Адаптация ребенка к школе, особенно маленького, очень сильно зависит от того, с каким настроением родители воспринимают этот факт. Наиболее частой их эмоциональными реакциями становятся тревога, страх, волнение, паника, напряжение и раздражение. Причем это не состоит в зависимости от способности ребенка к обучению.
— Если родительский школьный опыт был тревожным, небезопасным, травмирующим, то есть большая вероятность, что все эти негативные переживания будут переноситься на ребенка, — отметила О. Кудина-Середа. —Поэтому родителям в первую очередь важно держать в фокусе свое состояние и настрой относительно этого события, и отделять свои тревоги, страхи, представления от того, как может быть на самом деле. Можно не проговаривать о своих страхах и опасениях по поводу школы, но это будет транслироваться взглядом, определенными вопросами, где акцент будет на негативе, и это непременно будет настраивать ребенка определенным образом.

По словам собеседницы, отличным вариантом будет настраивать в первую очередь себя, а потом и ребенка на то, что школа — это прежде всего возможность общаться и учиться новому; место, где можно обрести навык искать свое место в группе, отстаивать себя, встретить своего учителя, обрести друзей; место, где можно научиться принимать решения и справляться с трудностями. Так будут формироваться позитивные настрой и отношение к школе.
Можно задавать ребенку поддерживающие вопросы.
- «Чему бы ты хотел(а) научиться в этом году?», — и это будет вопрос не о программе, а о каком-то навыке (например, научиться все делать заранее и не откладывать, научиться быстро собираться в школу, уверенно отвечать на уроках и т. д.).
- «Чему бы ты хотел(а) научиться вне школы?», — например, готовить суп, стирать свою одежду, кататься на велосипеде и пр. — иными словами, то, что самому ребенку кажется важным и полезным.
- «Каких трудностей ты ожидаешь?», — и вместе подумать над планом, как с ними можно справляться. Здесь полезным будет совместное обсуждение тех качеств ребенка, которые могут помочь в той или иной ситуации — любопытства, усидчивости, общительности и т. д.
- «Как я могу тебе помочь?», — и спрашивать об этом с искренним интересом и любовью, не ожидая тех ответов, которые хотелось бы услышать.
Если ребенок будет чувствовать, что для него безопасно отвечать на все эти вопросы, и что задаются они не с позиции тревоги или нравоучения, то он начнет с удовольствием делиться мыслями и переживаниями.
Также специалист рекомендует держать в фокусе физиологию ребенка — следить за питанием, сном, двигательной активностью. Любой стресс легче пережить, если обеспечен физиологический комфорт. Необходимо добавлять дополнительные ресурсы — совместные прогулки, приятные и интересные занятия, позитивные впечатления, а также помочь ребенку организовать режим дня. Самому родителю важно быть источником покоя и уверенности, необходимо фокусироваться на маленьких достижениях и победах. Если все же возникнут трудности с адаптацией, то стоит обратиться за помощью к специалисту (психологу).
—Для каждого ребенка крайне важно, чтобы в их жизни был уважающий и заинтересованный им взрослый, способный выдерживать трудности и его непростые эмоциональные состояния, — отметила О. Кудина-Середа. — Взрослый, который выслушает из позиции заботы и уважения, будет устойчивым к любой правде, которую расскажет ребенок, посочувствует и скажет: «Мы разберемся».
Источник: Минск-Новости