусмотрено.
В то же время, учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Кодекса об образовании руководитель учреждения общего среднего образования несет ответственность за результаты его деятельности, он может использовать в своей работе различные формы контроля посещаемости учащимися занятий, в т. ч. и перекрестную проверку заполнения классных журналов и журналов учета посещаемости.
Однако отсутствие обучающегося на обычных уроках, как и отсутствие фиксации приема им пищи в школе, не является основанием для признания того, что ученик не посещал и факультативное занятие.
по теме