Для младшего школьника учитель — это его «вторая мама», отмечает психолог. В их отношениях много заботы, доверия, наставлений. При переходе в среднюю школу педагогов становится больше, и каждый приносит с собой не только новые знания, но и свой характер, стиль изложения учебного материала, требования.
— Привыкать приходится даже к определенному темпу и тембру речи. Например, первый урок вел учитель-флегматик: спокойно, медленно объяснял материал. А следующий урок уже ведет учитель-холерик, у которого быстрый темп речи, он ведет себя эмоционально. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к такому разнообразию в характерах.
Вторая возможная трудность — это кабинетная система. В средней школе ребята не сидят в одном кабинете, а переходят из одного в другой, в зависимости от урока. В этом году пятиклашки, как и всем другие ученики, будут находиться только в своем кабинете из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, но обычно им приходится привыкать к «кочевому образу жизни». Это может вызвать волнение.
Источник фото: Unsplash.com
Еще одна возможная сложность — смена коллектива, говорит психолог. Очень часто состав меняется по сравнению с начальной школой.
— Новый коллектив — это всегда испытание, как для детей, так и для родителей, педагогов. Из своего опыта могу сказать, что именно здоровый микроклимат в классе составляет 70% успешной адаптации. Случается так, что в одном классе может оказаться слишком много «звезд», которые могут начать соперничать между собой или «подбивать» других ребят искать ребенка, с которым дружить не нужно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей и педагогов для того, чтобы помочь детям преодолеть возникшие трудности во взаимоотношениях между одноклассниками.
А еще в пятом классе меняются школьные задания: теперь они направлены не просто на воспроизведение материала, а на его анализ, высказывание личного мнения, что может быть сложным для некоторых детей.
— Ребенку нужно не просто прочитать и воспроизвести текст без ошибок, но и порассуждать, сделать альтернативные задания, опираясь на уже полученные знания. Также добавляется больше самостоятельности и форм заданий. Например, сочинить предложение с нужным количеством частей речи, найти ошибки в работе соседа по парте.
«Ты уже большой, а игрушки — для маленьких»
Также в начальных классах дети обычно носят с собой в рюкзаке книги и игрушки, с которыми играют на переменах с одноклассниками. В средней школе дети обычно отказываются от этой привычки, так как уже становится стыдно играть с куклами и машинками, ведь «игрушки — это для маленьких», а пятиклассник уже взрослый, самостоятельный. Именно с такой установкой его отправляют взрослые в пятый класс.
Но детям все равно хочется играть, поэтому их все больше начинают интересовать гаджеты и другие новомодные развлечения, убеждена Анастасия Петровская.
— Переход в среднюю школу считается своеобразным прощанием с детством. Даже на выпускном вечере, в начальной школе, в торжественной речи директора, педагога или родителей звучит эта фраза. А дети не совсем понимают, как за одно лето они должны стать взрослыми. Начиная с 5 класса, ребятам все чаще начинают говорить об ответственности за их слова и поступки, доверяют выбор костюмов на школьные мероприятия, самостоятельный поход в столовую и дежурство, посещение библиотеки.
Как же помочь ребенку адаптироваться
По мнению Анастасии Петровской, очень многое зависит от нового классного руководителя, которого дети воспринимают как преемника их учителя из начальной школы.
— Дети мне много рассказывают о классных руководителях, поэтому я точно знаю, насколько эти педагоги для них важны. Ребята часто обращают внимание на действия и слова учителя, обижаются, когда их не слушают, чрезмерно критикуют.
Поддержка родителей также очень важна. В наших силах рассказать детям о новых предметах, которые ребенок будет изучать, заинтересовать ими. Также родителям важно сотрудничать с педагогами и школьным психологом.
— Случается, что родители не видят необходимости давать согласие на психодиагностику ребенка. Если это согласие мы получаем, то они не считают нужным ознакомиться с результатами исследования. Но ведь помочь ребенку в первую очередь могут родители, а педагог и психолог лишь прокладывают путь к решению проблем, сопровождают ребенка.
Источник фото: Unsplash.com
В период адаптации родителям очень важно позаботиться о полноценном отдыхе ребенка, режиме питания. Каждое утро нужно желать «хорошего дня», а вечером — подводить итоги за день, разговаривать о том, что было хорошего.
— Именно такая формулировка важна, потому что нужно стимулировать ребенка даже в самом сложном дне находить приятные моменты. Если пятиклассник тревожный, негативно настроен к школе, можно попробовать вместе вести дневник благодарностей, где каждый день родители и ребенок будут записывать несколько хороших моментов, за которые благодарят прошедший день.
Чувства важнее отметок
По мнению психолога, с детьми нужно разговаривать прежде всего об их чувствах, а уже потом - об отметках и предстоящих контрольных.
— Детям я всегда говорю честно, что если сейчас, в 5 классе, они будут переживать, чего-то бояться, то это нормально, так как их школьная жизнь стала другой. И очень важно не подавлять в себе грусть, злость, страх, тревогу, а научиться их понимать и выражать. А для этого не стыдно обратиться к взрослому и рассказать о своих переживаниях.
Важно не забывать про отдых, часть домашних заданий можно делать на выходных, чтобы разгрузить будни. Особенно актуальна данная рекомендация в этом учебном году, так как время пребывания детей в школе увеличилось из-за продления перемен в связи с эпидемиологической ситуацией, а делать домашние задания сразу после школы или поздно вечером неэффективно, считает педагог-психолог. Поэтому родителям очень важно научить ребенка грамотно планировать время и не забывать про отдых.
Анастасия Тетерук
Источник: Ребёнок BY