Школы-новостройки в ожидании ребят
– Игорь Викторович, как известно, за парты в 2024-м сядут более миллиона школьников. Подготовка действующих учреждений образования к их появлению в школах идет полным ходом. Откроются и новые учреждения, как, например, в столичном микрорайоне Лебяжий. Какие планы по возведению новых учреждений образования в стране и где они появятся в скором времени?
– Планируется, что с 1 сентября начнут функционировать свыше 2,6 тысячи учреждений общего среднего образования, шесть из которых – частные и 16 – относятся к иным ведомствам. К занятиям приступят около 1 миллиона 70 тысяч учащихся, в том числе 105 тысяч первоклассников.
Отмечу, что ежегодно к началу учебного года вводятся новые школы. В 2024-м ведется строительство семи школ на 6910 мест, шесть из которых – за счет средств государственного бюджета и одна – за счет средств инвестора.
К началу учебного года будут введены в эксплуатацию пять школ на 4840 мест. Так, в витебском микрорайоне Билево распахнет свои двери новая школа, рассчитанная на 850 мест, 290 из которых – для младшей школы. Две школы откроются в Минской области: в Солигорске на 930 мест и деревне Копище Боровлянского сельсовета, которая сможет принять 1020 ребят. Последняя, к слову, возведена за средства инвестора А 100. Также одна новая школа на 1020 мест начнет функционировать в Могилеве, и такой же мощности, как вы уже и отметили, в минском микрорайоне Лебяжий.
Если говорить о ближайшей перспективе, то до конца 2024-го планируется ввод в эксплуатацию еще двух школ: в микрорайоне Зеленый в Фаниполе Дзержинского района, рассчитанная на 1050 мест, и в Осиповичах на 1020 мест.
– На повестке дня остается тема неравномерного заполнения школ. И на это обращал внимание Глава государства. Остаются ли учреждения образования недозагруженными и как решается этот вопрос?
– Так называемая проблема перезагруженности существует в микрорайонах-новостройках, в которых интенсивно ведется строительство жилья. Учредителями учреждений образования проводится работа для урегулирования этого вопроса. Так, первые классы размещаются на базах близлежащих к ним учреждений дошкольного образования, пересматривается микрорайон, закрепленный за учреждением образования, увеличивается количество городского транспорта по маршруту следования, чтобы было удобно добираться к месту учебы и обратно. Родителям и учащимся предлагаются свободные места в школах в близлежащих «старых» микрорайонах, что позволяет равномерно заполнять все школы.
– Глава государства отдельные нарекания высказывал по поводу учебников с точки зрения простоты и адекватности подаваемой информации. Какая работа ведется, чтобы то, что в них написано, понимали не только авторы, но и дети?
– Несомненно, учебники играют важную роль в системе образования, так как служат самым главным источником информации для учащихся и опорой для педагогов. Именно по ним учитель строит познавательно-практическую деятельность учащихся, дает знания по учебному предмету, формирует навыки и умения.
В соответствии с поручением Главы государства к 2021/22 учебному году были обновлены все запланированные 217 учебных пособий для I–XI классов учреждений общего среднего образования. Таким образом, работа по созданию линейки национальных учебных пособий завершена.
При этом работа по совершенствованию учебных пособий продолжается в ходе их подготовки к переизданию. С 2021-го к 1 сентября нынешнего года переиздано 66 учебных пособий, в том числе 24 пособия в 2024-м.
Одно из самых важных требований, предъявляемых к учебникам нового поколения, – доступность изложения учебного материала, наличие практико-ориентированных заданий, направленных на применение усвоенных знаний при решении практических задач.
Отмечу, что большое внимание уделяется реализации воспитательного потенциала. В условиях государственного суверенитета Республики Беларусь содержание школьного учебника направлено на воспитание патриота, гражданина своей страны. Школьный учебник включает учебный материал, отражающий национально-культурные особенности Беларуси, позволяющий знакомить учащихся с достижениями белорусов в различных сферах деятельности – промышленности, культуре, спорте и других. Убежден, что сам факт информирования об этом имеет воспитательное значение, ведь ученики узнают о достижениях народа, которыми мы гордимся.
Хочу обратить внимание на то, что особенностями новых учебников являются более совершенный дизайн, наличие ссылок на электронные образовательные ресурсы, дополнительные материалы, размещенные на Национальном образовательном портале, которые позволяют учителю учитывать познавательные интересы учащихся, организовать работу с теми, кто заинтересовался учебным предметом, хочет больше узнать или проверить себя.
Стильно и по-деловому
– В этом году запускается пилотный проект по введению единой школьной формы, участниками которого станут 20 минских школ и гимназий. На ваш взгляд, может, стоит интенсифицировать процесс введения обязательного ношения школьной формы учащимися и масштабировать это начинание по всей стране? В то же время рассматривается ли возможность введения единого форменного стиля для педагогов (знаю, что такой опыт существует в некоторых столичных школах)?
– С 2022-го Министерством образования проводится работа по введению новых подходов к ношению школьной формы. Во всех учреждениях общего среднего образования по согласованию с учащимися и их родителями приняты решения по цветовой гамме школьной одежды, определены ее единые элементы.
