Может ли директор направить в командировку учителя, воспитывающего малолетнего ребенка, без его согласия?
Нет.
В соответствии с ч. 2 ст. 263 ТК женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет), могут направляться в служебную командировку только с их письменного согласия.
Если работница не дала согласия на направление ее в служебную командировку, а наниматель издал приказ без указания на согласие работницы и настаивает на командировке, то такие действия нанимателя являются незаконными.
Правомерны ли действия администрации школы, раздавшей родителям квитанции с суммой оплаты на квартал с просьбой в дальнейшем предоставить подтверждение оплаты?
Родительскую помощь школе можно оказывать только на добровольной основе.
В соответствии с п. 1 ст. 137 Кодекса об образовании финансирование государственных учреждений общего среднего образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
Для решения актуальных задач учреждения образования руководитель осуществляет взаимодействие с попечительским советом, деятельность которого регулируется постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования» (с последующими изменениями и дополнениями).
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) банковский счет по учету прочих государственных средств, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.
Таким образом, родительская помощь может быть оказана только на добровольной основе путем перечисления средств на расчетный счет учреждения образования.
У работника с высшим педагогическим образованием и высшей квалификационной категорией учителя был перерыв в педагогической деятельности более 10 лет. Надо ли ему подтверждать квалификационную категорию?
Этот вопрос решает директор.
Согласно п. 5 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится по инициативе руководителя организации системы образования (с согласия педагогического совета учреждения образования (совета учреждения образования)). Аттестация на подтверждение квалификационной категории может проводиться в отношении педагогического работника, имеющего перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет.
Обращаем внимание на то, что инициирование проведения такой аттестации является правом, а не обязанностью руководителя учреждения образования.
Ребенок учится на второй ступени общего среднего образования. В школе организовано обязательное централизованное питание. Может ли ребенок отказаться от питания и покупать в буфете то, что действительно будет есть?
Может отказаться.
Питание в учреждениях общего среднего образования организовано в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525).
При организации питания в учреждениях образования создаются безопасные условия для приготовления и приема пищи в специально выделенных помещениях (столовых). Кроме того, питание является щадящим по химическому составу и способам приготовления.
В то же время НПА обязательность питания в школе не предусмотрена.
Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обратиться за административной процедурой самостоятельно, а также обжаловать административное решение во внесудебном порядке?
Это зависит от конкретных обстоятельств и вида административной процедуры.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 433-З) под заинтересованным лицом понимается гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в т. ч. индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением административной процедуры.
Иных критериев для отнесения лица к категории «заинтересованное лицо» законодательством не установлено.
На основании ч. 1 п. 1 ст. 8 Закона № 433-З заинтересованное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Заинтересованное лицо обладает правом на обжалование принятого административного решения (п. 1 ст. 30 Закона № 433-З).
В силу п. 1 ст. 20 ГК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18‑летнего возраста.
В связи с этим по общему правилу заинтересованное лицо в момент подачи заявления для осуществления административной процедуры должно быть полностью дееспособным.
В то же время согласно ч. 1 ст. 21 ТК заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет, а с письменного согласия одного из родителей (усыновителей (удочерителей), попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет (ч. 2 ст. 21 ТК).
Следовательно, при вступлении несовершеннолетнего в трудовые отношения он наделяется правом, предусмотренным ст. 51 ТК, в части возможности получения от нанимателя справки с указанием квалификации, должности служащего (профессии рабочего), времени работы и размера заработной платы, а также других документов о работе, включая справку о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания), выдача которой предусмотрена п. 2.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — перечень).
В случае рождения ребенка несовершеннолетнее лицо также вправе обратиться за назначением пособий, предусмотренных, к примеру, п. 2.5 (назначение пособия по беременности и родам), 2.6 (назначение пособия в связи с рождением ребенка), 2.8 (назначение пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12‑недельного срока беременности), 2.9 (назначение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет), 2.9-1 (назначение пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет) перечня.
Административные процедуры по выдаче паспорта гражданину Республики Беларусь, проживающему в Республике Беларусь, в связи с достижением 14‑летнего возраста или не достигшему 14‑летнего возраста, в случае утраты (хищения) паспорта, предусмотренные подп. 11.1.1 и 11.1.2 п. 11.1 перечня, также осуществляются несовершеннолетними самостоятельно.
Таким образом, при решении вопроса о возможности обращения несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет за совершением административной процедуры, а также о возможности обжалования административного решения во внесудебном порядке следует исходить из конкретных обстоятельств и конкретной административной процедуры.
Если за административной процедурой обращается законный представитель несовершеннолетнего, то может ли принятое по заявлению законного представителя административное решение обжаловать сам несовершеннолетний?
Да, может.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 433-З заинтересованное лицо и третье лицо обладают правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.
При этом под третьим лицом понимается гражданин или юридическое лицо, кроме заинтересованного лица, участие которого в осуществлении административной процедуры предусмотрено актами законодательства и чьи права и (или) обязанности затрагиваются административным решением.
В отношении возможности обжалования административного решения третьим лицом, в т. ч. несовершеннолетним, законодательных ограничений не установлено.
В соответствии с чч. 3‒4 ст. 59 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь несовершеннолетние, достигшие 14 лет, имеют право лично обратиться в суд с заявлением о защите своих прав и охраняемых законом интересов и пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде без согласия родителей, усыновителей, попечителей.
Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, не достигших 14 лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищаются в суде их законными представителями — родителями, усыновителями или опекунами.
по теме