"Профессионально-техническое образование, кроме профессии, дает еще и различные универсальные компетенции. То есть, например, знания и умения в области материаловедения, электротехники, что позволяет выпускникам в дальнейшем на пути саморазвития довольно быстро переключаться и получать смежные профессии", - сказала Александра Петрова.
Например, выпускник может переквалифицироваться из токаря в фрезеровщика, а из фрезеровщика в шлифовщика, из шлифовщика - оператора станков с программным управлением. "Перевооружение производства происходит, поэтому обладание такими универсальными компетенциями дает возможность человеку не потерять себя в мире быстро изменяющихся технологий", - заметила она.
Более того, уточнила заместитель начальника главного управления, выпускник за несколько лет не только получает диплом, который позволяет ему поступать на более высокий уровень образования, но и обладать одной или несколькими профессиями в зависимости от той сферы, которую он выбрал. Например, на уровне профессионально-технического образования можно освоить, как правило, 2-3 рабочие профессии, причем это могут быть разные сочетания в зависимости от потребности заказчиков кадров и региона.
Александра Петрова пояснила, что возможна интеграция двух (например, машинист экскаватора и водитель погрузчика, слесарь по ремонту сельхозмашин и тракторист-машинист сельхозпроизводства) или трех смежных профессий (повар-садовод-овощевод). "Это повышает конкурентоспособность выпускника, позволяет ему избежать сезонности работ, как в случае с овощеводом или трактористом. То есть выпускник будет востребован организациями круглогодично", - добавила заместитель начальника главного управления.
технического образования - профессионально-технические колледжи, профессиональные лицеи - за сентябрь 2022 - январь 2023 года стали колледжами. Теперь в Беларуси единая система колледжей, которые реализуют образовательные программы профессионально-технического образования, могут реализовывать программы среднего специального образования. Ряд колледжей - медицинские, педагогические, колледжи, осуществляющие подготовку для сферы культуры - реализуют программы только среднего специального образования.
В этом году на уровень среднего специального образования планируется принять около 39 тыс. абитуриентов, из них 27 тыс. - за счет средств бюджета. На уровень профессионально-технического образования - около 26 тыс. абитуриентов, все обучение - за счет средств бюджета.
Источник: БЕЛТА