Концерном «Беллегпром» разработан широкий ассортимент школьной одежды, который включает более 700 моделей. На сайте Министерства образования можно ознакомиться с образцами моделей, размещенных в каталоге «Школьная коллекция 2024–2025».
Подходы, выработанные ранее, сохранены и в преддверии нового учебного года.
В целях нормативного закрепления требований к внешнему виду учащихся Министерством образования внесены предложения по корректировке Кодекса Республики Беларусь об образовании в части установления обязанности присутствовать на учебных занятиях в одежде делового стиля.
С 1 сентября нынешнего года в 20 учреждениях общего среднего образования Минска будет реализовываться пилотный проект по введению единой школьной одежды, который осуществляется Минским горисполкомом и концерном «Беллегпром». По итогам реализации этого пилотного проекта будет принято решение о направлениях дальнейшей работы по введению единой школьной одежды в столичных учреждениях образования и в стране в целом.
Соглашусь, большое значение имеет и внешний вид педагога. Так, облик учителя должен быть современным, отличаться элегантностью и опрятностью.
К слову, законодательством не предусмотрены требования к одежде педагогических работников. Вместе с тем в соответствии с Кодексом об образовании педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы. Конкретные требования к одежде учителя отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка учреждений образования, учредительных документах и иных локальных правовых актах учреждений образования.
Стоит сказать, что в отдельных учреждениях общего среднего образования уже проводится работа по введению единых элементов одежды учителя. И такие примеры не единичны.
Вкусно и полезно!
– Весьма любопытным оказался пилотный проект по организации питания школьников, в котором были задействованы учреждения образования всех регионов страны. Какие результаты продемонстрировал эксперимент и ждать ли в перспективе его распространения на большее число учреждений образования?
– В рамках поручений Правительства для улучшения и совершенствования организации школьного питания в прошлом учебном году Министерством образования был реализован пилотный проект, в котором приняли участие 17 городских школ и гимназий, шесть школ в сельских населенных пунктах и около 22 тысяч учащихся.
Новшеством проекта стали принципы организации школьного питания с учетом востребованных у детей блюд и рационов.
Хочу подчеркнуть тот факт, что пилотный проект был положительно оценен как учащимися, так и их родителями.
Среди положительного – новый уровень взаимодействия с учащимися и родителями по вопросам организации питания, а именно формирование культуры здорового питания посредством актуализированных обучающих программ, проведения дегустаций новых блюд, мастер-классов по приготовлению таких блюд, в том числе на родительских собраниях, различных мероприятий воспитательного характера, например фестивалей, флешмобов, фоточелленджей, викторин, конкурсов по приготовлению школьниками полезных блюд и других не менее интересных акций.
По итогам пилотного проекта во всех школах в рацион учащихся включены новые блюда, разработанные с учетом их вкусовых предпочтений. Готовятся они, как правило, с использованием подготовленного Министерством образования информационного сборника технологических карт блюд и изделий, который размещен в общем доступе на сайтах профильного министерства, органов управления образованием.
Этот сборник содержит свыше 350 рецептов новых блюд и изделий.
В дальнейшем предполагаем наполнять его востребованными и апробированными блюдами.
Что касается перехода школ на новые принципы питания, то он осуществлялся поэтапно с учетом материальных и кадровых ресурсов. В прошлом учебном году на такую организацию питания перешли 2123 школы, с 1 сентября нынешнего – переходят еще 506 школ.
Профильное обучение в приоритете
– С 2015/16 учебного года в Беларуси действует профильное обучение учащихся на III ступени общего среднего образования. Насколько результативно функционирование классов профессиональной направленности и будут ли открываться новые профили по наиболее востребованным в стране профессиям?
– В целях подготовки высококвалифицированных кадров в прошлом учебном году в 1574 учреждениях общего среднего образования функционировало 2212 классов (групп) педагогической, аграрной, спортивно-педагогической, военно-патриотической, инженерной и железнодорожной направленности, в которых обучались свыше 20 тысяч учащихся. Классы профессиональной направленности открываются по наиболее востребованным у нас в стране профессиям.
Напомню, что выпускники профильных классов имеют право на зачисление в вуз без вступительных испытаний по результатам собеседования при наличии высоких отметок в аттестате и рекомендации педсовета учреждения образования, которое они окончили. Ежегодно в учреждения высшего образования по профилю поступают от 25 до 45 процентов выпускников таких классов.
Для совершенствования работы профильных классов профессиональной направленности, повышения качества профориентационных мероприятий и практико-ориентированной подготовки скорректированы учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности. В эти программы включен вариативный компонент, позволяющий отразить специфику регионов, особенности и возможности регионального вуза, в который должны прийти выпускники. В частности, увеличено количество практических занятий, предусмотрено их проведение на предприятиях, в организациях, в учреждениях высшего или профессионального образования, утверждены дорожные карты по совершенствованию работы профильных классов профессиональной направленности.
Думаю, что такое пристальное внимание к данному вопросу принесет свой результат и в ту или иную профессию придут наиболее подготовленные и мотивированные выпускники.
Оценка положительная: о едином ЦЭ
– Вопрос о новациях учебного процесса: выпускные экзамены в школах и вступительные испытания в вузах теперь проходят в форме единого экзамена. Как зарекомендовала себя эта практика и нуждается ли она в совершенствовании?
– Одной из ключевых новаций 2024-го является проведение централизованного экзамена и централизованного тестирования в единые сроки, что позволило создать равные условия для выпускников этого года и прошлых лет, значительно сократить количество дней их проведения.
Напомню, что 27 и 30 мая нынешнего года проведены ЦЭ и ЦТ для всех выпускников 2024-го и прошлых лет, 3 и 6 июня – ЦТ по учебному предмету на выбор для всех абитуриентов.
В целом педагогической общественностью, учащимися и их родителями проведение централизованного экзамена как формы итоговой аттестации учащихся поддержано.
Положительное для итоговой аттестации 11-классников в форме централизованного экзамена очевидно. Так, унифицируются формы проведения выпускных и вступительных экзаменов, уменьшается нагрузка на учащихся: было четыре экзамена – стало два. Немаловажно и то, что выпускники в настоящее время более мотивированно подходят к выбору будущей профессии, поскольку на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения, т.е. такой подход позволяет абитуриенту делать осознанный выбор будущей специальности, а не набирать перечень сертификатов, которые по баллам подходят для того, чтобы поступить. Это один из важнейших факторов, повышающих качество отбора абитуриентов в учреждения высшего образования.
Акцент – на мотивированную молодежь
– Переходя от среднего образования к высшему, стоит, пожалуй, поднять тему, касающуюся механизма поступления: от сдачи централизованного экзамена до зачисления на бюджетную форму обучения по итогам целевого набора или внутриуниверситетских олимпиад. Оправдал ли себя новый подход и чего ждать будущим абитуриентам в предстоящей вступительной кампании?
– Особенностью вступительной кампании последних двух лет является этапность ее организации.
Активная фаза вступительной кампании в 2024-м началась в феврале, когда в 21 региональном вузе завершились университетские олимпиады по учебным предметам. Около тысячи победителей были рекомендованы к зачислению без вступительных испытаний.
В итоге на востребованные специальности зачислены 375 победителей олимпиад. Кроме того, 22 победителя зачислены на условиях целевой подготовки.
Формат приема абитуриентов-целевиков в этом году не изменился. Вступительная кампания для них была вынесена за рамки основного приема и проведена с 27 июня по 12 июля.
Вместе с тем при приеме целевиков в 2024-м были повышены требования к заказчикам кадров, которым необходимо было обеспечить конкурсную ситуацию на заявленные места. Повысились также требования к успеваемости абитуриентов: при поступлении на целевые места по ряду специальностей необходим был средний балл документа об образовании не ниже 7 баллов.
В текущем году отмечена значительная активизация заказчиков кадров при организации целевого приема. В итоге в вузы зачислено 4,6 тысячи целевиков, что на 1,1 тысячи больше, чем в 2023-м. Наибольшее количество целевиков зачислено по медицинским, педагогическим и сельскохозяйственным специальностям.
В рамках основного приема абитуриентов на бюджетную форму зачислено около 30 тысяч студентов, что на 2,5 тысячи больше по сравнению с прошлым годом.
Выросло также количество зачисленных без вступительных испытаний и вне конкурса. Это мотивированные, одаренные молодые люди, которые достигли высоких результатов во время обучения в школах и колледжах. Таких ребят около 5,4 тысячи. Это победители международных, республиканских, областных олимпиад, выпускники профильных классов профессиональной направленности, обладатели золотой (серебряной) медали или диплома о профессионально-техническом или среднем специальном образовании с отличием, выпускники Национального детского технопарка, вузовских лицеев, иные категории абитуриентов.
– И в завершение, Игорь Викторович, какова ваша оценка вступительной кампании нынешнего года с учетом изменений порядка приема абитуриентов? На какие специальности, которые появились в связи с потребностями рынка труда, сделали акцент в нынешней кампании?
– Для повышения заинтересованности молодежи в получении высшего образования в учреждениях образования страны, привлечения одаренной молодежи в региональные учреждения высшего образования в нынешнем году внесены изменения в структуру приема. Увеличен план набора в 2024-м за счет бюджета на востребованные экономикой специальности – педагогические, медицинские, инженерные, сельскохозяйственные.
В текущем году впервые осуществлялся прием абитуриентов на новые специальности, в числе которых «Международная конфликтология», «Страноведение и переводческая деятельность», «Цифровой маркетинг», «Электронное машиностроение», «Киберфизические системы».
Отмечу, что вступительная кампания прошла в полном соответствии с Правилами приема, иными нормативными правовыми актами, для абитуриентов и их родителей были созданы комфортные условия.
Хочу сказать, что итоги этой вступительной кампании позволяют сделать вывод о правильности принятых решений по совершенствованию организации приема абитуриентов.
Источник: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.