Эксперт рассказала о подготовке учителей-дефектологов в Беларуси

Эксперт рассказала о подготовке учителей-дефектологов в Беларуси

Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк во время круглого стола в пресс-центреБЕЛТА рассказала о подготовке учителей-дефектологов в Беларуси.

551 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

"Важным является полный пересмотр и изменения парадигмальных подходов к подготовке учителей-дефектологов. Мы ушли от дефектоцентрированного подхода, то есть когда есть нарушение, вокруг которого организуется работа учителя-дефектолога. Мы сегодня говорим о комплексе особых образовательных потребностей, которые присущи разным категориям детей, то есть у всех детей с особенностями психофизического развития есть особые образовательные потребности, но они общие. Например, все дети с особенностями психофизического развития в качестве дополнения независимо от основного нарушения имеют нарушения речи. Речь идет о грамматическом строе, приращении словаря, о логике высказывания, о монологической и диалогической речи и так далее. При этом мы понимаем, что специфика нарушений рождает особые образовательные потребности", - рассказала Вера Хитрюк.

По ее словам, педагоги сталкиваются еще с одним важным вызовом - это успехи технологий в сфере здравоохранения. "В 1927 году в статье о детской дефективности советский психолог Лев Выготский говорил о том, что человечество когда-нибудь победит слепоту и глухоту. Мы сегодня находимся на этапе, когда мы говорим о том, что человечество начало побеждать глухоту. Ведь уже в 6-месячном возрасте ребенок, рожденный с тяжелым нарушением слуха, глухотой, проходит имплантацию, и ему возвращается физический слух. Но это не означает, что у него автоматически начинает развиваться речь. Вот этот физический слух должен быть превращен в функциональный слух, для этого нужен сурдопедагог. В этих условиях ребенок начинает слышать, различать звуки речи, слова в потоке, он начинает говорить. Однажды я присутствовала на спектакле, в котором участвовали двое неслышащих детей после кохлеарной имплантации, для меня это было просто потрясением, если бы я - дефектолог с большим опытом работы, знанием ситуации - встретила их на улице, не увидев процессора, я бы никогда не поняла, что это дети, имеющие нарушения слуха. Их интонирование, эмоциональность были просто фантастикой", - поделилась директор института.

Вера Хитрюк подчеркнула, что такие результаты возможны только при командной работе. "Это совместный, титанический труд медиков, сурдопедагогов и, конечно, родителей. Здесь мы имеем образец слаженной, четкой, целенаправленной, глубочайшей работы целой команды. Я думаю, что это касается и детей с расстройством аутистического спектра. То есть успехи детей - это совместный труд разных категорий специалистов, и вот к этому совместному труду мы сегодня готовим учителей-дефектологов, к пониманию того, что мы сегодня не только работаем с детьми в учреждениях специального образования при реализации программы интегрированного обучения и воспитания, мы сегодня работаем с учителями, педагогами-психологами, администрацией школ, родителями детей с особенностями психофизического развития и родителями нормотипичных детей", - добавила она.

Что касается подготовки учителей в целом, то она тоже изменена с учетом внедрения инструментов, наработанных за сто лет специальной педагогикой. "В программу учебной дисциплины "Педагогика" мы включили раздел "Основы педагогики специального и инклюзивного образования". Эта дисциплина изучается на первом курсе. На втором курсе всеми педагогами изучается дисциплина "Педагогическая психология", туда мы включили раздел "Психология инклюзивного и специального образования". На третьем курсе появляется еще одна дисциплина, которая в корне отличается от того опыта, который мы имели ранее, называется она "Инклюзивная образовательная практика". Эта дисциплина имеет инвариантную часть для всех педагогов и вариативную часть в зависимости от конкретной подготовки. Если это воспитатель дошкольного учреждения образования, то, соответственно, его вариативная часть будет связана с тем, как работать с детьми в дошкольном возрасте, при включении детей с особенностями психофизического развития. Если речь идет о начальной школе, соответственно, этот вариативный компонент будет адекватен тому функционалу, который выполняет учитель и так далее. Таких программ у нас получилось пять", - проинформировала руководитель Института инклюзивного образования БГПУ.

Источник: БЕЛТА

551 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок