Изменены декреты, регулирующие трудовые отношения

Изменены декреты, регулирующие трудовые отношения

В апреле Президент Республики Беларусь подписал первый в этом году Декрет №1 (далее — Декрет № 1). В соответствии с ним ряд действующих декретов откорректирован исходя из изменений и дополнений, внесенных в Трудовой кодекс, в т. ч. в связи с включением в него положений о применении контрактной формы найма.

Рассмотрим, какие корректировки внесены Декретом № 1.

Косько Юрий

юрист

3796 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» внесены изменения в два Декрета Президента Республики Беларусь:

Декретом № 1 также признан утратившим силу Декрет Президента Республики Беларусь от 27.03.1997 № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (далее — Декрет № 10).

Необходимо отметить, что Декрет № 1 вступил в силу с 12.04.2020 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 28.01.2020 (за исключением отдельных положений).

Что изменилось в Декрете № 5?

Срок предупреждения об изменении существенных условий труда

Декретом № 1 исключена норма подп. 3.2 п. 3 из Декрета № 5, регламентировавшая обязанность нанимателя предупреждать работника об изменении существенных условий труда в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами не позднее чем за 7 календарных дней.

Необходимо отметить, что внесение изменений в Декрет № 5 в части исключения срока предупреждения об изменении существенных условий не позднее чем за 7 календарных дней, а также вступление в силу данных изменений с 28.01.2020 было прогнозируемо.

В споре о силе действия законодательных актов по регулированию сроков уведомления нанимателями работников об изменении существенных условий труда поставлена точка и с 28.01.2020 предупреждение работника об изменении существенных условий труда должно производиться не позднее чем за один месяц.

Вместе с тем остается открытым вопрос: будет ли являться нарушением законодательства о труде уведомление работников об изменении существенных условий труда, имевшее место после 28.01.2020, но до принятия Декрета № 1 (до 12.04.2020), не позднее чем за 7 календарных дней, а не за месяц (т. е. в соответствии с подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, а не в соответствии с ч. 3 ст. 32 ТК)?

По нашему мнению, нет в силу правил о соотношении юридической силы законов и нормативных правовых актов Президента, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».

Мониторинг лиц, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам

Декрет № 1 дополнил Декрет № 5 нормами, обязывающими Администрацию Президента Республики Беларусь, Совет Министров Рес­публики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком, райисполкомы, горисполкомы (городов областного подчинения), местные администрации районов в городах осуществлять мониторинг трудоустройства лиц, освобожденных по дискредитирующим обстоятельствам от должностей, включенных в кадровые реестры, указанные в ч. 1 п. 8 Декрета № 5, в течение пяти лет после такого увольнения.

Указанные в Декрете № 1 госорганы будут вправе запрашивать от всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности сведения, необходимые для осуществления мониторинга трудоустройства лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которые должны будут представляться на безвозмездной основе в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Как указано в разъяснениях, приведенных на официальном сайте Президента Республики Беларусь (https://clck.ru/MugMY), данные нововведения введены в действие в целях безусловного выполнения требований Главы государства о недопущении случаев «пересаживания» руководителей, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам.

Приведенная выше норма Декрета № 1 вступила в силу после официального опубликования, т. е. с 12.04.2020.

Что изменилось в Декрете № 29?

Из Декрета № 29 был исключен ряд норм, регулирующих:

  • порядок и условия заключения и прекращения контрактов нанимателями с работниками (п. 1);
  • содержание и условия контракта (п. 2);
  • сроки и периодичность выплаты заработной платы и среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (ч. 1–4 п. 4);
  • обязанность государственных органов, государственных организаций информировать не реже одного раза в полугодие вышестоящие государственные органы о причинах невыполнения нормативных актов, судебных постановлений, поручений и иных решений вышестоящих органов с представлением предложений об устранении причин невыполнения либо о мерах, принятых по устранению этих причин (абз. 3 п. 7).

Вышеуказанные нормы Декрета № 29, касающиеся регулирования контрактной формы найма, были исключены в связи с корректировкой ТК, в результате которой в ТК появилась гл. 18-1 «Особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты».  

От редакции
Обратите внимание, Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» нанимателям предоставлено право изменять существенные условия труда в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, предупредив работника всего за один день. Подробнее об этом читайте здесь.

3796 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Стой, кто идет: организация пропускного режима с учетом законодательства о персональных данных

Одной из обязанностей учреждения образования определено создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов (подп. 4.5 п. 4 ст. 19 Ко...
№ 11 (143) 2023 Швед Надежда,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 912
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок